Карданная передача автомобиля КамАЗ

Карданная передача служит для пере­дачи крутящего момента от вала коробки передач или раздаточной коробки к валу ведущего моста автомобиля при изменяю­щихся углах и расстояниях между ними.

На трехосных автомобилях КамАЗ кру­тящий момент к промежуточному и задне­му ведущим мостам подводится одним об­щим валом

От промежуточного моста, который является проходным, крутящий момент на задний мост передается допол­нительным карданным валом.

Карданнные передачи: а - автомобилей КамАЗ-4310 и КамАЗ-43105; б - автомобилей с колесной формулой 6х4; 1 - вал привод среднего моста; 2 - основной вал; 3 - валы привода промежуточного моста; 4, 6 - валы привода заднего моста; 5 - промежуточный мост; 7 - задний мост
Карданный вал: 1 - фланец-вилка; 2 - игольчатый подшипник; 3 - уплотнение; 4 - крестовина; 5 - скользящая вилка; 6 - гайка; 7, 9, 11 - разрезные шайбы; 8 - войлочное кольцо; 10 - резиновое кольцо; 12 - вал; 13 - стопорная пластина; 14 - опорная пластина

Карданная передача предназначена  для передачи крутящего момента к отдельным агрегатам и механизмам (со­единение коробки передач с раздаточной коробкой, привод лебедки, соединение вала и левой колонки с рулевым механизмом).

На автомобилях повышенной проходи­мости с ведущим передним мостом в при­воде передних управляемых колес приме­нены карданные шарниры равных угловых скоростей.

Устройство карданной передачи. Кар­данная передача состоит из валов и кар­данных шарниров.

Все шарниры кардан-вой передачи состоят из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки и кресто­вины, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках.

Уплотнение игольчатых подшипников осуществляется двумя сальниками и сальником радиаль­ного уплотнения, встроенным в обойму подшипника, и двухкромочным сальником торцового уплотнения.

При равномерном вращении ведущей вилки ведомая вращается неравномерно.

За один оборот карданного вала ведомая вилка при вращении дважды обгоняет ведущую и дважды отстает от нее.

Вслед­ствие этого возникают дополнительные нагрузки на детали главной передачи, дифференциала, полуосей и колес, увели­чивается их изнашивание.

Чтобы устра­нить неравномерное вращение ведомого вала, применяют карданную передачу, в которой на обоих концах вала устанавли­вают карданные шарниры.

При установке вилок обоих карданных шарниров на валу в одной плоскости неравномерность враще­ния, создаваемая первым карданным шар­ниром, будет выравниваться вторым шар­ниром.

Для уменьшения вибрации выполняют динамическую балансировку карданного вала в сборе с карданными шарнирами.

Дисбаланс устраняют приваркой баланси­ровочных пластин или их установкой под стопорную пластину болтов крепления крышек карданных шарниров.

Карданная передача автомобилей КамАЗ-4310 и КамАЗ-43105, имеющих ко­лесную формулу 6Х 6 с последовательным сквозным приводом задних мостов, показа­на на рис. 1.

Она состоит из четырех карданных валов и основного вала 2 между коробкой передач и раздаточной коробкой, вала 3 привода промежуточного моста и вала 1 привода переднего моста.

Про­межуточный мост имеет сквозной вал глав­ной передачи, который через карданный вал 4 передает крутящий момент заднему ведущему мосту.

Карданная передача автомобиля КамАЗ: 94 - шлицевая втулка; 95 - разрезная шайба; 96 - уплотнительное кольцо; 97 - войлочное кольцо; 98 - гайка сальника; 99 - скользящая вилка; 100 - крестовина; 101 - игольчатый подшипник; 102 - радиальное уплотнение; 103 - фланец-вилка; 104 - стопорная пластина; 105 - опорная пластина; 106 - болт опорной пластины

 В конструкции карданных валов (рис. 1) применено подвижное шлицевое соединение, обеспечивающее необходи­мое изменение рабочей длины вала при движении автомобиля.

Для защиты шлицевого соединения от попадания грязи и удержания смазки карданные валы в местах соединения герметизированы.

Смазка удерживается во внутренней по­лости от вытекания заглушкой, завальцованной в шлицевой втулке, а также рези­новыми и войлочными кольцами 10 и 8, которые поджимаются гайкой 6 саль­ника.

Карданные валы собирают так, чтобы их неподвижные и скользящие вилки рас­полагались в одной плоскости.

Для этой цели на шлицевых втулках карданных ва­лов и на скользящих вилках выбиты стрел­ки. Необходимо, чтобы эти стрелки были совмещены.

Балансировка карданных валов перед­него, промежуточного и задних мостов осуществляется приваркой балансировоч­ных пластин.

Основной карданный вал балансируется подкладыванием баланси­ровочных пластин под стопорную пластину болтов крепления опорной пластины на вилках.

Кулачковый карданный шарнир равных угловых скоростей: 1, 5 - кулаки шарнира; 2, 4 - вкладыши кулака; 3 - диск

В приводе к передним ведущим управ­ляемым колесам передних мостов автомо­билей КамАЗ-4310 и КамАЗ-43105 приме­нены карданные шарниры кулачкового типа.

Они передают крутящие моменты от главной передачи передним колесам, обес­печивают равенство угловых скоростей полуосевых шестерен главной передачи передних колес при их повороте на значи­тельный угол.

Шарнир состоит из двух кулаков 1 и 5 (рис. 2) с вкладышами 2, 4 и диска 3.

Диск входит в пазы вкладышей, которые, в свою очередь, устанавливаются цилинд­рическими поверхностями в вилки кулаков.

Благодаря такому соединению шарнир ра­ботает подобно двум сочлененным шарни­рам неравных угловых скоростей.

В одной плоскости вилки поворачиваются относительно вкладышей, а в другой — вместе ними относительно центрального диска.