Расположение шестерен привода механизмов двигателя, подлежащих восстановлению или замене в процессе ремонта двигателя, показано на рис. 1

Шестерни привода механизмов двигателя ЯМЗ-236

Состояние рабочих поверхностей зубьев шестерен проверяется внешним осмотром.

Шестерни, имеющие контактное разрушение (питинг), выработку в виде канавок, сколы, трещины, задиры и забоины, подлежат замене.

Шестерни, у которых не обнаружены дефекты, проверяют в беззазорном зацеплении с контрольной (эталонной) шестерней, имеющей толщину зуба по дуге делительной окружности 3,927 мм, на соответствие параметров допустимым нормам (табл. 1).

В связи с тем, что все шестерни попарно скомплектованы и приработаны, не рекомендуется их раскомплектовывать.

Если после проверки по беззазорному зацеплению часть из них будет отбракована и нарушена комплектность, нужно пару шестерен скомплектовать по пятну контакта зубьев.

Пятно контакта должно быть в середине зуба и занимать площадь не менее 40 % его длины и 45 % высоты, так как шестерня распределительного вала, промежуточная шестерня привода масляного насоса и ведущая шестерня привода топливного насоса имеют бочкообразную форму.

Расположение пятна контакта на зубьях шестерен

При обезличенном ремонте, когда нарушается комплектность, шестерни двигателя необходимо проверять на контакт зубьев с контрольной шестерней.

Каждый комплект контрольных шестерен должен включать три шестерни, подогнанные между собой так, что пятно контакта какой-либо из них с другой, входящей комплект, охватывает 100 % длины 60 % высоты зуба.

Из трех контрольных шестерен, составляющих комплект, в качестве рабочей для проверки шестерен двигателя допускается использовать только одну.

По остальным двум периодически проверяют рабочую шестерню, а при износе последней изготовляют новую контрольную шестерню.

В этом случае пятно контакта новых шестерен двигателя в зацеплении с контрольной шестерней должно быть не менее 80 % по длине и 55 % по высоте зуба, а для шестерен, бывших в употреблении, не менее 70 % по длине и 45 % по высоте зуба.

Допускается уменьшение пятна касания зуба по высоте до 30 % при условии его расположения в зоне делительной окружности.

У шестерен с бочкообразным зубом контакт по длине допускается до 40 %.

Правильное положение контакта на поверхности зуба новой шестерни показано на рис. 2, а.

Не допускается наличие кромочных контактов на ножке зуба, раздвоенный контакт (рис. 2, б) и блуждающий контакт (рис. 2, в).

Допустимые параметры шестерен двигателя

Шестерня

Уменьшение

расстояния

между осями

против

теоретического,

мм.

Биение

в пределах

одной

шестерни, мм.

Биение от

зуба к зубу,

мм

Коленчатого вала

0,28

0,07

0,03

Распределительного вала

0,28

0,09

0,03

Ведущая привода

топливного насоса

0,28

0,08

0,03

Ведомая

0,28

0,08

0,03

Привода вентилятора

0,28

0,07

0,03

Ведомая привода

масляного насоса

0,28

0,08

0,03

Промежуточная привода

масляного насоса

0,28

0,07

0,03

new

Гидропривод выключения сцепления (рис. 1) автомобилей семейства УАЗ–31512 состоит из подвесной педали 19, главного цилиндра 5, гидротрубки 4, гидрошланга 24 и рабочего цилиндра 25

Детали и комплекты номинального и ремонтного размеров двигателя УАЗ-3151 Таблица 1 № детали или комплекта – Наименование - Номинальный или ремонтный размер (диаметр), мм