Общие сведения о техническом обслуживании автомобиля Камаз

В объем технического обслуживания входят контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, регулировочные, электротехнические и монтажно-демонтажные работы, связанные с проверкой и регулировкой отдельных узлов и агрегатов на специальных стендах и оборудовании

Если при техническом обслуживании возникает сомнение в полной исправности отдельной сборочной единицы, то ее проверьте специальным прибором или на стенде.

Техническое обслуживание автомобилей (автопоездов) КамАЗ подразделяется на обслуживание в начальный и основной периоды эксплуатации.

Общие сведения о техническом обслуживании автомобиля Камаз

Техническое обслуживание в начальный период эксплуатации:

  • - ежедневное техническое обслуживание;
  • - техническое обслуживание после первых 1000 км (сервис А);
  • - техническое обслуживание после первых 4000 км (сервис В);
  • - сервис 1 после первых 8000 км;
  • - сервис 2 после первых 12000 км.

Техническое обслуживание в основной период эксплуатации:

Периодичность технического обслуживания автомобилей

  • - ежедневное, техническое обслуживание;
  • - сервис 1;
  • - сервис 2;
  • - сезонное техническое обслуживание (сервис С).

Основным назначением ежедневного обслуживания является общий контроль за состоянием агрегатов и систем, обеспечивающих безопасность движения, и поддержание надлежащего внешнего вида.

В начальный период эксплуатации происходит приработка деталей в агрегатах автомобиля, поэтому при проведении технического обслуживания в этот период с особой тщательностью выполняйте профилактические крепежные и смазочно-очистительные работы.

Техническое обслуживание в начальный период проводится независимо от условий эксплуатации.

В основной период эксплуатации работы по техническому обслуживанию выполняются с периодичностью, соответствующей категории условий эксплуатации

Периодичность технического обслуживания автомобилей в зависимости от характеристик условий эксплуатации:

Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием за пределами пригородной зоны

Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием в пригородной зоне, улицы небольших городов (с населением до 100 тыс. жителей):

  • - сервис 1: 4000 км;
  • - сервис 2: 12000 км;
  • - сервис С: 24000 км.

Автомобильные дороги с асфальтобетонным и приравненным к ним покрытием в горной местности. Улицы больших городов

Автомобильные дороги со щебеночным или гравийным покрытием

Грунтовые профилированные и лесовозные дороги

  • - сервис 1: 3200 км;
  • - сервис 2: 9600 км;
  • - сервис С: 19200 км.

Автомобильные дороги со щебеночным или гравийным покрытием в горной местности

Непрофилированные дороги и стерня. Карьеры, котлованы и временные подъездные пути

  • - сервис 1: 2400 км;
  • - сервис 2: 7200 км;
  • - сервис С: 14400 км.

Сезонное техническое обслуживание включает в себя дополнительные осенние работы, которые выполняются один раз в год.

Все виды технического обслуживания проводятся в сроки, указанные в сервисной книжке.

Смазывание

Наименование масел, количество и периодичность смазывания указаны в химмотологической карте смазывания автомобиля, а расположение сборочных единиц и агрегатов, требующих периодического пополнения или замены масла, приведено на рисунке 2.

Помните, что применение заменителей существенно снижает долговечность сборочных единиц автомобиля (например, гидроусилителя рулевого механизма — в три-четыре раза) и допускается лишь как временная мера.

При переходе с одного рекомендуемого сорта масла на другой промойте коробку передач смесью из 50 % дизельного топлива и 50 % свежего, предназначенного для последующей заливки масла, прокручивая двигатель в течение 5-10 min при нейтрали в коробке передач.

Химитологическая карта автомобилей Камаз

Схема точек смазки: 1 - ось передней опоры кабины; 2 - пальцы передних рессор; 3 - муфта опережения впрыска топлива; 4 - бачок насоса гидроусилителя рулевого управления; 5 - система охлаждения; 6 - картер двигателя; 7 - предохранитель от замерзания; 8 - выключатель аккумуляторных батарей; 9 - клеммы аккумулятора; 10 - картер коробки передач; 11 - шарниры карданных валов; 12 - башмаки балансиров; 13 - стебель крюка тягово-сцепного устройства; 14 - картер заднего моста; 15 - шарниры реактивных штанг, 16 - подшипники ступиц; 17 - регулировочные рычаги тормозных механизмов; 18 - втулки валов разжимных кулаков; 19 - картер промежуточного моста; 20 - подшипник муфты выключения сцепления; 21 - подшипник вала вилки выключения сцепления; 22 - опоры передней и промежуточной тяг привода дистанционного управления; 23 - шарниры рулевых тяг; 24 - шкворни поворотных кулаков; 25 - подшипники ступиц колес переднего моста; 26 - трос крана управления делителем; 27 - гидропривод выключения сцепления

  • Система питания двигателя автомобиля

Основные:

Летом: Топливо дизельное Л-02-40 ГОСТ 305 (при температуре воздуха 0 °С и выше)

Зимой: Топливо дизельное 3-02 минус 35 ГОСТ 305 (при температуре воздуха минус 20 °С и выше); Топливо дизельное 3-02 минус 45 ГОСТ 305 (при температуре воздуха минус 30 °С и выше); Топливо дизельное А-02 ГОСТ 305 (при температуре воздуха минус 50 °С и выше)

Дублирующие:

Летом: Топливо дизельное Л-0540 ГОСТ 305 (при температуре воздуха 0 °С и выше)

Зимой: Топливо дизельное 3-05 минус 35 ГОСТ 305 (при температуре воздуха минус 20 °С и выше); Топливо дизельное 3-05 минус 45 ГОСТ 305 (при температуре воздуха минус 30 °С и выше); Топливо дизельное А-05 ГОСТ 305 (при температуре воздуха минус 50 °С и выше)

  1. Картер масляный (двигатели: 7403.10, 740.11-240, 740.13-260, 740.0-260, 740.30-260) - автомобилей с колесной формулой 6х6, емкость 36 литров; - автомобилей с колесной формулой 6х4, 8х4, - емкость – 30 литров

Всесезонно: Масло моторное Уфалюб ХД Экстра 15W-40 ТУ 0253-00211493112; ЛУКОЙЛ-Супер SAE 15W-40 CE/SG; ЛУКОЙЛ-Супер SAE 15W-40 CF- 4/SG ЛУКОЙЛ-Супер SAE 5W-40, CF- 4/SG, ТУ 0253-07500148636

Летом: Масло моторное М-10-Д (м) ГОСТ 8581

Зимой: Масло моторное М-8-Д (м) ГОСТ 8581

Зарубежные масла - API CE, CF-4 SAE 15W-40 SAE 5W-40

При ежедневном обслуживании – проверить уровень масла в картере и при необходимости долить

  • При ТО-5500 – сменить масло;
  • При ТО-2 – сменить масло
  1. Муфта опережения впрыска топлива (при наличии), смазывается маслом для двигателей. Емкостью 0,140 литров

При ТО-1000 – довести уровень масла до нормы

При ремонте – сменить масло при проверке и регулировке ТНВД на стенде

  1. Картер коробки передач:
  • КП-142(14) – 8,5 литров;
  • КП-152(15) – 12 литров;
  • КП-161 – 11 литров;
  • ZF-9S109 – 8 литров

Всесезонно: Масло ТСп-15К ГОСТ 23652 Масло ТМ3-18 КАМА ТУ 38 301-19-63 (при температуре окружающего воздуха не ниже минус 30 «С)

Всесезонно: Масло “Омскойл К” ТУ 38 301-19-93 (при температуре окружающего воздуха не ниже минус 30 «С); Смесь масла ТСп-15К с 1518% дизельного топлива марки “3” или “А” (при температуре ниже минус 30 «С)

Зарубежные масла: API GL-3, APIGL-4 SAE 80W-90 SAE 85W-90

  • При ТО-1000 – довести уровень масла до нормы;
  • При ТО-5500 – сменить масло;
  • При ТО-2 – довести уровень масла до нормы;

При 100000 км. – Сменить масло

  1. Картер:
  • - переднего моста – 5,8 литра;
  • - среднего моста – 7,0 литров;
  • - заднего моста – 7,0 литров

Всесезонно: Масло ТСп-15К ГОСТ 23652 Масло ТМ3-18 КАМА ТУ 38 301-19-63 (при температуре окружающего воздуха не ниже минус 30 «С)

Всесезонно: Масло “Омскойл К” ТУ 38 301-19-93 (при температуре окружающего воздуха не ниже минус 30 «С); Смесь масла ТСп-15К с 1518% дизельного топлива марки “3” или “А” (при температуре ниже минус 30 «С)

Зарубежные масла: API GL-3, APIGL-4 SAE 80W-90 SAE 85W-90

  • При ТО-1000 – довести уровень масла до нормы;
  • При ТО-5500 – сменить масло;
  • При ТО-2 – довести уровень масла до нормы;
  • При пробеге 50000 км – сменить масло не реже 1 раза в год
  1. Раздаточная коробка:
  • - с коробкой отбора мощности – 5,4 литра;
  • - без коробки отбора мощности – 4,5 литра;

Всесезонно: Масло ТСп-15К ГОСТ 23652 Масло ТМ3-18 КАМА ТУ 38 301-19-63 (при температуре окружающего воздуха не ниже минус 30 «С)

Всесезонно: Масло “Омскойл К” ТУ 38 301-19-93 (при температуре окружающего воздуха не ниже минус 30 «С); Смесь масла ТСп-15К с 1518% дизельного топлива марки “3” или “А” (при температуре ниже минус 30 «С)

Зарубежные масла: API GL-3, APIGL-4 SAE 80W-90 SAE 85W-90

  • При ТО-1000 – довести уровень масла до нормы;
  • При ТО-5500 – сменить масло;
  • При ТО-2 – довести уровень масла до нормы;
  • При пробеге 50000 км – сменить масло не реже 1 раза в год
  1. Башмаки балансирной подвески, две точки смазки, емкость 2,0 литра

Масло применяется такое, как и при обслуживании коробки передач

  • При ТО-1000 – довести уровень до нормы;
  • При ТО-2, СТО – сменить масло при регулировке осевого зазора
  1. Картер межосевого дифференциала:

Масло применяется тоже, что и при обслуживании коробки передач, емкость 1,2 литра. При СТО сменить масло при разборке и ремонте узла

  1. Полость шаровых опор переднего моста – две точки смазки, емкость 6,0 литров.

Смесь 50% масла ТСп-15К ГОСТ 23652 с 50% смазки Литол-24 ГОСТ 21150

Разобрать шарнир и заменить смазку

  1. Верхние подшипники шкворней – две точки смазки емкостью 0,2 литра

Смесь 50% масла ТСп-15К ГОСТ 23652 с 50% смазки Литол-24 ГОСТ 21150

При ТО-10000 и ТО-2 смазать через пресс-масленки

  1. Трос крана управления делителем передач – масло, применяемое в коробке передач, емкость 0,002 литра

При сервисном техническом обслуживании смазать с помощью масленки

  1. Шкворни поворотных кулаков – четыре точки смазки

Смазка Лита ТУ 381011308, смазка Литол-24, зарубежная смазка Shell: Aeroshell, Grease 6, 22, емкость 0,072 кг

При ТО-1000, ТО-5500, ТО-1 – смазать через пресс-масленку, сделав не более трех ходов

  1. Подшипник муфты выключения сцепления – одна точка смазки, 0,015 кг. При ТО-1000, ТО-5500, ТО-2 – смазать через пресс-масленку
  2. ПГУ - одна точка смазки, 0,06 кг – смазать при ремонте и сборке узла
  3. Втулка вала вилки выключения сцепления – две точки смазки, такая же смазка, 0,015 кг. При ТО-1000, ТО-5500, ТО-2 – смазать через пресс-масленку
  4. Направляющая передней крышки (сцепление модели 17) – одна точка смазки

Смазка Лита ТУ 381011308, смазка Литол-24, зарубежная смазка Shell: Aeroshell, Grease 6, 22, емкость 0,015кг

При ТО-1000, ТО-5500, ТО-2 – смазать через пресс-масленку, сделав шприцем не более двух ходов

  1. Передний подшипник первичного вала – одна точка смазки, 0,015 кг. Смазка такая же – смазать при снятии коробки передач
  2. Шаровой подшипник рычага переключения передач коробки передач* Смазка такая же – 0,01 кг – смазать при сборке и ремонте узла
  3. Ось тяги управления коробкой передач* - 0,008 кг – смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
  4. Шаровой шарнир тяги управления коробкой передач* - 0,01 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
  5. Шаровые шарниры реактивной тяги* - 0,02 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
  6. Шаровые соединения дистанционного привода управления коробкой передач* - 0,02 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
  7. Клапан включения демультипликатора* - 0,02 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
  8. Фиксатор блокировки включения передач* - 0,005 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
  9. Опоры тяг дистанционного привода управления коробкой передач* 0,05 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
  10. Наконечник рычага переключения коробки передач* - 0,03 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла

(* Для коробки передач 161 в составе силового агрегата с двигателем 740.20-260, 740.30-260)

  1. Кран управления делителем передач – одна точка смазки - 0,01 кг – смазка Циатим-221 или смазка Лита ТУ 381011308, зарубежная смазка Shell: Aeroshell, Grease 6, 22 – смазать при сборке и ремонте узла
  2. Клапан включения делителя передач - 0,02 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
  3. Механизм переключения делителя передач – две точки смазки - 0,02 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
  4. Редукционный клапан управления механизмом - 0,01 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
  5. Воздухораспределитель механизма управления делителем передач, одна точка смазки. Смазка Циатим-221 или смазка Лита ТУ 381011308, зарубежная смазка Shell: Aeroshell, Grease 6,22, Alvania Ep 2 – смазать при сборке и ремонте узла
  6. Полость сменных шестерен датчика спидометра - 0,015 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
  7. Тяга управления жалюзи радиатора – одна точка смазки. Смазка Литол-24, Солидолы Ж, зарубежная смазка Shell, Alvania Ep 2 - 0,03 кг – смазать при сборке и ремонте узла
  8. Тяга ручного управления остановом двигателя – одна точка смазки, 0,03 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
  9. Шаровые пальцы наконечников тяг привода рычага ТНВД – две точки смазки. Смазка Литол-24 зарубежная смазка Shell, Alvania Ep 2 - 0,015 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
  10. Телескопический толкатель управления подачей топлива – одна точка смазки. Смазка такая же – заложить смазку 0,005 кг
  11. Кран сливной системы охлаждения – смазка Литол-24, Циатим-221, зарубежная смазка Shell: Aeroshell, Grease 6,22, Alvania Ep
  12. Шлицевые соединения карданных валов мостов. Смазка такая же – При сборке и ремонте смазать шлицы и заложить смазку в шлицевые соединения
  13. Шарниры карданных валов по две точки смазки. Смазывать при ТО-1000, ТО-2 при эксплуатации через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки из под кромок уплотнений
  14. Подшипник ступиц колес передней оси две точки смазки, передняя, вторая ось (КамАЗ-6540) четыре точки смазки. Смазка Литол-24, Циатим-221, зарубежная смазка Shell: Aeroshell, Grease 6,22, Alvania Ep. Заложить смазку при снятой ступице между роликами и сепараторами равномерно по всей полости подшипников
  15. Подшипник ступиц колес среднего и заднего моста – две точки смазки. Смазка такая же, по 0,8 кг. Заложить смазку при снятой ступице между роликами и сепараторами равномерно по всей полости подшипников
  16. Держатель запасного колеса (трущиеся поверхности). Смазка Литол-24, Солидолы Ж, зарубежная смазка Shell, Alvania Ep 2 - 0,03 кг – смазать при сборке и ремонте узла
  17. Шарниры рулевых тяг – четыре точки смазки. Смазка такая же – 0,150 кг. При ТО-1000, ТО-5500, ТО-1 – смазать через пресс-масленки до выдавливании свежей смазки
  18. Шарниры карданного вала рулевого управления – восемь точек смазки. Смазка Литол-24, Циатим-221, зарубежная смазка Shell: Aeroshell, Grease 6,22, Alvania Ep – смазать при ремонте и сборке узла
  19. Шлицы карданного вала рулевого управления. Смазать при ремонте и сборке узла. Смазка такая же 0,040 кг.
  20. Пальцы передних рессор – две точки смазки.
  21. Рессоры задние и передние (листы), для КамАЗ-6540
  22. Регулировочные рычаги тормозных механизмов, для КамАЗ-6540
  23. Втулки валов разжимных кулаков:
  • - передний кронштейн;
  • - передний кронштейн для КамАЗ-6540
  1. Втулки валов разжимных кулаков: - задний кронштейн. Смазать через пресс-масленки, до выдавливания свежей смазки
  2. Ролик колодки тормоза и ось ролика – смазать тонким слоем при сборке и ремонте узла
  3. Посадочные места оси колодки тормоза - смазать тонким слоем при сборке и ремонте узла
  4. Трос управления правой и левой заслонкой системы отопления, краном системы отопления - смазать тонким слоем при сборке и ремонте узла
  5. Оси передних опор кабины – при ТО-1000, ТО-5500, ТО-1 – смазать через пресс-масленку до выдавливания свежей смазки
  6. Включатель массы – смазать при сборке и ремонте узла
  7. Рессоры заднего крепления кабины – две точки смазки. Смазка графитная УСс- А, зарубежная - Shell: Alvania HDX 2, Rhodina EP 2. Смазать при разборке и ремонте узла
  8. Пластины торсиона сиденья водителя – смазать при необходимости
  9. Подшипник винта торсиона – смазать при ремонте и разборке узла
  10. Оси роликов и направляющие рычагов сиденья водителя - смазать при ремонте и разборке узла
  11. Беговые дорожки шариков и роликов направляющих механизмов перемещения сиденья водителя – смазать при необходимости
  12. Ограничитель открывания дверей – смазать при необходимости
  13. Запор кабины – смазать при необходимости
  14. Петля двери кабины - 0,010 кг - Смазать при сборке и ремонте узла
  15. Стеклоподъемник двери кабины. Смазка Лита ТУ 381011308 или Циатим-201 ГОСТ 6267, Смазка Литол-24 ГОСТ21150, Shell: Aeroshell Grease 6, 22 0,020 кг. Смазать при сборке и ремонте узла
  16. Замок двери кабины - 0,020 кг - Смазать при необходимости
  17. Привод замка двери кабины. Смазка Лита ТУ 381011308, Смазка Литол-24 ГОСТ 21150 Shell: Aeroshell Grease 6, 22 Alvania EP 2 - 0,020 кг. Смазать при необходимости
  18. Ручка наружная двери кабины - 0,005 кг - Смазать при необходимости
  19. Кран управления отопителем кабины - 0,002 кг - Смазать при ремонте и сборке узла
  20. Кран сливной системы отопления. Смазка Литол-24 ГОСТ 21150, Смазка Лита ТУ 38 1011308, Shell: Aeroshell Grease 6, - 22 0,002 кг - Смазать при ремонте и сборке узла
  21. Клеммы аккумуляторных батарей - Смазка Литол-24 ГОСТ 21150, Shell: Alvania EP 2 0,020 кг ТО-2 - Смазать тонким слоем
  22. Штекерные соединения электрооборудования - Смазка Литол-24 ГОСТ 21150, Смазка ВНИ-ИНП-510 ТУ 38 101910, Shell: Alvania EP 2 Retinax EP 2 - 0,008 кг СТО - Смазать тонким слоем 1 раз в год
  23. Стартер - Смазка Лита ТУ 38 1011308, Смазка Циатим-201 ГОСТ 6267, Shell: Aeroshell Grease 6, 22 - 0,025 кг СТО (1 раз в 2 года) СТО (1 раз в 2 года) Смазать шлицевой вал привода.
  24. Подшипник водяного насоса. Смазка Литол-24 ГОСТ 21150, Смазка Лита ТУ 381011308, Shell: Alvania EP 2 - 0,015 кг ТО-2 ТО-2 - Смазать через пресс- масленку
  25. Оси шарниров платформы 2 Смазка Литол-24 ГОСТ 21150, Солидолы Ж ГОСТ 1033 или Солидолы С ГОСТ 4366 Shell: Alvania EP 2 Retinax EP 2 - 0,036 кг ТО-1. Смазать через пресс- масленку до выдавливания свежей смазки
  26. Шаровые опоры гидроцилиндра - 0,100 кг - Смазать при ремонте и сборке узла
  27. Оси крепления гидроцилиндра 0,100 кг - Смазать при ремонте и сборке узла
  28. Оси крепления платформы – 2 точки смазки. Смазка Литол-24 ГОСТ 21150, Солидолы Ж ГОСТ 1033, Shell: Alvania EP 2, Rhodina RL2 - 0,010 кг. Смазать при ремонте и сборке узла
  29. Оси крепления рамки- стабилизатора платформы 2 - 0,010 кг - Смазать при ремонте и сборке узла
  30. Тягово-сцепное устройство - 0,200 кг. Смазать с помощью напорной масленки 1 раз в неделю
  31. Матрица сцепного устройства - 0.025 кг СТО - Смазать гайку, заполнив до половины крышку матрицы смазкой
  32. Седельное устройство – 0,170 кг ТО-2 ТО-1000 ТО-1 - Смазать через пресс-масленки
  33. Опорная поверхность седла - 0.400 кг: ТО-2 ТО-1000 ТО-1 - Смазать равномерным слоем опорную плиту
  34. Стебель крюка буксирного прибора - 0,039 кг. ТО-1000, ТО-2 - Смазать через пресс- масленку
  35. Гайка буксирного прибора - 0,025 кг. ТО-1000 ТО-2 - Смазать через пресс-масленку

Оборудование лесовозное технологическое

  1. Ось коника. Смазка Литол-24 ГОСТ 21150, Солидолы Ж ГОСТ 1033, Shell: Alvania EP 2, Rhodina RL2. ТО-1000, ТО-1 – смазать через пресс-масленку
  2. Ось стоек коника – две точки смазки. Смазка такая же. Смазать при сборке и при необходимости
  3. Нижняя плоскость поворотного круга. То же
  4. Трущиеся поверхности механизма запирающего устройства. То же
  5. Пальцы буксирной рамки. То же
  6. Наружные незащищенные лакокрасочным покрытием поверхности технологического оборудования (при хранении на открытых площадках). Смазка пушечная (ПВК) ГОСТ 19537, Солидолы Ж ГОСТ 1033

Лебедка

  1. Редуктор лебедки. Масло применяемое в коробке передач – 3,900 литра. Смена масла один раз в год
  2. Ролики направляющие лебедки
  3. Трос лебедки
  4. Подшипник вала барабана лебедки в траверсе. Смазка Лигол-24 ГОСТ 21150
  5. Шарниры карданного вала лебедки. Смазка Литол-24
  6. Шлицевое соединение карданной передачи
  7. Амортизаторы передней подвески
  8. Амортизаторы кабины. Амортизаторная жидкость АЖ-12Т ГОСТ 23008
  9. Гидроусилитель рулевого управления - для КАМАЗ-6540
  10. Гидроподъемник кабины и запасного колеса
  11. Гидросистема механизма подъема платформы: - КАМАЗ-65111 - КАМАЗ-65115 - КАМАЗ-6540. Летом: Индустриальное И-20А ГОСТ 20799 Зимой: Индустриальное И-12А ГОСТ 20799
  12. Гидропривод выключения сцепления. Тормозная жидкость.
  13. Система охлаждения двигателя 740.20-260, 740.30-260 - с подогревателем 15.8106; - с ПЖД-30; - с ПЖД-12Б
  14. Система охлаждения двигателя 7403.10, 740.11-240, 740.13-260 – 33,5 литра – При ежедневном обслуживании - довести уровень до нормы.
  • - с подогревателем 15.8106 – 38 литров - Сменить жидкость 1 раз в год. Срок смены ОЖ “Лена” один раз в два года
  • - с ПЖД-30; - с ПЖД-12Б - Сменить жидкость 1 раз в год. Срок смены ОЖ “Лена” один раз в два года

Крепежные работы

В перечне операций технического обслуживания предусмотрены крепежные работы, выполнение которых обязательно.

Для контроля выполнения крепежных работ в статье - Моменты затяжки крепежа КамАЗ приведена таблица моментов затяжки резьбовых соединений, затягиваемых при техническом обслуживании.

Особенности выполнения ремонтных работ

Текущий ремонт автомобиля заключается в устранении возникающих неисправностей и повреждений, обнаруживаемых в процессе эксплуатации или технического обслуживания путем ремонтных операций, связанных с частичной или полной разборкой агрегатов, сборочных единиц или их заменой, а также с заменой отдельных деталей (кроме базовых).

Базовой деталью агрегата является наиболее сложная и дорогая деталь (корпус, основание, каркас, блок и т. д.), к которой крепятся все другие детали.

Перед разборкой агрегата (двигателя) или какой-либо находящейся на нем сборочной единицы проверьте общее состояние агрегата (двигателя) с использованием диагностического оборудования и соберите как можно больше данных о нем.

Это поможет определить причину неисправности.

Для более быстрой и тщательной проверки агрегат (двигатель) перед осмотром очистите от грязи и вымойте.

Снимайте, транспортируйте и устанавливайте агрегат (двигатель) при помощи подъемно-транспортных средств, оборудованных приспособлениями, гарантирующими полную безопасность работ.

При выполнении операций ремонта руководствуйтесь следующими общими принципами

Разбирайте и собирайте детали любой сборочной единицы или агрегата на специальном стенде или верстаке, пользуясь специальным инструментом и приспособлениями

Все сборочные единицы и агрегаты собирайте в последовательности, обратной разборке. Поэтому при разборке располагайте детали в определенном порядке.

Детали, соединенные сваркой, клепкой или неподвижными посадками, разбирайте только в тех случаях, когда это вызывается условиями ремонта.

Вывинчивайте шпильки только тогда, когда это необходимо по условиям разборки агрегата или сборочной единицы, при замене шпильки и детали.

Перед затягиванием болтов крепления головок цилиндров (если их снимали) удалите масло или воду из резьбовых отверстий блока.

Не обезличивайте пары деталей, которые устанавливаются на двигатель только комплектно:

  • - крышки коренных подшипников с блоком, шатуны с крышками шатунов, плунжерные пары топливного насоса высокого давления, поршень с цилиндром ручного топливоподкачивающего насоса, шток с втулкой штока топливного насоса низкого давления;
  • - ведомую и ведущую шестерни, главной передачи редукторов ведущих мостов.

Прокладки осторожно отделяйте от плоскостей прилегания с помощью отвертки; выпрессовывайте детали только с помощью инструментов, при их отсутствии с помощью специальных выколоток или легкими ударами медного (деревянного) молотка.

Для проверки технического состояния все детали после разборки очистите от пыли, накипи, нагара, лаковых отложений, ржавчины, промойте и просушите.  Не промывайте детали из алюминиевых и цинковых сплавов в щелочных растворах.

Контроль деталей, начинайте с внешнего осмотра, для выявления дефектов на ответственных деталях пользуйтесь лупами или магнитным дефектоскопом.  Детали, прошедшие проверку на магнитном дефектоскопе, размагнитить.

При осмотре выбраковывайте:

  • - детали, имеющие значительные задиры, отколы или выкрашивания, следы обгорания;
  • - детали с трещинами на рабочих поверхностях и в местах, испытывающих при работе большие нагрузки (например, на коленчатых валах и шатунах трещины недопустимы);
  • - крепежные детали, имеющие повреждения резьбы более двух ниток;
  • - болты и гайки с изношенными гранями, а также винты с забитыми или сорванными прорезями головок;
  • - шплинтовочную проволоку и стопорные шайбы с отгибающимися краями;
  • - резиновые детали, потерявшие эластичность;
  • - шланги с трещинами и расслоениями;
  • - трубопроводы с вмятинами, уменьшающими их сечение, или с трещинами на развальцованных концах;
  • - смятые латунные муфты;
  • - металлические панели и детали оперения, имеющие на поверхностях вмятины, трещины и пробоины;
  • - топливные баки, имеющие места вмятин, течи, нарушения слоя покрытия или окраски.
Перед сборкой подготовьте все детали следующим образом:
  • - зачистите забоины и заусенцы на сопрягаемых поверхностях деталей;
  • - восстановите резьбу, поврежденную в допустимых пределах;
  • - заварите трещины или раковины в ненагруженных местах деталей (например, в стенках водяных рубашек и выпускных газопроводов); после сварки швы зачистите для придания надлежащего внешнего вида детали;
  • - плоскости разъема, у которых коробление незначительно превышает допустимое, исправьте шабровкой;
  • - проверьте на герметичность водяные и масляные полости деталей и сборочных единиц, а также топливопроводы высокого и низкого давления;
  • - удалите антикоррозийное покрытие, применяемое при хранении деталей;
  • - детали и сборочные единицы топливного насоса высокого давления, ручного насоса и форсунок промойте чистым летним дизельным топливом, прецизионные детали (плунжерные пары, нагнетательные клапаны и распылители) — бензином.

После промывки обдуйте детали сжатым воздухом.

Не протирайте детали топливной аппаратуры обтирочным материалом.

Перед сборкой уплотнительные прокладки, резьбы в отверстиях под пробки и резьбы в сквозных отверстиях смажьте уплотнительной невысыхающей пастой, а войлочные сальники пропитайте смазкой.

Под готовностью к сборке понимается, что все сборочные единицы, подлежащие восстановлению, восстановлены или заменены новыми и находятся в готовности к сборке.

Во время сборочных работ осмотрите каждый механизм и убедитесь в том, что ничего не было упущено при восстановлении.

Сборку осуществляйте в условиях, гарантирующих чистоту деталей.

При затягивании соединений, уплотняемых резиновыми прокладками, не допускайте больших усилий, иначе прокладки будут разрушены.

Резьбовые соединения при сборке затягивайте, обеспечив крутящие моменты, рекомендуемые в Моменты затяжки крепежа КамАЗ.

При запрессовке подшипников качения инструмент должен упираться в запрессовываемое кольцо.

При установке сальников и манжет пользуйтесь оправками.

После ремонта сборочных единиц и их замены на автомобиле произведите обкатку, чтобы убедиться в исправности всех механизмов и систем и правильности их взаимодействия.