- подтянуть шатун за нижнюю головку к шатунной шейке, снять с болтов латунные наконечники, надеть крышку шатуна так, чтобы номера, выбитые на крышке и шатуне, были обращены в одну сторону. Завернуть гайки динамометрическим ключом (момент 6,8—4,5 кГм) и законтрить при помощи штампованной из листовой стали стопорной гайки. Момент затяжки стопорной гайки 0,3—0,5 кГм;

- в таком же порядке вставить поршень четвертого цилиндра, затем повернуть коленчатый вал на 180° и вставить поршни второго и третьего цилиндров. Провернуть несколько раз коленчатый вал, который должен вращаться легко от небольших усилий;

- произвести подсборку распределительного вала:

- надеть на передний конец распределительного вала распорную втулку и упорный фланец;

- напрессовать распределительную шестерню на вал и закрепить ее болтом с шайбой;

- с помощью щупа, вставляемого между упорным фланцем распределительного вала и ступицей распределительной шестерни, проверить осевой зазор распределительного вала, который должен быть в пределах 0,1—0,2 мм;

- прочистить трубку для смазки распределительных шестерен и привернуть ее с помощью болта и хомутика к блоку;

- вставить подсобранный распределительный зал в отверстие блока, смазав предварительно его опорные шейки маслом для двигателя. При зацеплении шестерен зуб шестерни коленчатого вала с меткой «О» должен быть против риски у впадин зубьев шестерни распределительного вала (см. рис. 17). Боковой зазор в зацеплении должен быть в пределах 0,0З—0,08 мм. При большем или меньшем зазоре подобрать другую пару;

- через отверстия в шестерне распределительного вала прикрепить двумя болтами с пружинными шайбами упорный фланец к блоку;

- надеть на шейку переднего конца коленчатого вала маслоотражатель выпуклой стороной к шестерне;

- проверить пригодность к дальнейшей работе сальника, запрессованного в крышку распределительных шестерен. Если сальник имеет изношенные рабочие кромки или слабо охватывает ступицу шкива коленчатого вала, вставленную в сальник, заменить его новым. Запрессовку сальника в крышку рекомендуется производить при помощи оправки на прессе, как показано на рис. 10;

Запрессовка сальника в крышку распределительных шестерен

- надеть на шпильки прокладку и крышку распределительных шестерен;

Центрирование переднего сальника коленчатого вала

сцентрировать крышку по переднему концу коленчатого вала при помощи оправки (рис. 11) и завернуть все гайки и болты крепления крышки. Если нет центрирующей оправки, то установку Крышки можно производить по ступице шкива коленчатого вала. Ступицу надо напрессовать на коленчатый вал так, чтобы ее конец входил на глубину 5 мм в отверстие крышки. После этого закрепить крышку гайками, выдерживая одинаковый зазор по окружности между ступицей и отверстием крышки. Выравнивание зазора производить легкими ударами деревянного или резинового молотка по крышке. После этого окончательно закрепить крышку;

удалить центрирующую оправку и напрессовать ступицу шкива коленчатого вала;

- завернуть в коленчатый вал храповик, предварительно надев на него пружинную шайбу. Проворачивая за храповик коленчатый вал, проверить, не задевает ли отражатель за крышку распределительных шестерен из-за погнутости отражателя или ослабления посадки на ступице;

- привернуть шкив коленчатого вала к ступице;

- установить масляный насос в сборе с маслоприемником;

- установить привод прерывателя-распределителя;

- поворачивая коленчатый вал, совместить метку в. м. т. на ободе шкива коленчатого вала с указателем на крышке распределительных шестерен (см. рис. 14).

Кулачки распределительного вала, приводящие в действие клапаны первого цилиндра, должны быть при этом направлены вершинами в противоположную от толкателей сторону (в сторону поддона картера) и расположены симметрично, как показано на рис. 12;

Положение кулачков распределительного вала первого цилиндра при установке привода прерывателя- распределителя

- проверить осевой зазор валика привода при помощи щупа, вставляемого между корпусом привода и шестерней. Зазор должен быть в пределах 0,15—0,40 мм;

надеть на шпильки крепления привода прерывателя-распределителя прокладку;

Положение прорези на валике привода масляного насоса и прерывателя-распределителя

- повернуть валик привода в положение, показанное на рис. 13, а, и поставить привод в гнездо блока цилиндров.

При введении привода в гнездо необходимо поворачивать валик масляного насоса, чтобы конец валика привода вошел в отверстие вала насоса, В правильно установленном приводе прорезь во втулке валика должна быть направлена параллельно оси двигателя и смещена от двигателя, как показано на рис. 13, б;

- закрепить привод;

- проверить наличие зазора в винтовых шестернях распределительного вала и привода прерывателя-распределителя.

Если по какой-либо причине с двигателя был снят только один привод прерывателя-распределителя, его можно установить, не снимая поддона картера.

В этом случае, установив поршень первого цилиндра в в. м. т. хода сжатия, при установке привода слегка поворачивать коленчатый вал в ту или иную сторону.

При правильно установленном приводе, когда поршень первого цилиндра находится в ВМТ. хода сжатия, ротор прерывателя-распределителя займет положение против первого контакта, помеченного цифрой 1 на крышке прерывателя-распределителя;

- положить на фланец блока цилиндров прокладку поддона картера;

Установка поддона картера при помощи приспособления

- установить подсобранный поддон на шпильки, прижать с помощью приспособления (рис. 14) к блоку и закрепить гайками с шайбами;

- установить и привернуть болтами нижнюю часть картера сцепления;

- очистить камеры сгорания головки цилиндров от нагара, протереть и продуть сжатым воздухом. Если необходимо, прочистить отверстия в водораспределительной трубе для чего ее вынуть, как показано на рис. 15;

Извлечение водораспределительной трубы из головки цилиндров

- притереть клапаны, для этого необходимо:

- нанести на притираемую поверхность седла клапана тонкий слой смеси, составленной из одной части микропорошка М-20 (ГОСТ 3647—59) и двух частей масла индустриального 20 (веретенного 3) (ГОСТ 1707—51). Перед употреблением смесь тщательно перемешать;

надеть на стержень клапана технологическую пружину, вставить клапан в направляющую втулку. Внутренний диаметр пружины должен быть около 10 мм. Усилие пружины небольшое; она должна слегка приподнимать клапан над седлом. При легком нажатии клапан должен садиться на седло;

- прижать резиновый присосок к верхней плоскости головки клапана. Поверхности присоса и клапана должны быть сухими и совершенно чистыми;

- вращая ручку присоска поочередно то в одну, то в другую сторону и одновременно перемещая клапан вверх и вниз, добиться на рабочих поверхностях седла и головки равномерной матовой фаски на всей окружности.

Перед началом притирки следует проверить, нет ли коробления головки клапана и пригорания клапана и седла.

При наличии этих дефектов восстановить герметичность клапана одной притиркой невозможно и следует сначала прошлифовать седло, а поврежденный клапан заменить новым. Если зазор между клапаном и втулкой превышает 0,25 мм, то герметичность, также не может быть восстановлена, В этом случае клапан и втулку следует заменить новыми.

Выпрессовка направляющих втулок клапанов

Клапаны (в запасные части) выпускаются стандартного размера, а направляющие втулки — с внутренним - диаметром, уменьшенным на 0,3 мм (для развертывания их под окончательный размер после запрессовки в головку цилиндров).

Выпрессовка изношенной направляющей втулки производится с помощью выколотки (рис. 16). Седла клапанов удаляются фрезерованием твердосплавным зенкером.

Ремонтные седла имеют наружный диаметр на 0,25 мм больше, чем стандартные, поэтому гнезда для седел растачиваются до размеров:

- для седла впускного клапана — 47,25+0,027мм и для выпускного - 38,75+0,027мм.

Седла клапанов и направляющие втулки перед сборкой надо охладить в двуокиси углерода (сухом льду), а головку цилиндров нагреть о температуры 160—175°С.

Седла и втулка при сборке должны вставляться в гнезда головки цилиндров свободно или с  легким усилием.

После установки седла металл головки цилиндров при помощи плоской оправки диаметром 49 или 41 мм, соответственно, центрируемой по отверстию в седле, завальцовывается вокруг седла.

Приспособление для шлифовки седел клапанов

Запрессовка новой втулки производится со стороны коромысел с помощью выколотки. Втулка после запрессовки должна выступать над плоскостью головки цилиндров на 22 мм.

После запрессовки развернуть, отверстие втулки до диаметра 9+0,022 мм, а фаски седел прошлифовать, центрируя по отверстию во втулке.

Для шлифовки седел можно использовать приспособление, показанное на рис. 17. Разжимная оправка устанавливается в обработанное отверстие во втулке, а хвостовик оправки служит осью для шлифовального круга с фаской под углом 45°. Привод шлифовального круга осуществляется небольшим электродвигателем.

При шлифовке следует обеспечить концентричность фаски на седле клапана с отверстием во втулке в пределах 0,03 мм общих показаний индикатора.

Фаски шлифуют под углом 45°. Наружный диаметр «d» (рис. 16) фаски у седла для впускного клапана должен быть 46 мм, а у выпускного — 35 мм. Ширина фаски «в»  должна быть у седла впускного клапана 1,8—2,3 мм, у выпускного — 2,3—2,5 мм. Ширина фаски обеспечивается расшлифовкой отверстия седла под углом 30°, как показано на рис. 18, а.

При шлифовке изношенных седел наружный диаметр фаски получается больше указанных выше размеров. В этом случае наружный диаметр фаски доводят до необходимого шлифовкой торца седла под углом 30°, как указано на рис. 18, б.

Фаски седел клапанов

После шлифовки седел и притирке клапанов все газовые каналы тщательно очистить и продуть сжатым воздухом, чтобы не осталось абразивной пыли. Стержни клапанов перед сборкой смазываются смесью, состоящей из семи частей масляного коллоидно-графитового препарата (ГОСТ 5262—50) и трех частей авиационного масла МС-20;

- вставить клапаны во втулки согласно сделанным меткам и собрать их с пружинами. Убедиться, что выступы сухарей вошли в кольцевую канавку стержня клапана;

- надеть на шпильки головки цилиндров прокладку, установить головку и закрепить ее гайками с шайбами. Затянуть гайки динамометрическим ключом с моментом 7,3—7,8 кГм, соблюдая порядок, указанный на рис. 20;

Порядок затяжки головки цилиндров

- прочистить проволокой и продуть сжатым воздухом отверстия в коромыслах, в оси коромысел и регулировочных винтах, отверстие в задней стойке оси коромысел и в головке цилиндров.

Проверить надежность посадки втулок коромысел. В случае слабой посадки во время работы втулка может сместиться и перекрыть отверстие смазки штанги толкателя клапана. Такие втулки необходимо заменить;

- произвести подсборку оси коромысел. Перед постановкой каждого коромысла смазать его втулку маслом для двигателя.

Коромысла и стойки собираются на оси в таком положении, чтобы смещение отверстий под шпильки крепления в стойках было обращено к регулировочным винтам коромысел. Четвертая (задняя) стойка должна иметь на нижней плоскости отверстие для прохода масла;

Размерные группы толкателей

Наружный диаметр, мм

Маркировка

Диаметр, мм

Цвет маркировки

Зазор, мм

25-0,06-0,022

1

25+0,023+0,011

Голубой

0,038

0,019

25-0,015-0,022

2

25+0,011

Желтый

0,033

0,015

- вставить толкатели в гнезда согласно меткам на них. Толкатели и отверстия в блоке предварительно смазать маслом для двигателя;

- вставить штанги в сборе с наконечниками в отверстия в головке цилиндров;

- установить подсобранную ось коромысел на шпильки и закрепить гайками с шайбами. Регулировочные винты своей сферической частью должны ложиться на сферу верхнего наконечника штанги;

- установить зазоры между торцом стержня средних клапанов и носком коромысла 0,35—0,40 мм, а крайних клапанов (выпускных первого и четвертого цилиндров) — 0,30—0,35 мм. Сделать это надо, как указано в статье «Регулировка зазоров клапанов»;

- поставить прокладку и крышку коромысел и закрепить их винтами с шайбами;

- смазать и надеть на переднюю крышку коробки передач муфту выключения сцепления в сборе с подшипником и закрепить оттяжную пружину;

- поставить и закрепить коробку передач;

- поставить вилку выключения сцепления;

- поставить детали и агрегаты двигателя, соблюдая обратную последовательность.