Техобслуживание и ремонт генератора автомобиля ГАЗ-66, ГАЗ-53

На автомобиле ГАЗ-5ЗА установлен двухполюсный двухщеточный генератор Г130-Г (рис. 1), а на автомобиле ГАЗ-66 — Г130-В. Генераторы постоянного тока, открытого типа, рассчитанные на максимальную отдачу тока силой 28 а при напряжении 12—15 в. На части автомобилей применяют генераторы Г 130-Э, которые имеют экранированные клеммы.

Генератор Г130 автомобилей ГАЗ-66, ГАЗ-53рис. 1

Техническое обслуживание генератора

Для удобства осмотра генератора снять защитную ленту. Осмотр начинать с коллектора, щеток и щеткодержателей. При этом надо убедиться в том, что щетки целы, не зависают в щеткодержателях и надежно соприкасаются с коллектором. Проверить натяжение пружин щеток. По мере износа щеток натяжение пружин может снизиться. Регулировать натяжение пружины можно при помощи подгибки упора пружины. Давление щеток измерять пружинным динамометром.

Генератор со стороны коллектора продуть сжатым воздухом; незначительно загрязненный коллектор протереть чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине. Сильно загрязненный коллектор с небольшим подгоранием и мелкими шероховатостями зачищать стеклянной бумагой зернистостью 80 или 100, вращая якорь от руки (применять наждачную шкурку нельзя).

У генератора со значительно изношенным или подгоревшим коллектором проточить коллектор. Рабочую поверхность щеток очищать тканью, слегка смоченной в бензине. При неполном соприкосновении с коллектором щетки притереть. Тщательно проверить подшипники генератора на отсутствие заеданий. Подшипники, имеющие заедание, заменить.

Неисправности генератора и способы их устранения

Причины неисправности

Способы устранения

Нет зарядки аккумуляторной батареи

Зависание щетки

Подгорание коллектора

Обрыв цепи возбуждения

Обрыв цепи якоря

Межвитковое замыкание якоря

Задевание якоря за полюсы

Ненадежный контакт в экранированных разъемах генератора Г13О-Э

Очистить щеткодержатели от грязи, проверить усилие щеточных пружин

Зачистить или при необходимости проточить коллектор

Припаять вывод или заменить катушку

Заменить или отремонтировать якорь

Заменить дефектный якорь.

Проверить подшипники и их посадочные места, детали, имеющие повреждения, заменить

Устранить неисправности путем замены пружинных колец, сжимающих гнезда разъемов

Быстрый износ щеток

Увеличение биения коллектора

Проточить и отшлифовать коллектор

Писк в генераторе или ненормальный шум

Плохо притерты щетки

Отсутствие смазки в подшипниках

Задевание якоря за полюсы

Износ подшипников

Заедание в подшипнике

Выработка посадочного места под подшипник

Притереть щетки

Заменить подшипники

Проверить подшипники, посадочные места, детали, имеющие повреждения, заменить

Заменить подшипники

То же

Заменить крышки или якорь

Увеличенный осевой люфт якоря

Износ подшипников

Заменить подшипники

Поломка кронштейна и его лап крепления. Частое ослабление крепления генератора

Увеличенный дисбаланс шкива

Наличие вмятин на шкиве водяного насоса

Проверить дисбаланс шкива, если он превышает 25 Гсм, произвести балансировку

Заменить поврежденный шкив

Сильный нагрев генератора

Нарушение регулировки и спекание контактов у регулятора напряжения или ограничителя тока

Проверить реле-регулятор и устранить неисправность