Привод клапанов осуществляется от распределительного вала через толкатели, штанги толкателей и коромысла (рис. 1)

Распределительный вал стальной, кованый, имеет пять опорных шеек, кулачки привода клапанов, шестерню привода масляного насоса и эксцентрик привода топливного насоса.

Опорные шейки вала в блоке цилиндров на подшипниках скольжения представляют собой стальные втулки, залитые антифрикционным сплавом (на двигателях модели 4178 с декабря 1995 г. и модели 4218 втулки не устанавливаются).

Рис. 1. Привод клапанов: 1 - распределительный вал; 2 - толкатель; 3 - штанга; 4 - седло клапана; 5 - клапан; 6 - направляющая втулка клапана; 7 - стопорное кольцо; 8 - шайба; 9 - пружина; 10 - маслоотражательный колпачок; 11 - пружина колпачка; 12 - тарелка пружины; 13 - сухарики; 14 - коромысло; 15 - регулировочный винт; 16 - контргайка; 17 - ось коромысел; 18 - стойка; 19 - головка блока цилиндров

Привод распределительного вала осуществляется от коленчатого вала парой шестерен с косыми зубьями. Шестерня на коленчатом валу чугунная, а на распределительном валу – пластмассовый венец с чугунной ступицей.

Обе шестерни имеют по два резьбовых отверстия для съемника.

Рис. 2. Установочные метки на распределительных шестернях: а – метки

Правильность фаз распределения обеспечивается установкой шестерен по меткам (рис. 2).

Метка «О» на шестерне коленчатого вала должна быть против риски у впадины зуба на шестерне распределительного вала.

Рис. 3. Упорный фланец распределительного вала: 1 – шестерня; 2 – упорный фланец; 3 – распорное кольцо; 4 – распределительный вал

Осевое перемещение распределительного вала ограничивается стальным упорным фланцем 2 (рис. 3), находящимся между торцом шейки распределительного вала и ступицей шестерни.

Рабочий зазор 0,1–0,2 мм между ступицей шестерни и упорным фланцем обеспечивается тем, что распорное кольцо 3, зажатое между шестерней и шейкой распределительного вала, толще упорного фланца.