Система управления АКП 21902-1700010 “JATCO” Лада Гранта
Управление автоматической коробкой передач происходит за счет электромагнитных клапанов, датчиков сигналов.
Функционально можно посмотреть на схеме управления АКП и карты управления АКП.
Система передачи данных CAN
CAN (Controller Area Network) — это последовательная система передачи данных, работающая в реальном масштабе времени.
Представляет собой систему мультиплексной связи автомобиля и имеет высокую скорость передачи данных.
В процессе работы между электронными блоками управления осуществляется обмен информацией.
В системе CAN используются 2 линии передачи данных (линия CAN-H, линия CAN-L), разрешающие высокую скорость передачи информации при наличии меньшего количества проводов.
Каждый блок управления передаёт или получает данные и выборочно считывает только необходимые данные.
Аварийный режим работы
Контроллер включает аварийный режим работы при обнаружении неисправности в АКП, максимально обеспечивая при этом надежность передвижения автомобиля.
Если при движении автомобиля возникают нештатные ситуации, например «внезапное замедление», то контроллер управления АКП проводит проверку системы и автомобиль может перейти в аварийный режим.
Управление защитой
Контроллер управления АКП может временно активизировать режим управления определенной защитой для исключения отказа при работе АКП.
Контроллер автоматически возвращается в нормальный режим работы, если режим работы АКП безопасен.
Система регулирования давления в магистрали создает необходимое давление масла в магистрали в зависимости от величины крутящего момента двигателя.
Контроллер управления АКП (КУАКП) по шине CAN получает сигнал крутящего момента двигателя от контроллера ЭСУД.
Контроллер управляет электромагнитным клапаном регулирования давления в магистрали, который в свою очередь управляет клапаном регулирования.
Соответственно клапан регулирования создает необходимое давление в магистрали.
В памяти КУАКП хранится несколько схем регулирования давления в магистрали, применяющихся в зависимости от режима работы АКП.
Контроллер АКП управляет следующими защитами:
Электронная защита от случайного включения задней скорости:
Условия активации защиты
|
Скорость автомобиля во время движения вперёд ≥ 10 км/ч Рычаг выбора передач переведен в позицию “R” |
Режим управления защитой
|
Перевод АКП в режим «нейтральное положение» для прерывания передачи крутящего момента |
Условия возврата в нормальный режим |
Скорость автомобиля ≤ 7 км/ч Обороты двигателя ≤ 2800 об/мин |
Поведение автомобиля при активации защиты |
Крутящий момент не передается Автомобиль останавливается |
Защита от перегрева
Условия активации защиты |
Температура трансмиссионной жидкости (масла) ≥ 114˚ С |
Режим управления защитой
|
Установка более высокой синхронизации включения повышающей передачи |
Условия возврата в нормальный режим |
Температура трансмиссионной жидкости (масла) ≤ 110˚ С |
Поведение автомобиля при активации защиты
|
Включение повышающей передачи при более высокой скорости автомобиля, чем обычно |
Управление снижением крутящего момента со снижением оборотов для защиты АКП при торможении
Условия активации защиты
|
Следующий режим сохраняется ≥ 20 секунд: Рычаг выбора передач переведен в позицию D или R и автомобиль остановлен Педаль акселератора полностью нажата |
Режим управления защитой |
Ограничение мощности двигателя |
Условия возврата в нормальный режим
|
Рычаг выбора передач переведен в любую позицию кроме D или R или педаль акселератора отпущена. |
Поведение автомобиля при активации защиты
|
Ухудшенные пусковые характеристики Скачкообразное изменение оборотов двигателя при нажатой педали акселератора |
Защита от включения повышающей передачи 4GR при низких температурах
Условия активации защиты
|
Температура трансмиссионной жидкости (масла) ≤ 0 °С или при следующих условиях: Температура трансмиссионной жидкости (масла) ≤ 40˚ C Скорость автомобиля ≥ 65 км/ч |
Режим управления защитой |
4GR не включается |
Условия возврата в нормальный режим
|
1. В течение 130 секунд после включения зажигания: Температура трансмиссионной жидкости (масла) ≥ 40˚ С или Скорость автомобиля ≥ 65 км/ч 2. Спустя 130 секунд после включения зажигания: Температура трансмиссионной жидкости (масла) ≥ 0°С |
Поведение автомобиля при активации защиты |
4GR не включается
|
Регулирование давление в магистрали
Система регулирования давления в магистрали создает необходимое давление масла в магистрали в зависимости от величины крутящего момента двигателя.
Контроллер управления АКП (КУАКП) по шине CAN получает сигнал крутящего момента двигателя от контроллера ЭСУД.
Контроллер управляет электромагнитным клапаном регулирования давления в магистрали, который в свою очередь управляет клапаном регулирования.
Соответственно клапан регулирования создает необходимое давление в магистрали.
В памяти КУАКП хранится несколько схем регулирования давления в магистрали, применяющихся в зависимости от режима работы АКП.
Нормальное управление
В нормальных условиях КУАКП корректирует давление в магистрали в зависимости от величины крутящего момента двигателя
Резервное управление (торможение двигателем)
Если во время движения переключатель диапазонов коробки передач переведён в позицию включения понижающей передачи, то давление в магистрали определяется скоростью автомобиля.
Управление при переключении передач
При переключении передачи давление в магистрали регулируется в зависимости от величины крутящего момента двигателя, так же давление в магистрали соответствует частоте вращения двигателя (числу оборотов двигателя).
Управление при низкой температуре трансмиссионной жидкости
Для компенсации увеличения времени срабатывания исполнительных механизмов, связанного с падением температуры трансмиссионной жидкости ниже допустимого предела, давление в магистрали повышается до определенного уровня
Карта управления АКП
Датчик (или сигнал)
|
▬► |
Контроллер управления АКП |
▬► |
Исполнительный механизм
|
Сигнал оборотов двигателя Сигнал крутящего момента двигателя Сигнал положения педали акселератора Сигнал закрытого положения дроссельной заслонки Сигнал выключателя стоп-сигналов Сигнал переключателя повышающей передачи Переключатель диапазонов коробки передач Датчик температуры трансмиссионной жидкости (ДТТЖ) Датчик числа оборотов первичного вала (ДЧОПВ) Датчик числа оборотов вторичного вала (ДЧОВВ) |
Регулирование давления в магистрали Управление переключением передач Управление схемой переключений OVERDR Управление блокировкой гидротрансформатора Аварийный режим Самодиагностика Передача данных по шине CAN
|
Электромагнитный клапан регулирования давления в магистрали Электромагнитный клапан блокировочной муфты гидротрансформатора Электромагнитный клапан муфты включения понижающей передачи Электромагнитный клапан тормоза 2-4 передачи Электромагнитный клапан муфты включения повышающей передачи/ тормоза понижающей передачи и передачи заднего хода Электромагнитный клапан включения / выключения Индикатор положения переключателя диапазонов коробки передач |
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕДАЧ
Скорости автомобиля, при которых происходит переключение передач (км/ч)
Положение дроссельной заслонки |
Положение передачи в позиции рычага выбора передач «D» |
|||||
1→2 |
2→3 |
3→4 |
4→3 |
3→2 |
2→1 |
|
Полностью открытая (открытие более 7/8) |
49
|
86
|
132
|
92
|
76
|
36
|
Наполовину открытая |
29 |
50 |
72 |
52 |
29 |
9 |
Закрытая (открытие менее 1/8) |
12 ÷ 16
|
30 ÷ 32
|
52
|
30 ÷ 32
|
27
|
9
|
Электромагнитными клапанами муфт и тормозов управляет контроллер АКП по сигналам, поступающим от датчиков и выключателей.
Система оптимизирует давление масла, поступающего к муфтам, в зависимости от крутящего момента двигателя и условий движения автомобиля, что обеспечивает плавное переключение передач.
Управление муфтой осуществляется с помощью электромагнитного клапана с учетом сигналов оборотов двигателя, скорости автомобиля, температуры масла, крутящего момента двигателя (крутящего момента на входе).
Схема управления муфтой
Гидравлическая схема управления муфтой / тормозом
Характеристика давления в магистрали при управлении муфтой / тормозом
Система управления с обратной связью в реальном масштабе времени осуществляет контроль над изменением передаточного отношения при переключении передач и регулировку давления масла в магистрали для достижения оптимального передаточного отношения.
Система управления переключения передач автоматически выбирает схему переключения в соответствии с условиями дороги и вождения, чтобы движение автомобиля было эффективным и плавным.
Управление блокировкой
Режимы включения / выключения блокировочной муфты гидротрансформатора
Положение дроссельной заслонки
|
Положение передачи |
Скорость автомобиля (км/ч) |
|
Включение блокировки |
Выключение блокировки |
||
Закрытая (открытие менее 1/8) |
3 |
34 ÷ 38 |
31 ÷ 34 |
4 |
52 |
48 |
|
Наполовину открытая
|
3 |
72 |
62 |
4 |
72 |
62 |
Гидротрансформатор имеет блокировочную муфту, при включении которой гидротрансформатор работает как муфта сцепления для более эффективной передачи мощности от двигателя к АКП.
При выключенной блокировочной муфте обороты первичного вала АКП всегда меньше оборотов двигателя.
Блокировочной муфтой гидротрансформатора управляет соответствующий клапан.
Клапан управления блокировочной муфтой гидротрансформатора приводится в действие электромагнитным клапаном блокировочной муфты гидротрансформатора (ЭКБМГТр) при подаче на последний сигнала управления с контроллера АКП.
Для включения блокировочной муфты электромагнитный клапан (ЭКБМГТр) перемещает клапан управления в сторону блокирования, в результате чего возрастает давление на блокировочной муфте и она переходит в состояние сцепления.
Для выключения блокировочной муфты электромагнитный клапан (ЭКБМГТр) перемещает клапан управления в сторону разблокирования, в результате чего сбрасывается давление на блокировочной муфте и она выходит из состояния сцепления.
Плавная регулировка блокировки
Контроллер АКП регулирует ток в цепи питания электромагнитного клапана блокировочной муфты гидротрансформатора для управления давлением на блокировочной муфте и соответственно степенью сцепления блокировочной муфты.
При включении блокировки контроллер АКП, регулируя ток в цепи питания электромагнитного клапана, постепенно повышает давление на блокировочной муфте и первоначально переводит блокировочную муфту в состояние «полусцепления»
Состояние позволяет избежать удара при включении блокировки и плавно выполнить соединение блокировочной муфты.
Схема электрических соединений системы управления АКП