Система вентиляции картера

Система вентиляции картера (Рисунок 5) — закрытого типа, действующая за счёт разрежения во впускной системе. Маслоотражатель 4 размещён в крышке маслоотделителя 3.

Система вентиляции картера ЗМЗ-5143

При работе двигателя картерные газы проходят по каналам блока цилиндров в головку цилиндров, смешиваясь по пути следования с масляным туманом, далее проходят через маслоотделитель, который встроен в крышку клапанов 2. В маслоотделителе масляная фракция картерных газов отделяется маслоотражателем 4 и стекает через отверстия в полость головки цилиндров и далее в картер двигателя.

Осушенные картерные газы по шлангу вентиляции 5 поступают через впускной патрубок 8 в турбокомпрессор 7, в котором они смешиваются с чистым воздухом и подаются через выпускной (нагнетательный) патрубок 6 турбокомпрессора по воздуховоду 1 последовательно в ресивер 10, впускную трубу 9 и далее в цилиндры двигателя.

Техническое обслуживание системы смазки

Уровень масла необходимо проверять на холодном неработающем двигателе ежедневно перед его запуском, при этом автомобиль должен стоять на ровной горизонтальной площадке.

После остановки двигателя уровень масла следует проверять не ранее, чем через 10 минут, чтобы оно успело стечь в масляный картер.

На указателе уровня масла имеются две метки: «П» и «0». Уровень масла должен находиться между этими метками.

При эксплуатации автомобиля по пересеченной местности уровень масла следует поддерживать вблизи метки «П», не превышая ее.

При необходимости долить масло. Доливку производить через маслоналивную горловину, расположенную на крышке клапанов и закрытую крышкой 13 (Рисунок 1).

Доливку масла производить только той марки, какая залита в двигатель, так как эксплуатационные свойства смеси масел ухудшаются.

Через каждые 10000 км пробега следует производить смену масла с одновременной заменой масляного фильтра.

Смену масла производить на прогретом двигателе. В этом случае масло имеет меньшую вязкость и хорошо стекает.

Для смены масла установить автомобиль на ровной площадке или эстакаде и отвернуть сливную пробку на картере двигателя.

Перед этим открыть крышку маслозаливной горловины. Масло стекает не менее 20 минут. При сливе масла соблюдайте осторожность — масло может быть очень горячим. Завернуть пробку.

Перед завинчиванием пробки сливного отверстия проверить состояние уплотнительной прокладки. Поврежденную прокладку необходимо заменить новой.

Одновременно необходимо заменить масляный фильтр. Для монтажа и демонтажа фильтра используйте ключ ЗМ 7812-4644 или 6991-4521.

Перед установкой фильтра надо смазать моторным маслом резиновую прокладку фильтра. Завернуть фильтр до касания резиновой прокладкой поверхности теплообменника, после этого довернуть рукой на ¾ оборота.

Внимание! При смене масляного фильтра проверить затяжку штуцера крепления жидкостно-масляного теплообменника, при необходимости подтяните штуцер моментом 40,2 - 59,8 Нм (4,1 - 6,1 кгс м).

Залить свежее масло до верхней метки на указателе уровня масла и закрыть маслозаливную горловину крышкой, затем пустить двигатель.

После выключения сигнализатора аварийного давления масла остановить двигатель, убедиться в отсутствии течи масла из-под прокладки фильтра.

Дать маслу стечь в течение 10 минут и проверить уровень масла. При необходимости долить масло.

При замене одной марки масла на другую необходимо промыть систему смазки двигателя. Для промывки системы смазки двигателя необходимо:

- слить из картера прогретого двигателя отработавшее масло;

- залить заменяющее масло или специальное промывочное масло на 2-4 мм выше верхней метки на указателе уровня;

- пустить двигатель и дать ему поработать на минимальной частоте вращения коленчатого вала не менее 10 минут;

- слить заменяющее масло или специальное промывочное масло;

- заменить масляный фильтр;

- залить свежее масло до уровня верхней метки на указателе уровня масла;

- пустить двигатель. После выключения лампы аварийного давления масла остановить двигатель и через 10 минут проверить уровень масла. При необходимости долить масло.

Для обеспечения надежного пуска двигателя, при эксплуатации в условиях низких температур (ниже минус 2 - 0 °С) необходимо применять предпусковой подогреватель (устанавливается на автомобиле по отдельному заказу).

Система вентиляции картера

При проведении регламентных работ технического обслуживания необходимо проверять герметичность соединений шлангов системы вентиляции.

Прорыв картерных газов через неплотности соединений недопустим, устраняется подтяжкой хомутов крепления шлангов.

В случае повышенного расхода масла на угар и появления черного дыма из выхлопной трубы автомобиля следует проверить исправность (засорение каналов) системы вентиляции картера.

Исправность системы вентиляции картера проверяют при помощи водного пьезометра, соединенного с картером двигателя через трубку указателя уровня масла.

В картере работающего без нагрузки двигателя (при частоте вращения коленчатого вала от минимума до максимума) должно быть разрежение 1 - 14 мБар (10 — 140 мм вод. ст.).

В случае появления следов масла на соединениях между турбокомпрессором и впускной трубой следует проверить давление картерных газов.

При давлении в картере более 15 мБар (150 мм вод. ст.) следует проверить герметичность вакуумной системы автомобиля (системы вакуумного усилителя тормозов и рециркуляции отработавших газов).

При появлении негерметичности вакуумный насос создает избыточное давление в картере, что приводит к повышенному расходу газов через маслоотделитель и уносу масла с газами.

Повышенное давление картерных газов может быть также связано с неисправностями цилиндро-поршневой группы и засорением деталей системы вентиляции картера, в этом случае произвести очистку деталей.

Для очистки деталей системы вентиляции картера снять топливопроводы высокого давления, а также детали системы вентиляции: крышку клапанов 2 (Рисунок 5), крышку маслоотделителя 3, шланг вентиляции и впускной патрубок турбокомпрессора 8. Промыть детали системы вентиляции керосином и просушить.

Промывку маслоотражателя произвести без его снятия. Помещение, где моют детали керосином, должно иметь вытяжную вентиляцию.

Установить снятые детали на двигатель, при установке обеспечить герметичность. Не допускается устанавливать уже использованные топливопроводы высокого давления — эти детали допускают только одну затяжку.