Устройство колес. Автомобили КамАЗ с клееной формулой 6X4 включают два одинарных передних управляемых колеса четыре сдвоенных задних ведущих колeca

Передние колеса автомобилей КамA3 — бездисковые со спицевыми ступицами, с разъемными ободами и пневма­тическими шинами, имеющими универ­сальный рисунок протектора.

Передняя ось с колесом: 1 - поворотный кулак; 2 - гайка подшипников; 3 - замковая шайба гайки подшипников; 4 - замковая шайба контргайки; 5 - контргайка; 6 - крышка ступицы; 7,12, 43, 48, 72 - болты; 8, 33, 49, 73 - пружинные шайбы; 9 - прокладка; 10,19 - подшипники; 11,15, 32, 35, 45, 57, 68 - гайки; 13 - ступица; 14 - шпилька; 16 - прижим; 17 - замочное кольцо; 18 - бортовое кольцо; 20 - упорное кольцо; 21 - кольцо манжеты; 22 - маслоуловитель переднего тормоза; 23 - тормоз­ной барабан; 24 - колодка тормоза; 25 - обод колеса; 26, 54 - манжеты; 27 - предохранительный клапан; 28 - щиток тормоза; 29 - заглушка; 30 - суппорт; 31 - клин шкворня; 34 - упор поворотного кулака; 36 - пружина предохранительного клапана; 37 - продольная тяга; 38 - рычаг тяги сошки; 39 - балка передней оси; 40 - рычаг поворотного кулака; 41 - тяга рулевой трапеции; 42 - попе­речная тяга; 44 - шайба; 46 - камера; 47 - покрышка; 50 - верхняя крышка; 51 - шпонка; 52 - шкво­рень; 53 - полукольцо сальника; 55, 67 - шплинты; 56, 70 - шаровые пальцы; 58, 66 - защитные накладки; 59, 65 - верхние вкладыши; 60, 71 - нижние вкладыши; 61 - пружина; 62 - резьбовая крышка; 63 - стопорная шайба; 64 - масленка; 69 - обойма накладки

Переднее колесо (рис. 1) состоит из ступицы, обода и шины.

В центре ступицы имеется полость, в которой расположены гнезда для установки подшип­ников и манжеты ступицы.

На ступице пять спиц, равномерно располо­женных по окружности.

Концы спиц закан­чиваются коническими опорами, предназ­наченными для посадки конической поверхности обода.

Угол конуса 28 ° обеспе­чивает при затяжке гаек силу трения, необходимую для надежного соединения обода со ступицей и предохранения его от проворачивания при торможении.

Шпиль­ки крепления ободов к ступицам колес имеют правую резьбу.

В теле ступицы между спицами имеется пять отверстий, предназначенных для болтов крепления тормозного барабана.

Гайки болтов самоконтрящиеся.

Для уменьшения изнашивания шин и улучшения устойчивости и управляемости автомобиля ступица в сборе с тормозным барабаном балансируется.

Допустимый дисбаланс 700 Нм.

Для устранения дис­баланса на производстве сначала опреде­ляют наиболее тяжелое место ступицы с барабаном в сборе, а затем с противоположной стороны к наружной поверхности тормозного барабана приваривают груз.

Масса груза определяется величиной уст­раняемого дисбаланса.

Обод колеса с конической посадочной полкой разборный. Он состоит непосред­ственно из обода, замочного кольца и бортового кольца.

Полка обода с одной стороны заканчивается бортом, с другой стороны — фасонным сечением, предназна­ченным для посадки на конические повер­хности спиц и размещения бортового и замочного колец.

Замочное кольцо разрез­ное. Оно изготовлено из специального ста­льного профиля. Бортовое кольцо также стальное.

Шина пневматическая, камерная с ра­диальным кордом и универсальным рисун­ком протектора.

Маркировка шины 260-508Р, что означает: 260 — ширина профиля надутой шины в мм, 508— наружный диа­метр обода, Р — шина с радиальным кор­дом.

Шина с ободом в сборе балансируется относительно конической поверхности и торца обода.

Допустимый дисбаланс 0,3 Нм. Дисбаланс устраняется установ­кой балансировочных грузов.

Количество грузов в зависимости от устраняемого дис­баланса может быть разное, но не должно превышать пяти. При установке груза дол­жны быть исключены удары по нему и пружине.

Груз должен быть плотно прижат к замочному кольцу, выступание одного груза относительно соседних не должно превышать 3 мм.

Задние колеса автомобилей КамАЗ 6X4

Задние колеса автомобилей КамАЗ 6X4 также бездисковые. Обод внутреннего колеса установлен на коничес­кой поверхности спиц задней ступицы.

Расстояние между шинами сдвоенных ко­лес обеспечено проставочным распорным кольцом, которое для увеличения жест­кости выполнено гофрированным.

Это кольцо передает также на внутреннее коле­со усилие затяжки гаек и прижимов, крепящих наружное колесо.

Прижимы зад­них колес отличаются от прижимов перед­них колес, так как имеют скос, который одновременно центрирует и зажимает обод наружного колеса.

Ступицы вращаются на конических подшипниках, установленных на цапфах ведущих мостов

Установка   запасного   колеса   автомобиля КамАЗ-5320:1 — гайка, 2 — тарельчатая пружина, 3 — храповик ворота, 4 —вал ворота, 5 — трос, 6 — гайка, 7 — пружина защелки, 8 —защелка ворота, 9 — опора, 10 — кронштейн

Запасные колеса автомобилей с колесной формулой 6X4 (кроме автомо­биля-самосвала КамАЗ-5511) установлены в горизонтальном положении над правым лонжероном на кронштейне 10 (рис. ), который закреплен пятью болтами на лон­жероне рамы.

На этом же кронштейне установлен механизм подъема и опускания запасного колеса.

Вал 4 ворота от проворачивания в обратном направлении удерживается храповиком 3 и защелкой 8, ко­торая постоянно прижата к храповику пру­жиной 7.

Для подъема колеса вал вращают за квадратный  хвостовик  баллонным  ключом, трос 5 наматывается на вал и подни­мает опору 9 вместе с колесом. В поднятом положении колесо фиксируют гайкой 6.

Рис. 4 Установка за­пасного колеса автомоби­ля-самосвала КамАЗ-5511

На автомобилях-самосвалах КамАЗ-5511 запасное колесо закреплено на переднем борту платформы.

Подъем и опу­скание колеса осуществляют с помощью механизма 1 (рис. 4) тросом 2, который пропущен через блок 3.

Рис. 5  Колесо автомобиля КамАЗ-4310: 1 — замочное кольцо, 2,4 — бортовые кольца, 3 —шина с камерой и ободной лентой, 5 — обод

На автомобилях повышенной проходи­мости с колесной формулой 6X6 все ко­леса одинарные, что уменьшает сопротив­ление движению автомобиля. Колеса дисковые, с тороидальной поверхностью по­садочных полок обода 5 (рис.).

Они снабжены двумя бортовыми кольцами 2 и 4, замочным кольцом 1 и широкопрофиль­ной шиной 3 с рисунком протектора повы­шенной проходимости.

Модель применяе­мой шины — ИП184, размер 1220X400—533, что означает: 1220 мм — наруж­ный диаметр шины, 400 мм — ширина про­филя, 533 — наружный диаметр обода.

Конические поверхности обода и бортовых колец обеспечивают посадку шины с натягом, что позволяет работать при пониженном давлении воздуха в ней. Ко­леса к ступицам крепятся десятью шпиль­ками и гайками.

Ступицы колес на цапфах мостов автомобилей с колесной формулой 6X6 закреплены так же, как и ступицы передних колес автомобилей с колесной формулой 6X4: гайкой подшипников и контргайкой, между которыми установле­ны две шайбы, предотвращающие само­отворачивание гаек. 

Централизованная пневмосистема ав­томобилей КамАЗ-4310 позволяет регули­ровать давление в шинах из кабины в пределах 80-320 кПа в зависимости от дорож­ных условий.

Запасное колесо на этом автомобиле установлено за кабиной в спе­циальном держателе, имеющем механизм опускания и подъема колеса с гидравли­ческим приводом.

Для снятия запасного колеса надо отсоединить стяжные винты, установить рукоятки на насосе в положение «Опуска­ние запасного колеса» и опустить колесо.

Для подъема запасного колеса следует установить его в откидном кронштейне держателя и, качая рукоятку насоса при положении «Подъем запасного колеса», поднять колесо и закрепить стяжными вин­тами.

Положение рукояток для подъема и опускания запасного колеса показано в табличке на насосе.

На автомобилях КамАЗ-43105 держа­тель запасного колеса установлен на вну­тренней стороне переднего борта платфор­мы. Для подъема запасного колеса преду­смотрена съемная лебедка.