Все детали шатунно-поршневой группы делятся на категории и индивидуально подбираются друг к другу

Таблицы размерных групп поршней, цилиндров блока, пальцев и шатунов, а также размеров сопряжений в таблицах внизу статьи

Размерные группы поршней и цилиндров

Обозначение «406» на поршне указывает на то, что он предназначен для двигателя ЗМЗ-4062.

Размерные группы поршней и цилиндров

На днище поршня выбито два обозначения.

По букве, нанесенной краской, на новом блоке поршень подбирается к цилиндру.

При ремонте с расточкой цилиндров требуемые зазоры обеспечиваются в процессе расточки и хонингования под заранее приобретенные поршни ремонтного размера.

Римская цифра указывает требуемую группу пальца.

Диаметры отверстий в бобышках поршня, головке шатуна и наружные диаметры поршневого пальца делятся на четыре группы, помеченные краской: I – белой, II – зеленой, III – желтой, IV – красной.

На пальцах номер группы обозначен краской на внутренней поверхности или торцах.

Он должен совпадать с группой, указанной на поршне.

Размерные группы поршней и цилиндров

На шатуне номер группы тоже обозначается краской.

Он должен либо совпадать, либо быть соседней с пальцем группы.

Размерные группы поршней и цилиндров

Смазанный моторным маслом палец должен с небольшим усилием перемещаться в головке шатуна, но не выпадать из нее.

Нагреваем поршень до температуры 60–80°С.

Размерные группы поршней и цилиндров

Вводим головку шатуна между бобышками поршня и запрессовываем смазанный поршневой палец.

Если нет приспособления, запрессовать палец можно медным или обычным молотком, через оправку из мягкого металла, удерживая поршень на весу.

Размерные группы поршней и цилиндров

После сборки выступ на нижней головке шатуна должен находиться с той же стороны, что и надпись “ПЕРЕД” на поршне.

Размерные группы поршней и цилиндров

Фиксируем поршневой палец с обеих сторон стопорными кольцами.

Размерные группы поршней и цилиндров

Проверяем поршневые кольца.

Установленные в цилиндр на глубину 20–30 мм компрессионные кольца должны иметь зазор в замке – 0,3–0,6 мм, маслосъемное – 0,5–1 мм.

Размерные группы поршней и цилиндров

Надеваем кольца на поршень.

Размерные группы поршней и цилиндров

Раздвинув замок расширителя маслосъемного кольца, надеваем его на поршень в нижнюю канавку, и сводим замок.

Надеваем на расширитель маслосъемное кольцо.

Угол между замками кольца и расширителя при неразъемном кольце – 45°, разъемном – 90°.

Размерные группы поршней и цилиндров

Надеваем нижнее компрессионное кольцо надписью “ВЕРХ” к днищу поршня.

Размерные группы поршней и цилиндров

Последним надеваем верхнее компрессионное кольцо.

Таблица 1.

Ремонтное увеличение - Обозначение группы - Диаметр поршня (юбка), мм - Диаметр цилиндра, мм:

Номинальный:

  • - А - 92,000-91,988 - 92,036-93,024
  • - Б - 92,012-92,000 - 92,048-92,036
  • - В - 92,024-92,012 - 92,560-92,048
  • - Г -  92,036-92,024 - 92,072-92,060
  • - Д -  92,018-92,036 - 92,084-92,072

0.5 :             

  • А - 92,500-91,488 - 92,536-92,524
  • Б - 92,512-92,500 - 92,548-92,536
  • В - 92,524-92,512 - 92,560-92,548
  • Г - 92,536-92,524 -  92,572-92,560
  • Д - 92,548-92,536 - 92,584-92,572

1,0:

  • А - 93,000-92,988 - 93,036-93,024
  • Б - 93,012-93,000 - 93,048-93,036
  • В - 93,024-93,012 - 93,060-93,048
  • Г - 93,096-93,024 - 93,072-93,060
  • Д - 93,048-93,036 - 93,084-93,072

Пальцы, поршни и шатуны

Диаметр пальца, мм - Диаметр отверстия в бобышке поршня, мм - Диаметр во втулке шатуна, мм - Маркировка пальца и шатуна - Маркировка поршня:

  • 22,0000-21,9975 - 22,0000-21,9975 - 22,0070-22,0045 - белый - I
  • 21,9975-21,9950 - 21,9975-21,9950 - 22,0045-22,0020 - зеленый - II
  • 22,9950-21,9925 - 21,9950-21,9925 - 22,0020-21,9995 - желтый - III
  • 21,9925-21,9900 - 21,9925-21,9900 - 21,9995-21,5970 - красный - VI

new

Ремонт шатунов сводится к замене втулки верхней головки и последующей обработке ее под поршневой палец номинального размера или к обработке, имеющейся в шатуне втулки под палец ремонтного размера

При ремонте обычно подлежат замене тормозные колодки и колесные цилиндры или входящие в них детали, для снятия которых нет необходимости снимать полностью тормозные механизмы