Автомобиль с двигателем ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405 комплектуется генератором 9422.3701 или 2502.3771

Генератор – трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах.

Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя поликлиновым ремнем.

Генератор 9422.3701: 1 - задний подшипник; 2 - выпрямительный блок; 3 - контактные кольца; 4 - щетка; 5 - щеткодержатель; 6 - кожух; 7 - диод; 8 - держатель подшипника; 9 - винт; 10 - задняя крышка; 11 - крыльчатка; 12 - винт; 13 - ротор; 14 - обмотка статора ;15 - передняя крышка; 16 - вал ротора ;17 - шайба; 18 - гайка; 19 - шкив; 20 - передний подшипник; 21 - обмотка ротора; 22 - статор

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами.

Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках.

Смазка в подшипники заложена на весь срок их службы.

Задний подшипник запрессован на вал ротора.

Передний подшипник установлен с внутренней стороны передней крышки.

Задняя часть генератора закрыта пластмассовым кожухом.

В статоре генератора – две трехфазные обмотки, выполненные по схеме «звезда» и подключенные параллельно друг другу.

Выпрямитель – мостовой схемы, состоит из шести силовых ограничительных диодов или обычных (на части генераторов).

Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели.

На одной из пластин также находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после запуска двигателя.

На роторе расположена обмотка возбуждения генератора. Выводы обмотки припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к ним подводится через две угольные щетки.

Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения.

Регулятор напряжения неразборный, при выходе из строя его заменяют.

Для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения радиопомех между выводом «+» и «массой» генератора установлен конденсатор.

Обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются крыльчаткой вентилятора через окна в крышках.

Снятие генератора автомобиля ГАЗ-2705

Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.

Снятие генератора автомобиля ГАЗ-2705

Отсоединить провода от трех клемм генератора.

Снятие генератора автомобиля ГАЗ-2705

Снять ремень привода генератора.

Отвернуть болт 2 нижнего крепления генератора.

Отвернуть гайку 1 верхнего крепления, придерживая при этом болт ключом от проворачивания

Снятие генератора автомобиля ГАЗ-2705

Ослабить болт 2, вынуть болт 1 и снять генератор

Разборка генератора

Очистить генератор от пыли и грязи.

Разборка генератора

Снять заднюю крышку, отжав три защелки.

Разборка генератора

Отвернуть два винта 1 и снять щеткодержатель 2 с регулятором напряжения в сборе.

Разборка генератора

Отвернуть винт крепления и снять конденсатор, установленный под щеткодержателем.

Отсоединить от конденсатора 2 колодку 1 с проводом. Отвернуть четыре винта 3, отогнуть выводы 4 обмотки и снять выпрямительный блок.

Разборка генератора

Отвернуть четыре стяжных болта 1 и снять крышку 2 со стороны контактных колец, пропустив через отверстия выводы 3 обмотки.

Разборка генератора

Вынуть статор с обмоткой из крышки со стороны привода.

Разборка генератора

Зажать несильно якорь в тисках и отвернуть гайку 1 крепления шкива. С помощью съемника снять шкив 2

Выпрессовать якорь из крышки со стороны привода.

При необходимости замены спрессовать подшипники с вала якоря

Осмотр и проверка деталей генератора

Осмотр и проверка деталей генератора

Проверить исправность регулятора напряжения. Подсоединить контрольную лампу 12 В к щеткам.

Подать напряжение 12 В «+» на клемму , а «–» на «массу» щеткодержателя. При этом контрольная лампа должна гореть.

Если контрольная лампа не горит, регулятор напряжения необходимо заменить.

Проверку щеток смотрите ниже.

Осмотр и проверка деталей генератора

Осмотреть контактные кольца.

Если обнаружены задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и т.п., кольца необходимо прошлифовать.

Если повреждение колец не удается вывести шкуркой, можно проточить кольца на токарном станке, снимая минимальный слой металла, и затем прошлифовать.

После проточки проверить биение колец с помощью индикатора.

Предельно допустимое биение 0,08 мм. Если величина биения превышает указанную, заменить якорь.

Осмотр и проверка деталей генератора

Проверить омметром (тестером) сопротивление обмотки якоря, подсоединив его к контактным кольцам.

Сопротивление якоря должно быть в пределах 2,35–2,6 Ом при 20 °С.

Проверить контрольной лампой, нет ли замыкания обмотки на корпус якоря.

Осмотр и проверка деталей генератора

Для этого включить контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В).

Один провод подсоединить к корпусу якоря, а второй — поочередно на каждое кольцо.

В обоих случаях лампа не должна гореть.

Если хотя бы в одном случае лампа горит, значит, происходит замыкание и необходимо заменить якорь или обмотку.

Осмотр и проверка деталей генератора

Осмотреть статор. На внутренней поверхности статора не должно быть следов задевания якоря о статор.

В противном случае заменить подшипники вала якоря или крышки генератора.

Проверить, нет ли замыкания обмоток статора на корпус.

Для этого включить контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В).

Подсоединить лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока — к корпусу статора, при этом лампа гореть не должна.

Если лампа горит, то это указывает на то, что происходит замыкание в обмотке, следовательно, необходимо заменить статор или обмотку.

Осмотр и проверка деталей генератора

Проверить, нет ли обрыва в обмотке статора. Для этого включить контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В).

Поочередно подсоединить контрольную лампу между всеми выводами обмотки.

Во всех трех случаях лампа должна гореть.

Если хотя бы в одном случае лампа не горит, значит есть обрыв в обмотке и нужно заменить статор или обмотку.

Осмотр и проверка деталей генератора

Проверить диоды выпрямительного блока с помощью контрольной лампы 12 В и аккумуляторной батареи.

Для проверки положительных диодов 1 подсоединить «–» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к положительной пластине выпрямительного блока, а провод, идущий от «+» аккумуляторной батареи, поочередно подсоединить к контакту каждого положительного диода (схема красного цвета).

В каждом случае лампа должна гореть.

Затем поменять полярность, т.е. «+» батареи через контрольную лампу подсоединить к «плюсовой» пластине блока, а провод, идущий от «–» батареи, поочередно подсоединить к контакту каждого диода, при этом лампа в каждом случае не должна гореть.

Для проверки отрицательных диодов 2 произвести аналогичные действия (схема синего цвета). Если не соблюдаются указанные выше условия, то необходимо заменить выпрямительный блок.

Осмотреть крышки генератора. При обнаружении трещин, особенно в местах крепления генератора, крышки необходимо заменить.

Измерить диаметры посадочных мест под подшипники. Диаметр в крышке со стороны контактных колец должен составлять (35,0±0,012) мм, со стороны привода — 47,0+0,027 мм.

Крышки подлежат замене, если диаметры не попадают в указанные пределы.

Проверить легкость вращения подшипников. Если при их вращении ощущается люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, такие подшипники необходимо заменить.

Также необходимо заменить подшипники с поврежденными защитными кольцами или следами подтекания смазки.

Собирают генератор в порядке, обратном разборке.

Устанавливают генератор в порядке, обратном снятию. После установки генератора отрегулировать натяжение ремня привода генератора

Проверка и замена щеток генератора

Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи

Проверка и замена щеток генератора

Отсоединить провода от трех клемм генератора.

Проверка и замена щеток генератора

Снять заднюю крышку, отжав три защелки.

Проверка и замена щеток генератора

Отвернуть два винта 1 и снять щеткодержатель 2 с регулятором напряжения в сборе.

Проверка и замена щеток генератора

Проверить величину «а» выступания щеток из щеткодержателя.

Если величина «а» выступания щеток в свободном состоянии меньше 4,5 мм, необходимо заменить щеткодержатель в сборе

Проверить легкость перемещения щеток в щеткодержателе.

Если щетки заклинило, необходимо заменить щеткодержатель в сборе. Замене также подлежат щетки со сколами, трещинами или другими дефектами.