Техобслуживание и ремонт коробки передач ЯМЗ-238А МАЗ

Уход за коробкой передач заключается в проверке уровня масла и смене его в картере. Уровень масла в картере должен совпадать с контрольным отверстием

Сливать масло нужно горячим через все сливные отверстия.

После слива масла нужно снять крышку в нижней части картера, в которой помещается маслоприемник масляного насоса с магнитом, тщательно промыть их и установить на место. При этом следует обратить внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.

Дистанционный привод основной коробки ЯМЗ-238А

Для промывки коробки передач рекомендуется использовать 2,5 — 3 л индустриального масла И-12А или И—20А по ГОСТ 20799—75.

При нейтральном положении рычага управления коробкой передач на 7 - 8 мин пускают двигатель, затем его останавливают, промывочное масло сливают и заполняют коробку передач маслом, предусмотренным картой смазки.

Недопустимо промывать коробку передач керосином или дизельным топливом.

В процессе эксплуатации привода коробки передач возможны регулировки:

- положения рычага 3 (см. рис. 1) переключения передач в продольном направлении;

- положения рычага переключения передач в поперечном направлении;

- блокировочного устройства телескопических элементов продольной тяги.

Для регулировки угла наклона рычага 3 в продольном направлении необходимо ослабить гайки болтов 6 и перемещением тяги 4 в осевом направлении установить угол наклона рычага примерно 85 ° (см. рис. 1) при нейтральном положении в коробке передач.

Регулировка положения рычага в поперечном направлении осуществляется изменением длины поперечной тяги 17, для чего необходимо отсоединить один из наконечников 16 и, отвернув гайки, отрегулировать длину тяги так, чтобы рычаг управления коробкой, находясь в нейтральном положении против включения 6 — 2 и 5 — 1 передач, имел примерно угол, равный 90˚ к горизонтальной плоскости кабины (в поперечной плоскости автомобиля).

Регулировку блокировочного устройства привода переключения передач нужно производить следующим образом:

- поднять кабину;

- расшплинтовать палец 23 и отсоединить тягу 4 от вилки 22;

- очистить серьгу 25 и внутреннюю тягу от старой смазки и грязи;

- задвинуть внутреннюю тягу до «щелчка» блокировочной втулки 15;

- расконтрить гайку серьги 25 и, вставив отвертку в шлиц хвостовика внутренней тяги, вывертывать ее до исчезновения углового люфта серьги;

- удерживая хвостовик 24 от проворачивания, затянуть контргайку;

- проверить качество регулировки. При смещении блокировочной втулки 21 в сторону пружины 19 внутренняя тяга должна вытягиваться без заеданий на всю длину, а при задвигании тяги внутрь до упора в пазы блокировочная втулка должна перемещаться четко со  «щелчком» до упора втулки в нижний выступ серьги.

При регулировке привода следует соблюдать следующие требования:

- регулировку производить при поднятой кабине и при неработающем двигателе;

- не допускать изгиба и погнутости наружной и внутренней подвижных тяг;

- во избежание поломки подсоединение тяги 4 к вилке 22 производить так, чтобы отверстие в серьге под палец 23 располагалось над продольной осью тяги 4;

- нейтральное положение коробки передач при поднятой кабине проверять свободным перемещением рычага 18 механизма переключения передач в поперечном направлен ни (относительно продольной оси автомобиля).

Валик 12 при нейтральном положении коробки имеет осевое перемещение, равное 30 - 35 мм, при этом ощущается сжатие пружины.

Описанные выше регулировки привода коробки передач следует производить при снятии и установке двигателя и кабины.

Возможные неисправности коробки передач

Причины

Способ устранения

Затруднено включение передач в основной коробке передач. Включение первой передачи и заднего хода происходит со скрежетом

- Неполное выключение сцепления (сцепление ведет)

Отрегулировать свободный ход педали сцепления или заменить поврежденные детали

Затруднено включение второй, третьей, четвертой и пятой передач. Включение происходит со скрежетом

- Износ конусных колец синхронизаторов

Заменить синхронизатор

Не включаются передачи в основной коробке

- Износ зубчатых венцов каретки синхронизатора, зубчатых муфт, установленных на шестернях 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передач, зубчатой муфты включения первой передачи и заднего хода или зубчатых венцов шестерен первой передачи и заднего хода

Заменить неисправные детали

- Износ деталей или разрегулировка дистанционного привода переключения передач

Заменить неисправные детали; отрегулировать дистанционный привод переключения передач

Включение передач в демультипликаторе происходит с ударом и скрежетом

- Повышенное давление в пневмосистеме управления демультипликатором

Отрегулировать редукционный клапан

- Износ конусных колец в синхронизаторе

- Износ блокирующих фасок пальцев и каретки синхронизатора

Заменить синхронизатор

Невыключение или замедленное включение передач в демультипликаторе при нейтральном положении рычага переключения основной коробки.

Лампа сигнализатора долго не гаснет при включении быстрого диапазона и долго не загорается при включении медленного диапазона.

Воздух выходит через салун воздухораспределителя

- Износ резины впускного клапана

Заменить клапан

- Износ уплотнительного кольца стержня клапана

Заменить уплотнительное кольцо

- Неравномерное прилегание впускного клапана к буртику корпуса

Заменить уплотнительное кольцо

- Заедание впускного клапана в отжатом положении

Заменить неисправные детали

- Затвердевание уплотнительного кольца кольцо корпуса впускного клапана

Промыть, продуть и смазать стержни клапана и отверстие крышки. При необходимости стержень заполировать

- Износ или затвердевание уплотнительных колец штока поршня силового цилиндра

Заменить уплотнительные кольца

- Воздух выходит через сапун коробки передач при включенной медленной передаче в демультипликаторе

Заменить уплотнительное кольцо

- Износ или затвердевание уплотнительного кольца поршня воздухораспределителя

Заменить уплотнительные кольца

- Износ или затвердевание уплотнительных колец золотника воздухораспределителя

Заменить манжету

- Низкое давление в пневмосистеме коробки передач

Заменить манжету

- Износ или затвердевание манжеты поршня силового цилиндра

Заменить диафрагму

- Разрыв диафрагмы впускного клапана воздухораспределителя

Заменить диафрагму

- Воздух выходит через сапун коробки передач.

Прочистить или заменить сапун

- Разрыв диафрагмы блокировочного устройства первой передачи и заднего хода

Заменить неисправные детали

- Воздух выходит через сапун коробки передач при включенной быстрой передаче в демультипликаторе

Прочистить или заменить сапун

Самовыключение передач на ходу автомобиля

- Неполное включение передачи из-за износа сухарей вилок, из-за разрегулировки дистанционного привода управления

Подтянуть крепления, заменить изношенные детали, отрегулировать привод управления.

- Износ зубчатых муфт шестерен и кареток синхронизаторов в связи с неполным включением  

Заменить изношенные детали

Повышенный шум при работе коробки передач

- Ослабление затяжки болтов крепления картера сцепления к картеру маховика

Подтянуть болты

- Износ зубьев шестерен

Заменить шестерни

- Износ подшипников валов или шестерен

Заменить подшипники

- Недостаточно масла в коробке передач

Долить масло до верхней метки на указателе уровня масла

Течь масла из коробки передач

- Износ или потеря эластических манжет

Заменить манжеты

- Повышенное давление в картере

Промыть сапун

- Нарушение герметичности по уплотнительным поверхностям       

Подтянуть крепежные детали

Включение медленного диапазона при скоростях автомобиля, превышающих рекомендуемые

- Размыкание контактов электроцепи

Восстановить контакт

- Обрыв проводов системы АСБП

Заменить провод

- Неисправно реле блокировки АСБП

Заменить реле 6312.3747

- Неисправен датчик скорости

Заменить датчик скорости 1101.3843

- Неисправен клапан блокировки

Заменить неисправные детали

Ремонт коробки передач

Снятие коробки передач.

Для снятия необходимо:

- произвести опрокидывание кабины;

- слить масло из коробки передач;

- снять площадку шасси;

- ослабить хомуты, снять патрубок чистого воздуха системы воздухоочистки;

- расшплинтовать, отвернуть гайку и отсоединить тягу управления коробкой передач от рычага механизма переключения передач;

- отвернуть болты и снять вторую поперечину рамы;

- отсоединить приемную трубу глушителя;

- расшплинтовать, отвернуть гайки и снять заднюю опору двигателя;

- отвернуть болты крепления кронштейна с топливными трубками от крышки коробки передач;

- отвернуть болты и снять кронштейны задней опоры двигателя;

- отсоединить рычаг вала выключения сцепления от вилки штока клапана;

- отсоединить электропровода от датчика сигнальной лампы переключения передач в дополнительной коробке;

- отвернуть болты крепления карданного вала к фланцу коробки передач, отсоединить карданный вал и подвесить его к левому лонжерону рамы;

- отсоединить трубопровод подвода воздуха к редукционному клапану;

- отвернуть болты и снять трубу глушителя;

- подвести под коробку передач канавный подъемник с приспособлением для снятия и установки коробки передач или другое подъемно-транспортное средство;

- отвернуть болты крепления картера сцепления от картера маховика, вывести коробку передач и отсоединить ее от двигателя;

- опустить коробку передач на подъемнике, поднять заднюю часть автомобиля и выкатить подъемник с коробкой из-под автомобиля, посла чего опустить автомобиль.

Установку коробки передач производят в обратной последовательности.

Разборка коробки передач

Коробку передач следует разбирать в следующей последовательности:

- отсоединить от воздухораспределителя воздуховоды;

- снять верхнюю крышку дополнительной коробки с механизмом управления в сборе;

- расшплинтовать и вывернуть три стопорных болта на обойме малого синхронизатора дополнительной коробки;

- снять малый синхронизатор со вторичного вала основной коробки;

- отвернуть гайки крепления картера дополнительной коробки к картеру основной коробки передач;

- отсоединить дополнительную коробку от основной коробки передач;

- снять фланец крепления карданного вала, крышку вторичного вала, червяк привода спидометра, шариковый подшипник задней опоры, роликовый подшипник передней опоры, каретку синхронизатора и  извлечь вал вместе с роликовым подшипником задней опоры.

Дальнейшая разборка дополнительной коробки передач сложности не представляет. Валы из картера коробки необходимо вынимать в сборе.

Для разборки основной коробки передач сначала необходимо снять стопорное кольцо подшипника вторичного вала, затем с помощью болтов-съемников снять центрирующее кольцо подшипника вторичного вала. Валы из картера основной коробки передач необходимо вынимать в сборе. После разборки узла коробки детали нужно промыть в керосине или в дизельном топливе и обдуть сжатым воздухом.

Наружным осмотром выявляют трещины, обломы, срывы резьб, выкрашивание и обломы зубьев шестерен, и другие дефекты. Шестерни подлежат замене в случае наличия трещин или обломов зубьев, а также повышенного износа зубьев.

Наиболее быстро изнашиваемым узлом коробки передач является синхронизатор, у которого возможны такие дефекты, как ослабление посадки штифтов муфты на каретке, износ конусных колец, зубьев кареток и шлицевых отверстий.

При ослаблении муфты на каретке синхронизатора негодные штифты высверливают и взамен вставляют новые с обваркой латунью. Место заварки зачищают.

После замены вышедших из строя деталей сборку коробки передач производят в обратном порядке. При установке коробки передач на автомобиль рекомендуется пользоваться подъемниками или специальными подставками во избежание поломки или изгиба ведомых дисков сцепления. После установки коробки передач проводят регулировку ее привода.