На автомобилях ГАЗ-5ЗА и ГАЗ-66 для уплотнения валов агрегатов применяют резиновые армированные манжеты (сальники) с пружиной

Во время эксплуатации автомобилей периодически проверять течь масла или смазки через манжетные уплотнения.

Лучшими условиями работы манжетного уплотнения считаются такие, когда манжета пропускает небольшое количество масла и вокруг манжеты образуется «запотевание» масла.

Незначительные подтекания масла, не влияющие на уровень масла в агрегате и не влекущие необходимости доливать масло в период между сменами масла согласно карте смазки, являются допустимыми и их не нужно устранять.

Часто причины течи масла через манжетные уплотнителя не связаны с самим уплотнением.

К ним относятся:

  • - повышенный уровень масла в агрегате;
  • - попадание воды в масло, что ведет к его вспениванию и повышению уровня при работе;
  • - загрязнение сапунов, наружные колпачки которых должны свободно поворачиваться и иметь небольшой осевой люфт;
  • - сильное загрязнение масла, что ведет к попаданию абразивных частиц под манжету и появлению надиров на уплотняемом валу.

При разборке агрегата, где имеется манжетное уплотнение, осмотреть манжету, сопряженный вал и фланец.

Манжета должна сохранять эластичность, рабочая поверхность манжеты должна быть гладкой, а рабочая кромка — ровной, без выхватов, выкрашиваний, бахромы, заусенцев и других дефектов.

На рабочей поверхности и рабочей кромке не должно быть трещин и расслоений. Проверять нажатием пальцев.

Манжета должна плотно сидеть в гнезде.

Перед сборкой рабочую поверхность и рабочую кромку манжеты смазать тонким слоем солидола.

Манжету в гнездо устанавливать без перекосов.

Правильная установка манжеты достигается при запрессовке ее на прессе оправкой.

Оправка должна иметь наружный диаметр немного больше, чем наружный диаметр манжеты, с таким расчетом, чтобы в конце запрессовки оправка своим торцом упиралась в торец гнезда и манжета устанавливалась своим наружным торцом заподлицо с торцом гнезда.

При замене манжеты нельзя в паре с ней устанавливать изношенный вал или фланец.

При небольшой выработке под манжетой на поверхности вала или фланца их можно заполировать, а при значительных рисках и надирах заменить.

Манжеты (сальники) применяемые в автомобилях ГАЗ-66, ГАЗ-53

Наименование манжеты - Номер манжеты в сборе  Размеры, мм: (Диаметр вала - посадочный диаметр – ширина)

Сальник валика регулятора оборотов 321-1110310  (13 – 26 – 8)

Сальник кардана лебедки 69-2201031 (18 - 27,6 - 4,7)

Сальник верхней крышки картера руля   63А-4207115  (20 – 35 – 10)

Сальник коленчатого вала компрессора  20-2401034-Б  (29 - 46,5 – 10)

Сальник вала рулевой сошки 53-3401022  (35 – 48 – 10)

Сальник задней крышки коробки передач и раздаточной коробки 51-1701210-А  (51 - 76 - 14,5)

Сальник вала лебедки 66-02-4501362  (50 – 60 - 5,5)

Сальник ведущей шестерни заднего моста 51-2402052-Б4 (55 – 82 - 15,5)

Сальник шаровой опоры переднего моста 66-230071 (45 – 65 – 10)

Сальник ступицы переднего колеса:

63-3103035-А3; 51-3103038-А2 (95 – 130 - 17,5)

(только для ГАЗ-53) (55 - 80 – 10)

Сальник ступицы заднего колеса  51-3104038-В2 (95 – 130 - 17,5); (55 – 80 – 10)

Сальник подвода воздуха к шинам 66А-4224028  (45 – 64 - 10,8)

Сальник поворотной цапфы 66-2304052 (160 – 200 - 12,5)

Сальник коробки отбора мощности 20-3401023-Б (32 – 48 – 10