Техобслуживание и ремонт генератора автомобиля ГАЗ-66, ГАЗ-53

Генератор Г130 автомобилей ГАЗ-66, ГАЗ-53На автомобиле ГАЗ-5ЗА установлен двухполюсный двухщеточный генератор Г130-Г (рис. 1), а на автомобиле ГАЗ-66 — Г130-В. Генераторы постоянного тока, открытого типа, рассчитанные на максимальную отдачу тока силой 28 а при напряжении 12—15 в. На части автомобилей применяют генераторы Г 130-Э, которые имеют экранированные клеммы.

Техническое обслуживание генератора

Для удобства осмотра генератора снять защитную ленту. Осмотр начинать с коллектора, щеток и щеткодержателей. При этом надо убедиться в том, что щетки целы, не зависают в щеткодержателях и надежно соприкасаются с коллектором. Проверить натяжение пружин щеток. По мере износа щеток натяжение пружин может снизиться. Регулировать натяжение пружины можно при помощи подгибки упора пружины. Давление щеток измерять пружинным динамометром.

Генератор со стороны коллектора продуть сжатым воздухом; незначительно загрязненный коллектор протереть чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине. Сильно загрязненный коллектор с небольшим подгоранием и мелкими шероховатостями зачищать стеклянной бумагой зернистостью 80 или 100, вращая якорь от руки (применять наждачную шкурку нельзя).

У генератора со значительно изношенным или подгоревшим коллектором проточить коллектор. Рабочую поверхность щеток очищать тканью, слегка смоченной в бензине. При неполном соприкосновении с коллектором щетки притереть. Тщательно проверить подшипники генератора на отсутствие заеданий. Подшипники, имеющие заедание, заменить.

Неисправности генератора и способы их устранения

Причины неисправности

Способы устранения

Нет зарядки аккумуляторной батареи

Зависание щетки

Подгорание коллектора

Обрыв цепи возбуждения

Обрыв цепи якоря

Межвитковое замыкание якоря

Задевание якоря за полюсы

Ненадежный контакт в экранированных разъемах генератора Г13О-Э

Очистить щеткодержатели от грязи, проверить усилие щеточных пружин

Зачистить или при необходимости проточить коллектор

Припаять вывод или заменить катушку

Заменить или отремонтировать якорь

Заменить дефектный якорь.

Проверить подшипники и их посадочные места, детали, имеющие повреждения, заменить

Устранить неисправности путем замены пружинных колец, сжимающих гнезда разъемов

Быстрый износ щеток

Увеличение биения коллектора

Проточить и отшлифовать коллектор

Писк в генераторе или ненормальный шум

Плохо притерты щетки

Отсутствие смазки в подшипниках

Задевание якоря за полюсы

Износ подшипников

Заедание в подшипнике

Выработка посадочного места под подшипник

Притереть щетки

Заменить подшипники

Проверить подшипники, посадочные места, детали, имеющие повреждения, заменить

Заменить подшипники

То же

Заменить крышки или якорь

Увеличенный осевой люфт якоря

Износ подшипников

Заменить подшипники

Поломка кронштейна и его лап крепления. Частое ослабление крепления генератора

Увеличенный дисбаланс шкива

Наличие вмятин на шкиве водяного насоса

Проверить дисбаланс шкива, если он превышает 25 Гсм, произвести балансировку

Заменить поврежденный шкив

Сильный нагрев генератора

Нарушение регулировки и спекание контактов у регулятора напряжения или ограничителя тока

Проверить реле-регулятор и устранить неисправность

Ремонт генератора

Снятие крышки со стороны коллектора при помощи съемникаГенератор, подлежащий ремонту, разбирать в следующем порядке.Отвертывание полюсов в приспособлении

Снять защитную ленту и щетки.

Сиять крышку подшипника я отвернуть гайку крепления заднего конца вала якоря.

Отвернуть стяжные винты генератора и снять крышку со стороны коллектора при помощи съемника (рис. 2).

Вынуть якорь с крышкой со стороны шкива из корпуса.

Съемником снять с якоря шкив, а затем отвернуть винты пластин крепления подшипника и снять крышку.

При необходимости в приспособлении отвернуть винты крепления полюсов и снять катушки возбуждения (рис. 3).

Осмотр и проверка корпуса. При помощи прибора 533 или контрольной лампы, включенной в сеть переменного тока, проверить на отсутствие замыкания катушек возбуждения и клемм на корпус. При проверке контрольной лампой соединить ее с клеммой «Ш» и корпусом. Затем с клеммы «Ш» переключить контрольную лампу на клемму «Я». При этом наконечники, отсоединенные от щеткодержателей, не должны касаться корпуса. В обоих случаях лампа гореть не должна. Если лампа горит, то это указывает на замыкание обмотки возбуждения или клеммы на корпус. В этом случае снять обмотки возбуждения и устранить повреждение.

Поврежденные изоляционные прокладки и втулки клемм заменить. Затем проверить целость обмотки возбуждения при помощи контрольной лампы. Для этого контрольную лампу подключить к клемме «Ш» и наконечнику провода от обмотки возбуждения. При исправной обмотке лампа должна гореть.

Обмотки возбуждения проверить на отсутствие межвитковых замыканий. Эту проверку выполнять на приборе 533. Катушки возбуждения можно проверить при помощи омметра. Сопротивление обеих катушек должно быть 7,6 — 8,4 Ом. Катушки возбуждения, имеющие межвитковые замыкания, подлежат замене.

На полюсах не должно наблюдаться следов задевания за них якоря. При наличии задеваний проверить крышки и подшипники и при необходимости заменить.

Проверка якоря генератора на отсутствие виткового замыканияОсмотр и проверка крышек. Проверить при помощи прибора 533 или контрольной лампы отсутствие замыкания изолированного щеткодержателя на крышку со стороны коллектора. При исправной изоляции лампа гореть не должна. Подшипник в крышку со стороны коллектора должен входить свободно, но без заметной слабины. Диаметр отверстия под подшипник должен быть 35 +0,03мм. Если диаметр отверстия под подшипник выше указанного или изолированный щеткодержатель замыкает, то крышка подлежит замене.

Убедиться, что подшипник в крышке со стороны шкива сидит плотно (прессовая посадка). Диаметр отверстия под подшипник должен быть 47+0,0З мм. Осмотр и проверка якоря. Якорь генератора проверить на отсутствие междувитковых замыканий (рис. 4), а также замыканий обмотки на пакет железа на приборе 533.

При наличии повреждений якорь подлежит замене.

Если при осмотре коллектора якоря обнаружено, что он загрязнен и имеет следы подгорания и неравномерного износа по длине, его следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100. Для зачистки коллектора закрепить якорь за переднюю крышку в тисках и, плавно поворачивая якорь, зачистить коллектор шкуркой.

Если коллектор имеет сильный износ и биение поверхности, проточить его на специальном станке ГАРО или на токарном станке.

После проточки проверить индикатором биение коллектора.

Биение коллектора выше 0,03 мм приводит к быстрому подгоранию коллектора и износу щеток, особенно при больших оборотах коленчатого вала двигателя. На проточенном коллекторе подрезать изоляцию на глубину 0,8 мм в приспособлении или ножовочным полотном, заточенным с обеих сторон до 0,8 мм. После подрезки коллектор отшлифовать мелкой стеклянной шкуркой 100.

Осмотр и проверка щеточного узла. Для проверки щеток собрать якорь с крышкой со стороны коллектора.

Проверить, не заедают ли щетки в щеткодержателях, а также состояние и величину износа щеток, и силу давления щеточных пружин.

При слабом давлении щеток увеличивается искрение и коллектор обгорает.

Чрезмерная сила давления щеток вызывает перегрев коллектора и сильный износ щеток. Давление пружин на щетки должно быть в пределах 800 — 1300 Г. При измерении давления положить под щетку полоску бумаги, а затем, натягивая пружину динамометра, одновременно тянуть бумажную полоску и, когда бумага начнет перемещаться, зафиксировать величину показания динамометра.

Щетки в щеткодержателях должны перемещаться свободно, без заеданий и лишнего зазора.

Изношенные до высоты 14 мм, замасленные или поврежденные щетки заменить новыми щетками типа ЭГ1З или ЭГ1З-П размером 22,3Х23,5х6,3 мм.

Применять щетки другого типа нельзя.

В случае замены щеток или проточки коллектора рекомендуется притереть щетки к коллектору. Полоску шкурки кладут на коллектор абразивной стороной к щетке. Проворачивая якорь от руки в сторону, противоположную вращению якоря, добиваются притирки щетки по всей рабочей поверхности.

При проворачивании якоря в противоположном направлении щетку несколько приподнять при помощи крючка.

После окончания осмотра я замены дефектных деталей генератор собрать в порядке, обратном разборке. После сборки генератор проверить.Схема включения генератора для проверки в генераторном режиме

Схема включения генератора для проверки в режиме электродвигателяКонтрольная проверка генератора. Исправность генератора и правильность его сборки определяются:

проверкой при работе генератора в режиме электродвигателя;

проверкой числа оборотов в минуту, при которых достигается напряжение 12,5 вольт при работе генератора вхолостую и при полной нагрузке.

Для проверки генератора, работающего вхолостую, его надо включить в цепь аккумуляторной батареи 12 в и измерить силу потребляемого тока. Корпус генератора соединить с отрицательным зажимом батареи, а зажимы «Я» и «Ш» с ее положительным зажимом (рис. 5).

Для проверки генератора Г130-Э надо иметь дополнительные клеммовые разъемы. Очень важно при подключении не перепутать провода, так как при несоблюдении полярности произойдет перемагничивание генератора.

Установка на автомобиль перемагниченного генератора может привести к спеканию контактов реле обратного тока и к отказу в работе реле-регулятора. Измерять потребляемую силу тока нужно после пятиминутной работы генератора. Исправный генератор должен потреблять силу тока не более 6 ампер при 550 — 700 об/мин. При этом якорь его должен вращаться по часовой стрелке (со стороны привода) плавно, без рывков. Рывки якоря при подходе к щеткам одних и тех же коллекторных пластин обычно являются признаком неисправности обмотки якоря генератора.

При работе генератора электродвигателем искрение под щетками генератора должно быть едва заметно. Если искрение сильное и на коллекторе остаются следы обгорания, то это означает, что обмотки генератора неисправны.

Повышенная потребляемая сила тока и одновременно пониженные обороты характеризуют неправильность сборки (перекосы крышек, задевание якоря за полюсы).

Повышенная потребляемая сила тока и одновременно повышенные обороты свидетельствуют обычно о наличии неисправностей электрической части генератора.

Пониженная потребляемая сила тока указывает на плохие контакты в цепи якоря (загрязнен коллектор или щетки, слабый нажим щеток на коллектор, плохие контакты в местах соединений).

Число оборотов, при котором генератор развивает напряжение 12,5 в, проверяют на испытательном стенде, состоящем из электродвигателя, позволяющего плавно изменять обороты якоря генератора (до 3000 об/мин), приборов (вольтметр, амперметр и тахометр) и реостата, позволяющего создать нагрузку до 30 ампер в цепи генератора.

Схема соединения генератора для испытания на простейшем стенде показана на рис. 6. Без нагрузки, когда генератор холодный, вольтметр должен показать 12,5 в, при 1450 об/мин (не более) якоря генератора.

При нагрузке 28 а и напряжении 12,5 в число оборотов якоря генератора должно быть не более 2400 об/мин.

Во время испытания обороты якоря генератора изменять плавно и следить при этом за показаниями вольтметра и амперметра, не допуская чрезмерного повышения напряжения и силы тока в цепи, чтобы не повредить генератор.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить