Техобслуживание и ремонт генератора автомобиля ГАЗ-66, ГАЗ-53

На автомобиле ГАЗ-5ЗА установлен двухполюсный двухщеточный генератор Г130-Г (рис. 1), а на автомобиле ГАЗ-66 — Г130-В

Генераторы постоянного тока, открытого типа, рассчитанные на максимальную отдачу тока силой 28 а при напряжении 12—15 в.

На части автомобилей применяют генераторы Г 130-Э, которые имеют экранированные клеммы.

Генератор Г130 автомобилей ГАЗ-66, ГАЗ-53

Техническое обслуживание генератора

Для удобства осмотра генератора снять защитную ленту. Осмотр начинать с коллектора, щеток и щеткодержателей. При этом надо убедиться в том, что щетки целы, не зависают в щеткодержателях и надежно соприкасаются с коллектором.

Проверить натяжение пружин щеток. По мере износа щеток натяжение пружин может снизиться.

Регулировать натяжение пружины можно при помощи подгибки упора пружины. Давление щеток измерять пружинным динамометром.

Генератор со стороны коллектора продуть сжатым воздухом; незначительно загрязненный коллектор протереть чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине.

Сильно загрязненный коллектор с небольшим подгоранием и мелкими шероховатостями зачищать стеклянной бумагой зернистостью 80 или 100, вращая якорь от руки (применять наждачную шкурку нельзя).

У генератора со значительно изношенным или подгоревшим коллектором проточить коллектор. Рабочую поверхность щеток очищать тканью, слегка смоченной в бензине.

При неполном соприкосновении с коллектором щетки притереть.

Тщательно проверить подшипники генератора на отсутствие заеданий. Подшипники, имеющие заедание, заменить.

Неисправности генератора и способы их устранения

- Причины неисправности

Способы устранения

Нет зарядки аккумуляторной батареи

- Зависание щетки

Очистить щеткодержатели от грязи, проверить усилие щеточных пружин

- Подгорание коллектора

Зачистить или при необходимости проточить коллектор

- Обрыв цепи возбуждения

Припаять вывод или заменить катушку

- Обрыв цепи якоря

Заменить или отремонтировать якорь

- Межвитковое замыкание якоря

Заменить дефектный якорь.

- Задевание якоря за полюсы

Проверить подшипники и их посадочные места, детали, имеющие повреждения, заменить

- Ненадежный контакт в экранированных разъемах генератора Г13О-Э

Устранить неисправности путем замены пружинных колец, сжимающих гнезда разъемов

Быстрый износ щеток:

- Увеличение биения коллектора

Проточить и отшлифовать коллектор

Писк в генераторе или ненормальный шум:

- Плохо притерты щетки

Притереть щетки

- Отсутствие смазки в подшипниках

Заменить подшипники

- Задевание якоря за полюсы

Проверить подшипники, посадочные места, детали, имеющие повреждения, заменить

- Износ подшипников

Заменить подшипники

- Заедание в подшипнике

Заменить подшипники

- Выработка посадочного места под подшипник

Заменить крышки или якорь

Увеличенный осевой люфт якоря:

- Износ подшипников

Заменить подшипники

Поломка кронштейна и его лап крепления. Частое ослабление крепления генератора:

- Увеличенный дисбаланс шкива

Проверить дисбаланс шкива, если он превышает 25 Гсм, произвести балансировку

- Наличие вмятин на шкиве водяного насоса

Заменить поврежденный шкив

Сильный нагрев генератора:

- Нарушение регулировки и спекание контактов у регулятора напряжения или ограничителя тока

Проверить реле-регулятор и устранить неисправность