Блок цилиндров отливается из алюминиевого сплава и составляет одно целое с верхней частью картера.

Блок имеет открытую вверх полость водяной рубашки, в которую вставляются чугунные гильзы с опорой в дно этой полости

По контуру верхней плоскости блока расположены десять бобышек для крепления головки цилиндров

Нижняя (картерная) часть блока разделена на четыре отсека поперечными перегородками, в которые устанавливаются коренные подшипники коленчатого вала.

Вид двигателя с левой стороны: 1 - стартер; 2 - тяговое реле; 3 - маслопровод; 4 - топливный насос; 5 - кронштейн опоры двигателя; 6 - датчик аварийного давления масла; 7 - масляный фильтр; 8 - шкив коленчатого вала; 9 - шкив водяного насоса; 10 - водяной насос; 11 - термостат; 12 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 13 - фильтр тонкой очистки топлива; 14 - свеча зажигания; 15 - распределитель зажигания; 16 - крышка толкателей; 17 - привод распределителя зажигания и масляного насоса

Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого чугуна, каждая крышка крепится к блоку двумя шпильками диаметром 12 мм.

В первой крышке торцы обработаны совместно с блоком для установки шайб упорного подшипника

Крышки подшипников растачиваются в сборе с блоком, и поэтому при ремонте их надо устанавливать на свои места.

Для облегчения установки на всех крышках, кроме первой и пятой, выбиты их порядковые номера.

Гайки шпилек крепления крышек затягиваются динамометрическим ключом с моментом 100-110 Нм (10-11 кгм) и стопорятся герметиком.

К переднему торцу блока на паронитовои прокладке крепится отлитая из алюминиевого сплава крышка распределительных шестерен с резиновой манжетой для уплотнения носка коленчатого вала

К заднему торцу блока шестью болтами и двумя установочными штифтами крепится отлитый из алюминиевого сплава картер сцепления, точная установка которого необходима для правильной работы коробки передач.

Задний торец картера сцепления и отверстие в нем для установки коробки передач с целью обеспечения соосности первичного вала коробки передач с коленчатым валом обрабатываются в сборе с блоком, поэтому указанные детали не взаимозаменяемы.

Цилиндры двигателя выполнены в виде легкосъемных мокрых гильз, отлитых из специального износостойкого чугуна.

Гильза цилиндров вставляется в гнездо блока нижней частью.

В плоскости нижнего стыка гильза уплотнена прокладкой из мягкой меди толщиной 0,3 мм, а по верхнему торцу — прокладкой головки цилиндров.

Для надлежащего уплотнения верхний торец гильзы выступает над плоскостью блока на 0,02-0,1 мм При этом медная прокладка должна быть обжата.

Для надежного уплотнения необходимо, чтобы разница выступания гильз над плоскостью блока на одном двигателе была в пределах 0,02-0,055 мм.

Это достигается (на заводе) сортировкой гильз цилиндров по высоте (от нижнего стыка до верхнего торца) и блоков по глубине проточки под гильзу (от его верхнего торца) на две группы.

При смене гильз цилиндров равномерность выступания можно обеспечить подбором медных прокладок соответствующей толщины

Головка цилиндров — общая для всех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава и подвергнута термообработке (закалке и старению)

Впускные и выпускные каналы выполнены раздельно для каждого цилиндра и расположены с правой стороны головки Гнезда для клапанов расположены в ряд по продольной оси двигателя

Седла всех клапанов — вставные, изготовлены из жаропрочного чугуна высокой твердости

Благодаря большому натягу при посадке седла в гнездо головки (на заводе перед сборкой головка нагревается до температуры 160-175° С, а седла охлаждаются примерно до минус 40-45° С, при этом седло свободно вставляется в гнездо головки), а также достаточно большому коэффициенту линейного расширения материала седла обеспечивается надежная и прочная посадка седла в гнезде.

Дополнительно металл головки вокруг седел обжимается с помощью оправки.

Втулки клапанов также, как и седла, собираются с головкой предварительно нагретой (втулки — охлажденные) Фаски в седлах и отверстия во втулках обрабатываются в сборе с головкой

Головка цилиндров крепится к блоку десятью стальными шпильками диаметром 12 мм.

Под гайки шпилек поставлены плоские стальные термоупрочненные шайбы

Между головкой и блоком устанавливается прокладка из асбестового полотна, армированного металлическим каркасом и покрытого графитом окна в прокладке под камеры сгорания и отверстие масляного канала окантованы жестью

Толщина прокладки в сжатом состоянии — 1,5 мм

Правильное положение головки на блоке обеспечивается двумя установочными штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров (в бобышки шпилек крепления головки).

Момент силы затяжки гаек крепления готовки должен быть 83-90 Нм (3,3-9,0 кгм)

Головки цилиндров двигателей ЗМЗ-4025 и ЗМЗ-4026 различаются по объему камер сгорания

Увеличение степени сжатия двигателя ЗМЗ-4026 получено за счет дополнительной фрезеровки нижней плоскости головки на 3,6 мм (высота головки двигателя ЗМЗ-4026 составляет 94,4 мм, высота головки двигателя ЗМЗ-4025 — 93 мм)

Объем камеры сгорания при поставленных на место клапанах и ввернутой свече составляет 74-77 см 3 для двигателя ЗМЗ-4026 и 94-98 см для двигателя ЗМЗ-4025

Разница между объемами камер сгорания одной головки не должна превышать 2 см 3

new

Разборку моста производите в следующем порядке: Установите мост на стенд (рис. 1), отверните пробки маслоналивного и маслосливного отверстий и слейте масло.

В процессе эксплуатации может потребоваться регулировка полного открытия дроссельной заслонки карбюратора и положения педали