Система электрооборудования автобуса однопроводная, отрицательные клеммы источников тока соединены с корпусом (“массой”) автобуса. Номинальное напряжение 12В

К источникам электроэнергии на автобусе относятся аккумуляторная батарея и генератор переменного тока с встроенным выпрямителем.

Генератор включен параллельно с аккумуляторной батареей.

Установка обеспечивает питание потребителей при любых режимах работы двигателя, а также подзарядку аккумуляторных батарей.

Панель реле: 1 - реле поворотов; 2 - реле противотуманных фонарей; 3 - реле ближнего света фар; 4 - реле дальнего света фар; 5 - реле сигналов торможения; 6 - реле аварийной сигнализации; 7 - реле звуковых сигналов; 8 - реле стартера; 9 - реле отключения АКБ; 10 - реле отключения возбуждения генератора

Блок реле электрооборудования расположен на панели под кожухом над дверью водителя (рис. 1).

Реле разгрузки цепи возбуждения генератора 90.3747 находится в моторном отсеке около генератора.

Аккумуляторная батарея (сокр. АКБ) 6СТ-100 напряжением 12В и ёмкостью по 100 Ач установлена в аккумуляторном ящике, расположенном по правой боковине кузова за пассажирской дверью.

Допускается применение аккумуляторных батарей импортного производства с аналогичными характеристиками.

Аккумуляторный ящик: 1 - выключатель "АКБ" механический; 2 - клемма "АКБ"; 3 - ящик АКБ; 4 - салазки АКБ с роликами; 5 - рамка-прижим АКБ; 6 - корпус АКБ; 7 - клемма "+" аккумулятора; 8 - выключатель "+" АКБ дистанционный; 9 - втулка резиновая; 10 - электрические провода

В аккумуляторном ящике имеется два выключателя АКБ: один поз. 8 (рис. 2) - отключение “ АКБ”, с дистанционным управлением от кнопки на щитке приборов; другой - поз. 1 - отключение “- АКБ” с механическим выключением.

При выключении “+ АКБ” кнопкой на щитке приборов, не отключаются аварийная сигнализация, питание аварийного выключателя, управление дверными механизмами, жидкостной подогреватель.

Для полного отключения - АКБ нужно повернуть ручку механического выключателя 1.

Внимание! При длительной стоянке автобуса необходимо выключать “- АКБ” механическим выключателем.

Внимание! При выключении “+ АКБ” кнопкой, расположенной на щитке приборов, запрещается удерживать кнопку в нажатом положении более 2 секунд. 

В аварийной ситуации батарея может быть также отключена аварийным выключателем. Аварийный выключатель может иметь три положения клавиши:

  • - I - выключен, при этом кнопка не нажата и зафиксирована стопорным флажком (режим движения);
  • - II – режим отключения «+АКБ» и выключения аварийной сигнализации, для этого следует повернуть флажок фиксатора и нажать кнопку до фиксированного положения;
  • - III - выключение АКБ, производится дожатием клавиши выключателя до крайнего (не фиксированного положения). После прекращения нажатия клавиша возвращается в положение II.

При включении и выключении «+ АКБ» кнопкой на щитке приборов (а также при включении аварийного выключателя) следует обращать внимание на возникновение двух характерных щелчков от срабатывания электромагнита дистанционного выключателя.

В случае возникновения только одного щелчка нужно проверить состояние кнопки выключателя на щитке приборов (принудительно выдвинуть её из корпуса выключателя), после произойдет второй щелчок от срабатывания дистанционного выключателя, что соответствует нормальной работе выключателя “+АКБ”.

Внимание! Запрещается отключение выключателя аккумуляторных батарей при работающем двигателе и включенных потребителях.

Предохранители

Все цепи потребители тока автобуса защищены плавкими предохранителями.

На автобусе применено три блока предохранителей: один блок “силовых” предохранителей БПР-5-4. расположенный в ящике АКБ с правой стороны и два блока предохранителей ПР112, расположенных около рулевой колонки.

Силовые предохранители

Схема предохранителей

Номер позиции - Ток А - Цвет провода - Назначение:

  1. - 40 - желтый - габаритные фонари;
  2. - 60 - красный - блоки предохранителей, фары, замки зажигания;
  3. - 60 - белый - не используется;
  4. - 60 - голубой - блок предохранителей;
  5. - 20 - розовый - АБС;
  6. - 25 - коричневый - подогреватель;
  7. - 10 - белый - аварийный режим;
  8. - 10 - фиолетовый - розетка ящика АКБ;
  9. - 16 - белый - обмотка выключателя "-АКБ"
Предохранители: А - левый блок предохранителей; C - правый блок предохранителей

В случае отсутствия плавких вставок фабричного изготовления допускается временно до их замены использовать медную проволоку Ø 0,23 мм для вставки 8А, и Ø 0,34 мм для вставки 16А.

Предохранители и защищаемые цепи автобуса

Обозначение (Сила тока) - Защищаемые цепи

Левый блок предохранителей

  • 1FU1(8А) - Выключатель управления приводом пассажирских дверей. Питание системы сигнализации указателями поворотов и сигнализации дверей.
  • 1FU2 (8А) - Питание выключателя плафона водителя, аварийного выключателя
  • 1FU3(16А) - Питание приборов, блока АБС, система зажигания
  • 1FU4(8А) - Питание контрольных ламп, выключателя фонарей заднего хода
  • 1FU5(8А) - Питание левого стеклоочистителя
  • 1FU6(8А) - Питание циркуляционного насоса
  • 1FU7(8А) - Питание выключателя стеклоомывателя, комбинации приборов и вольтметра
  • 1FU8(16А) - Питание противотуманных фонарей
  • 1FU9(8А) - Питание габаритных фонарей правой стороны
  • 1FU10 (8А) - Питание габаритных фонарей левой стороны

Правый блок предохранителей

  • 2FU1(16А) - Питание реле звуковых сигналов, осушителя воздуха
  • 2FU2(16А) - Питание выключателя обдува ветрового стекла
  • 2FU3(16А) - Питание выключателя плафонов салона, подкапотной лампы и розетки
  • 2FU4(8А) - Питание выключателя плафонов салона правой стороны
  • 2FU5(8А) - Питание фары левой "Дальний свет"
  • 2FU6(8А) - Питание фары правой "Дальний свет" Питание контрольной лампы "Дальний свет"
  • 2FU7(8А) - Питание фары левой "Ближний свет", выключателя задних противотуманных фонарей
  • 2FU8(8А) - Питание фары правой «Ближний свет»
  • 2FU9(8А) - Питание правого стеклоочистителя, фонари стоп-сигнала
  • 2FU10(8А) - Запасной

Схемы автобуса представлены в статье «Схемы жгутов проводов автобуса ПАЗ-32053»