Двигатель

Размеры и маркировки шатунно-поршневой группы

Основные размеры шатунно-поршневой группы даны на рис. 1, 2, 3.

Поршень — алюминиевый литой.

По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, В, С, D, Е) через 0,01 мм. Наружная поверхность поршня имеет сложную форму.

Радиатор и вентилятор с кожухом ВАЗ-2109

Одной из возможных причин перегрева двигателя может быть засорение радиатора. В этом случае промойте радиатор водой.
Проверьте герметичность радиатора. Для проверки заглушите патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см2) и опустите радиатор в ванну с водой на 1 мин. Если появились пузырьки воздуха, то радиатор негерметичен и его надо заменить.

Проверка и замена термостата ВАЗ-2109

 Исправность работы термостата можно проверить непосредственно на автомобиле после пуска холодного двигателя отводящий (нижний) шланг радиатора некоторое время должен оставаться холодным, а затем быстро нагреваться, указывая на начало циркулиции охлаждающей жидкости по большому кругу.

Замена водяного насоса ВАЗ-2109

Основные дефекты водяного насоса:
1. Течь охлаждающей жидкости из насоса.
2. Износ подшипников насоса, о чем свидетельствует повышенный шум при его работе.
После снятия ремня привода распределительного вала запрещается поворачивать распределительный и коленчатый валы, иначе поршни могут ударить по клапанам.

Сборка головки блока цилиндров ВАЗ-2109

Перед установкой распределительного вала подложите под головку блока деревянные подкладки, чтобы избежать повреждения клапанов.
В качестве запасных частей поставляются уплотнительные прокладки впускной трубы и выпускного коллектора, изготовленные из материала разной толщины, поэтому при установке новых прокладок проверьте, чтобы их толщина была одинакова.

Замена направляющих втулок клапанов ВАЗ-2109

В качестве запасных частей поставляются втулки со стопорными кольцами.

Втулки имеют увеличенный на 0,2 мм наружный диаметр и уменьшенный диаметр отверстия под клапан.

Притирка клапанов ВАЗ-2109

Для проверки герметичности клапана установите его в головку с пружинами и сухарями. Затем положите головку набок и залейте керосин в тот канал, который закрыт клапаном. Если в течение трех минут керосин не просочится в камеру сгорания — клапан герметичен.

Осмотр и дефектовка деталей ГБЦ ВАЗ-2109

Параметры пружин клапанов для определения их упругости.
Наружная пружина:
высота в свободном состоянии 45,2 мм
высота под нагрузкой 26,0± 1,7 кгс 33,7 мм
высота под нагрузкой 46,2±2,4 кгс 24,7 мм

Разборка головки блока цилиндров ВАЗ-2109

Несколько советов, прежде чем начать разборку ГБЦ:

Прежде чем установить ключ на сильно заржавевшую гайку, очистите выступающую часть резьбы от грязи и коррозии.

1. Очистите резьбу металлической щеткой и нанесите на резьбовую часть проникающий состав.

Блок цилиндров. Осмотр, дефектовка и ремонт ВАЗ-2109

После разборки тщательно очистите, промойте и просушите все детали.
Расточку и хонингование цилиндров обязательно проводите в специализированных мастерских.
Предусмотрены два ремонтных размера цилиндров.
Первый ремонтный размер: диаметр цилиндров увеличен на 0,4 мм.

Сборка двигателя ВАЗ-2109

На упорных полукольцах со стороны проточек нанесен антифрикционный слой.

Замена и регулировка натяжения ремня привода генератора ВАЗ-2109

Замена и регулировка натяжения ремня привода генератора ВАЗ-2109Процесс замены и регулировки натяжения ремня привода генератора показан на снятом двигателе.

Ремень привода генератора должен прогибаться при усилии 98 Н (10 кгс) на 10-15 мм.

Замена и регулировка натяжения ремня привода распределительного вала ВАЗ-2109

Замена и регулировка натяжения ремня привода распределительного вала ВАЗ-2109Натяжение и состояние ремня нужно проверять через 15000 км пробега.

Заменять ремень нужно через 75000 км пробега.

Весь процесс показан на снятом двигателе.
Сначала снимите ремень генератора.

1.Отверните три болта и снимите переднюю крышку привода распределительного вала.

Регулировка зазоров в приводе клапанов ВАЗ-2109

Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться, при уменьшенном — полностью закрываться.

Зазор измеряется на холодном двигателе (при +20°с ) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой толкателя клапана.
Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2±0,05) мм, для выпускного — (0,35±0,05) мм. Зазоры регулируются подбором толщины регулировочных шайб. В качестве запасных частей поставляются шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм через 0,05 мм.