Особенности системы смазки автомобиля МАЗ

Система смазки двигателя (рис. 1) смешанная под давлением и разбрызгиванием

Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, поршневые пальцы, подшипники распределительного вала, втулки и коромысел, втулки толкателей, наконечники штанг толкателей. подшипники масляного насоса и его привода; разбрызгиванием смазываются зеркало гильз цилиндров, кулачки распределительного вала, шестерни приводов агрегатов и подшипники качения.

Схема смазки дизеля МАЗ

Масляный насос (рис. 2).

Шестеренного типа, установлен на передней крышке коренного подшипника и приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню; состоит из двух секций — основной и радиаторной.

масляный насос дизеля МАЗ

Основная (нагнетательная) секция насоса подает масло в основную масляную магистраль через последовательно включенный фильтр грубой очистки 14 (см. рис. 1).

В корпусе фильтра грубой очистки установлен перепускной клапан 12 (рис. 3), который при разности давлений до и после фильтра, равной 1 ,8 - 2,3 кгс/см2 (при загрязнении элемента фильтра), открывается и часть неочищенного масла, минуя фильтр, поступает в масляную магистраль.

фильтр грубой очистки масла автомобиля МАЗ

К моменту начала открытия перепускного клапана 12 произойдет замыкание контактов сигнализатора:

в этот момент в кабинете загорается сигнальная лампочка. После фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда по каналам в блоке цилиндров к подшипникам коленчатого и распределительного валов.

От подшипников коленчатого вала через систему каналов в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов.

От распределительного вала масло пульсирующим потоком направляется в канал оси толкателей и оттуда по каналам в толкателях, по полым штангам и сверлениям коромысел — ко всем трущимся парам привода клапанов.

Из центрального масляного канала по наружной рубке масло поступает к подшипникам турбокомпрессора через дополнительный фильтр тонкой очистки (рис. 4).

Фильтр тонкой очистки масла автомобиля МАЗ

После фильтра грубой очистки параллельно основной масляной магистрали включен центробежный фильтр тонкой очистки масла 1 (см. рис. 1), который пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки. Очищенное масло сливается в поддон.

Нагнетательная секция масляного насоса снабжена редукционным клапаном 10 (см. рис. 1), перепускающим масло в поддон при давлении на выходе из насоса более 7 — 8 кгс/см2.

В корпусе радиаторной секции насоса установлен предохранительный клапан 8, отрегулированный на давление 0,8 — 1,2 кгс/см2.

Для стабилизации давления в систему смазки включен дифференциальный клапан 6. отрегулированный на начало открытия при 5,2 - 5,4 кгс/см2.

Фильтр тонкой очистки масла

ЦМО центрифуга автомобиля МАЗ

Фильтр центробежного типа (центрифуга). Ротор 11 (рис. 5) фильтра приводится во вращение реактивным моментом, создаваемым вытекающим с большей скоростью маслом из сопел 22.

При вращении ротора механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к внутренней полости колпака 10, образуя плотный осадок, удаляемый при разборке фильтра.

Очищенное масло сливается в картер двигателя.

Масляный радиатор

Трубчатый, воздушного охлаждения, расположен перед радиатором водяного охлаждения. Его включают при температуре воздуха 15 °С и выше, открывая краник, расположенный на левой стороне блока цилиндров.

В тяжелых условиях эксплуатации масляный радиатор следует включать при более низких температурах воздуха. Во всех других случаях он должен быть выключен.

Возможные неисправности системы смазки и способы их устранения

- Причина неисправности

Способ устранения

Пониженное давление масла

- Недостаточное количество масла в системе смазки

долить масло

- Разжижение масла топливом

Устранить подтекание топлива в сливной магистрали под крышками головок цилиндров, в резьбовых соединениях форсунок и в местах присоединения топливопроводов к форсункам

- Повышенная температура масла

Неисправность системы охлаждения масла

- Загрязнение фильтрующего элемента фильтра грубой очистки

Промыть фильтрующий элемент

- Засорение заборника масляного насоса

Промыть заборник насоса

- Заедание плунжера редукционного или сливного клапанов масляного насоса

Промыть не разбирая клапан

- Износ деталей масляного насоса

Разобрать масляный насос и заменить изготовленные детали если необходимо, заменить

- Износ коренных и шатунных подшипников

Заменить вкладыши

Пониженное давление масла в турбокомпрессоре

Давление масла в турбокомпрессоре понизится одновременно с падением давления масла в основной магистрали при любой из перечисленных выше неисправностей системы смазки. Кроме того, может иметь место:

- Поломка трубки подвода масла к турбокомпрессору

Заменить или отремонтировать трубку

- Неисправность масляного манометра в системе смазки турбокомпрессора

 Заменить манометр

Сменить фильтрующий элемент масляного фильтра турбокомпрессора с промывкой фильтра

- Износ подшипников турбокомпрессора

Снять турбокомпрессор с двигателя и направить в мастерскую для ремонта

В систему смазки попадает вода

- Разрушение прокладок головок цилиндра

Заменить неисправную прокладку

- Недостаточно затянута гайка стакана форсунки

Подтянуть гайку крепления стакана форсунки

- Негерметичность резиновых колец гильз цилиндров

Заменить неисправные уплотнительные кольца

- Трещина в головке или блоке цилиндров

двигатель направить в ремонт