Окраска кузова автомобиля

Основные свойства эмалей и лакокрасочного покрытия. Ка­чество окраски кузовов зависит от качест­ва и стойкости лакокрасочных материа­лов, используемых для этой цели. Они представляют собой многокомпонентные жидкие составы, которые после нанесения их на поверхность тонким слоем и высы­хания образуют пленки, прочно сцеплен­ные с поверхностью. Образование пленок (покрытий) обусловлено наличием в соста­ве лакокрасочных материалов пленкооб­разующих веществ: синтетических смол, эфиров целлюлозы и некоторых расти­тельных масел. В состав лакокрасочных материалов, кроме пленкообразующих, могут входить пластификаторы, сиккати­вы, отвердители, пигменты и некоторые другие добавки.

Сушка после покраски

После нанесения на поверхность слой лакокрасочного матери­ала и специального покрытия необходимо просушить, чтобы получить пленку по­крытия. Процесс высыхания разных ла­кокрасочных материалов протекает нео­динаково и зависит от природы последних.

Высыхание ряда материалов сводится в основном к испарению растворителей, в результате чего образуется пленка покры­тия. К таким материалам относятся нитроцеллюлозные, перхлорвиниловые и неко­торые другие лаки и эмали. Высыхание же других материалов представляет собой более сложный процесс, в котором разли­чают две фазы: испарение растворителей, а затем сложные химические процессы окисления, конденсации, полимеризации, составляющие 80 — 90 % продолжитель­ности сушки. К данной категории относят­ся материалы на основе масел и ряда син­тетических смол: лаки и эмали алкидные, фенольно-формальдегидные, меламиноалкидные и ряд других.

Окраска в электрическом поле высокого напряжения

Окраска этим способом достаточно широ­ко применяется для деталей простой и средней сложности конфигурации.

Сущность этого процесса окрашива­ния состоит в том, что между двумя элек­тродами, находящимися под напряжением и расположенными на определенном рас­стоянии друг от друга, создается электри­ческое поле. Один из электродов имеет острые кромки. При повышении напряже­ния до определенной величины воздух возле этих кромок ионизируется и начи­нает двигаться по направлению силовых линий поля к противоположному электро­ду. Одним из электродов является окра­шиваемая деталь (положительный зазем­ленный электрод), а другим — коронирующий электрод (отрицательный). В со­здавшееся между ними' постоянное электрическое поле высокого напряжения вводят распыленный лакокрасочный ма­териал, частицы которого, заряжаясь от ионизированного воздуха или кромки электрода, двигаются по силовым линиям электрического поля и осаждаются на за­земленном кузове, образуя на его поверх­ности равномерное покрытие. В электри­ческом поле хорошо распыляются только те лакокрасочные материалы, которые об­ладают определенными свойствами (удельное объемное сопротивление и диэ­лектрическая проницаемость).

Схемы процессов окраски

Кузов после ремонта нуждается в пол­ной окраске или частичной подкраске от­дельных его поверхностей. Могут быть ре­ализованы 3 схемы покраски кузова, отли­чающиеся как числом операций, так и их содержанием и исполнением: полная окра­ска кузова со снятием старой краски, ок­раска кузова по старой краске и подкраска отдельных поврежденных участков повер­хностей кузова или замененных деталей. Последние могут окрашиваться как буду­чи установленными или собранными с ку­зовом, так и отдельно. Во всех трех схемах технологических процессов окраски обя­зателен этап подготовки поверхности под окраску.

Окраска способом пневма­тического воздушного распы­ления

Этот способ среди прочих изве­стных способов является основным. Примерно 70 % производимых лакокрасоч­ных материалов наносят на поверхности именно этим способом. Он позволяет на­носить на больших поверхностях равно­мерные слои грунтовки, лака, эмали, в том числе очень жидких или быстросохнущих, производить окрашивание по недосушен­ным грунтовкам или по слою краски, име­ющей "отлип".

Частичная окраска отдельных поверхностей

Чтобы продлить срок службы лакокра­сочного покрытия и стальной поверхности кузова, необходимо выявлять опасные в коррозионном отношении места и восста­навливать покрытие. После устранения повреждений отдельных поверхностей ку­зова правкой, рихтовкой, сваркой возни­кает необходимость частичной окраски восстановленных поверхностей кузова. В ремонтной практике обычно используют два метода окрашивания: пневмораспыление — для окраски поверхностей, к кото­рым предъявляются высокие требования по декоративности, и кистевая окраска — для всех остальных поверхностей и для устранения мелких незначительных де­фектов на всех поверхностях.