Двигатель состоит из кривошипно-ша­тунного и газораспределительного меха­низмов, а также из систем охлаждения, смазочной, питания и регулирования, пуска

С помощью кривошипно-шатунного ме­ханизма возвратно-поступательное движе­ние поршней в цилиндрах преобразуется во вращательное движение коленчатого вала.

Двигатель КамАЗ-740.10 (базовая модель) - поперечный разрез: 19 - полнопоточный масляный фильтр; 20 - маслозаливная горловина; 21 - указатель уровня масла в картере двигателя; 22 - центробежный масляный фильтр; 23 - коробка термостатов; 24 - передний рым-болт; 25 - компрессор; 26 - насос гидроусилителя рулевого; 27 - задний рым-болт; 28 - левая водосборная труба; 29 - факельная свеча; 30 - левый впускной воздухопровод; 31 - форсунка; 32 - скоба крепления форсунки; 33 - патрубок выпускного коллектора; 34 - выпускной коллектор

Механизм газораспределения своевре­менно открывает и закрывает клапаны, ко­торые пропускают в цилиндры воздух и вы­пускают из цилиндров отработавшие газы.

Двигатель КамАЗ-740.10 (базовая модель) - продольный разрез; 1 - генератор; 2 - топливный насос низкого давления; 3 – ручной топливопрокачивающий насос; 4 - топливный насос высокого давления; 5 - автоматическая муфта опережения впрыскивания топлива; 6 - ведущая полумуфта привода топливного насоса высокого давления; 7 - соединительный патрубок впускных воздухопроводов; 8 - фильтр тонкой очистки топлива; 9 - распределительный вал; 10 - маховик; 11 - картер маховика; 12 - пробка сливного отверстия; 13 - поддон картера; 14 - коленчатый вал; 15 - масляный насос; 16 - вал привода гидромуфты; 17 - шкив привода генератора; 18 - лопасти вентилятора

Система охлаждения поддерживает требуемый тепловой режим двигателя.

Смазочная система подает масло к тру­щимся деталям двигателя для уменьшения трения и их изнашивания.

Система питания очищает и подает в цилиндры воздух и топливо, а с помощью регулятора автоматически регулирует поступление (подачу) топлива в камеру сго­рания в зависимости от нагрузки двига­теля.

Система пуска дизеля необходима для проворачивания коленчатого вала при пуске.

Здесь мы опишем набор со­ставных частей двигателей КамАЗ-740.10, КамАЗ-7403.10 и КамАЗ-7409.10, объясним схему действия и принцип работы их механизмов и систем.

Двигатель КамАЗ-740.10 (рис. 1) — четырехтактный дизель жид­костного охлаждения с V-образным расположением восьми цилиндров; является ба­зовым для всех модификаций двигателя марки.

Двигатель КамA3 - 7403.10 (рис. 2) имеет увеличенную мощность за счет применения газотурбинного наддува, при котором для сжатия воздуха и его на­гнетания в цилиндры используется часть энергии отработавших газов.

Общий вид двигателя КамАЗ-7403.10 с турбонаддувом: 1 - объединительный патрубок; 2 - топливный насос высокого давления модели 334; 3, 5 - воздухопроводы; 4, 7 - турбокомпрессоры; 6 - патрубок; 8 - выпускной коллектор модели 271; 9 - форсунка

Газодизель 7409.10 (рис. 3) может работать как на природном газе с воспламенением его запальной дозой ди­зельного топлива, так и на дизельном топ­ливе в режиме дизеля.

Общий вид двигателя КамАЗ-7409.10 (газодизель): 1 - объединительный патрубок; 2,10 - впускные воздуховоды; 3 - топлив­ный насос высокого давления модели 335; 4 - индивидуальный воздухо­очиститель компрессора; 5 - редуктор низкого давления. 6 - электромагнитный клапан с фильтром; 7 - привод управления с дозатором газа; 8 - дозатор газа. 9 - смеситель; 11 - привод управления регулятором частоты вращения

Основные конструктивные данные и па­раметры двигателей приведены в техниче­ской характеристике (в скобках даны зна­чения при работе двигателя в режиме дизеля).

Техническая характеристика двигателей КамАЗ

Модель 740.10

  • Число тактов 4
  • Число цилиндров 8

Расположение цилиндров V-образное, угол развала 90°

Порядок работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8

Направление вращения коленчатого вала - правое

Диаметр цилиндров и ход поршня 120х120 мм

Рабочий объем 10,85 л

Степень сжатия 17

Номинальная мощность 154 кВт

Максимальный крутящий момент 637 Нм

Частота вращения коленчатого вала, об/мин:

  • - номинальная 2600
  • - при максимальном крутящем моменте (1600-1800)
  • - на режиме холостого хода мини­мальная, не более 600
  • - то же, максимальная, не более 2930

Фазы газораспределения впускного кла­пана:

  • - открытие 13° до в. м. т.
  • - закрытие 49° после н. м. т.

То же, впускного клапана:

  • - открытие 66° до н. м. т.
  • - закрытие 10° после в. м. т.

Давление масла в прогретом двигателе, кПа:

  • - при номинальной частоте вращения 400-550
  • - при минимальной частоте враще­ния на режиме холостого хода, не менее 100

Модель форсунки 33-01

Модель топливного насоса высокого давления 33-02

Модель 7403.10

Число тактов 4

Число цилиндров 8

Расположение цилиндров V-образное, угол развала 90°

Порядок работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8

Направление вращения коленчатого вала правое

Диаметр цилиндров и ход поршня 120х120 мм

Рабочий объем 10,85 л

Степень сжатия 16

Номинальная мощность, кВт 191

Максимальный крутящий момент, Нм 785

Частота вращения коленчатого вала, об/мин:

  • - Номинальная 2600
  • - при максимальном крутящем моменте 1600-1800
  • - на режиме холостого хода мини­мальная, не более 600
  • - то же, максимальная, не более 2930

Фазы газораспределения впускного кла­пана:

  • - Открытие 13° до в. м. т.
  • - закрытие 49° после н. м. т.

То же, впускного клапана:

  • - открытие 66° до н. м. т.
  • - закрытие 10° после в. м. т.

Давление масла в прогретом двигателе, кПа:

  • - при номинальной частоте вращения 400-550
  • - при минимальной частоте враще­ния на режиме холостого хода, не менее 100

Модель форсунки 271

Модель топливного насоса высокого давления 334

Модель 7409.10

Число тактов 4

Число цилиндров 8

Расположение цилиндров V-образное, угол развала 90°

Порядок работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8

Направление вращения коленчатого вала правое

Диаметр цилиндров и ход поршня, мм 120х120

Рабочий объем, л 10,85

Степень сжатия 17

Номинальная мощность, кВт 154

Максимальный крутящий момент, Нм 637

Частота вращения коленчатого вала, об/мин:

  • - номинальная 2550 (2600)
  • - при максимальном крутящем моменте 1300-1800
  • - на режиме холостого хода мини­мальная, не более 600
  • - то же, максимальная, не более 2930

Фазы газораспределения впускного кла­пана:

  • - открытие 13° до в. м. т.
  • - закрытие 49° после н. м. т.

То же, впускного клапана:

  • - открытие 66° до н. м. т.
  • - закрытие 10° после в. м. т.

Давление масла в прогретом двигателе, кПа:

  • - при номинальной частоте вращения 400-550
  • - при минимальной частоте враще­ния на режиме холостого хода, не менее 100

Модель форсунки 33-01

Модель топливного насоса высокого давления 335

new

В процессе эксплуатации может потребоваться регулировка полного открытия дроссельной заслонки карбюратора и положения педали

- Причина неисправности Метод устранения Сцепление не полностью выключается (сцепление «ведет»):