Регулятор частоты вращения коленчатого вала МАЗ

Всережимный, центробежного типа, изменяет подачу топлива в зависимости от нагрузки, поддерживая заданную водителем частоту вращения коленчатого вала двигателя. Установлен в задней части топливного насоса высокого давления и приводится в действие от кулачкового вала посредством шестерен.

На конусе кулачкового вала установлена ведущая шестерня 20. Вращение от вала насоса на ведущую шестерню передается через резиновые сухари 19. Ведомая шестерня выполнена как одно целое с валиком 16 державки грузов и установлена в стакан 15 на двух шарикоподшипниках. На валик 16 напрессована державка грузов 7, на осях которой качаются грузы 22. Грузы своими роликами упираются в торец муфты 27, которая через упорный подшипник и пяту 37 передает усилие грузов силовому рычагу 43, подвешенному вместе с двуплечим рычагом 5 на оси 11.

рРегулятор ТНВД МАЗис. 1

Муфта с упорной пятой в сборе одним концом опирается через 27 шариков на направляющую поверхность державки, а за второй конец подвешена на серьге 39, закрепленной на силовом рычаге 43.

Пята регулятора связана общей осью с рычагом 35 рейки и через тягу 13 с рейкой 12 топливного насоса. К верхней части рычага рейки присоединена пружина 24 рычага рейки, а в нижнюю часть запрессован палец, который входит в паз кулисы 34.

Вал 25 жестко связан с рычагом управления 2 и рычагом 8 пружины. За рычаг пружины и двуплечий рычаг 5 зацеплена пружина 6 регулятора, усилие которой передается с двуплечевого рычага на силовой через регулировочный винт 3. На силовом рычаге имеется регулировочный болт 40, который упирается в вал рычага регулятора.

Скоростной режим работы двигателя устанавливается рычагом управления 2, который посредством тяг связан с педалью управления подачи топлива. При нажатии на педаль рычаг 2 поворачивается на некоторый угол и через жестко связанный с ним рычаг 8 вызывает увеличение натяжения пружины 6, под действием которой рейка перемещается в сторону увеличения подачи топлива и частота вращения коленчатого вала двигателя возрастает. Это происходит до тех пор, пока центробежная сила грузов не уравновесит силу натяжения пружины 6, т. е. до установления устойчивого режима работы двигателя.

Ремонт регулятора

Регулятор частоты вращения коленчатого вала во время ремонта не следует разбирать полностью. Узел державки грузов без необходимости не разбирают, так как при распрессовке можно повредить детали. Кроме того (даже в случае разборки) требуется строго соблюдать комплектность грузов, подобранных по статическому моменту.

рРегулятор частоты вращения коленчатого вала ис. 2

Разборку регулятора частоты вращения производят в такой последовательности: снимают крышку смотрового люка, пинцетом отсоединяют пружину 38 от рычага рейки, отсоединяют пружинную планку от рейки 40 ТНВД и снимают крышку 2 регулятора. При снятии крышки необходимо предохранить от утери шарики 29, находящиеся в трапецеидальной канавке муфты грузов.