В автомобиле три тормозные системы:
- - рабочая с двухконтурным приводом (раздельным торможением осей), который действует на тормоза всех колес;
- - запасная, функцию которой может выполнять каждый контур рабочей тормозной системы;
- - стояночная, которая действует на тормозные механизмы задних колес.
Рабочая тормозная система гидравлическая, двухконтурная (разделена на передний и задний контуры), с вакуумным усилителем, регулятором давления и датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости в бачке.
Запасная система образована каждым контуром рабочей.
При отказе одного из контуров тормозной системы второй контур обеспечивает торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью.
Стояночная система – механическая, с тросовым приводом от ручного рычага на тормозные колодки задних колес.
Тормозные механизмы передних колес дисковые, с однопоршневой плавающей скобой (при торможении поршень прижимает внутреннюю колодку к диску, а скоба, смещаясь в противоположном направлении, прижимает наружную).
Минимально допустимая остаточная толщина накладок передних тормозных колодок 3 мм.
Диски вентилируемые, установлены на ступицах и крепятся к ним шестью болтами.
Минимально допустимая толщина изношенного диска 19 мм.
Скоба состоит из основания, которое крепится двумя болтами к поворотному кулаку и корпуса, связанного с основанием через направляющие пальцы.

Тормозной цилиндр выполнен в корпусе скобы; с наружной стороны для защиты от грязи он закрыт резиновым чехлом (пыльником).
Внутри цилиндра имеется проточка, в которую вставлено уплотнительное кольцо (манжета).
Когда при торможении поршень выдвигается из цилиндра, это кольцо слегка скручивается и после окончания торможения стремится вернуть поршень в исходное положение.
За счет этого поддерживается постоянный минимальный зазор между диском и тормозными колодками. На цилиндре имеется клапан для прокачки системы.
Тормозные механизмы задних колес барабанные, с двухпоршневыми колесными цилиндрами и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном.
В цилиндр с натягом вставлены упорные кольца, ограничивающие свободный ход поршней (после окончания торможения), за счет чего поддерживается постоянный зазор между колодками и барабаном.
По мере износа колодок кольца сдвигаются на величину износа.
В верхней части тормозных колодок расположены эксцентрики для регулировки положения колодок после их замены.
Минимальная допустимая толщина накладок задних тормозных колодок – 1 мм.
Максимально допустимый внутренний диаметр тормозного барабана – 283 мм.
Главный тормозной цилиндр с двухсекционным бачком и датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости крепится к вакуумному усилителю.
Поршни в цилиндре расположены последовательно, ближайший к вакуумному усилителю приводит в действие тормозные механизмы задних колес, другой поршень – передних.
При отсутствии утечек жидкости ее уровень в бачке главного тормозного цилиндра должен находиться между метками МАХ и MIN.
По мере изнашивания тормозных накладок уровень понижается.
В случае нарушения герметичности тормозной системы срабатывает датчик и на щитке приборов загорается лампа-сигнализатор красного цвета. В этом случае доливать жидкость можно только после устранения неисправности.
Вакуумный усилитель расположен между педальным узлом и главным тормозным цилиндром и крепится к кронштейну на четырех шпильках.
Для увеличения тормозного усилия используется разрежение во впускном трубопроводе двигателя, с которым усилитель соединен шлангом.
Усилитель неразборной конструкции, при выходе из строя он заменяется.
Регулятор давления крепится к левому лонжерону рамы.
Он корректирует давление тормозной жидкости в контуре тормозов задних колес, в зависимости от загрузки автомобиля, что повышает курсовую устойчивость при торможении.
Отслеживая через нагрузочную пружину загрузку задней оси, он ограничивает давление жидкости в заднем тормозном контуре.
При выходе из строя регулятор заменяется.
После замены регулятора или элементов задней подвески необходимо заново отрегулировать положение нагрузочной пружины относительно заднего моста.
Возможные неисправности тормозов
- Причина неисправности - метод устранения
Увеличенный ход педали тормоза:
- - Наличие воздуха в системе гидропривода - Прокачать систему
- - Упорное кольцо поршня заднего колесного цилиндра потеряло упругость и под действием стяжной пружины колодок тормоза вместе с поршнем смещается внутрь цилиндра - Заменить колесный цилиндр в сборе
- - Нарушение герметичности тормозной системы (течь жидкости) - Определить место утечки жидкости и заменить детали, влияющие на течь. При течи в соединениях трубопроводов подтянуть соединения или заменить уплотнительные прокладки
- - Увеличенный зазор между головкой регулировочного болта вакуумного усилителя и поршнем главного цилиндра - См. Вакуумный усилитель тормозов
Педаль тормоза медленно перемещается вниз при неизменном на ней усилии и затянутом стояночном тормозе:
- - Повреждения манжеты - Заменить поврежденную манжету
Тормозные механизмы всех колес или осей не полностью растормаживаются (вывешенные колеса вращаются туго):
- - Отсутствие зазора между головкой регулировочного болта вакуумного усилителя и поршнем главного цилиндра - См. Как заменить вакуумный усилитель тормозов
- - Неполное возвращение педали тормоза после торможения из-за неправильной установки выключателя сигнала торможения - Установить зазор (8+1) мм между пластмассовым наконечником выключателя сигнала торможения и упором на педали
- - Засорение компенсационных отверстий главного тормозного цилиндра или перекрытие компенсационных отверстий кромками манжет - Снять бачок главного цилиндра и соединительные втулки. Прочистить мягкой проволокой диаметром 0,6 мм компенсационные отверстия. Если при этом проволока упирается в манжету, то необходимо разобрать главный цилиндр и заменить разбухшие манжеты
Не растормаживается один тормозной механизм (вывешенное колесо вращается туго):
- - Заклинивание направляющих пальцев в основании передней скобы - Заменить или смазать направляющие пальцы. Заменить поврежденные чехлы пальцев (см. Ремонт переднего тормоза)
- - Заклинивание поршней в корпусе тормозной скобы - Снять корпус тормозной скобы с основания, удалить грязь и следы коррозии с поверхности цилиндра корпуса и смазать рабочие поверхности жидкостью НГ-213 или касторовым маслом
- - Потеря эластичности уплотнительного кольца корпуса тормозной скобы - Снять корпус тормозной скобы с основания и заменить уплотнительное кольцо (см. Как заменить скобу тормоза переднего колеса)
- - Заедание колодок из-за сильного загрязнения направляющего паза основания - Снять колодки и очистить направляющий паз и уступы основания от коррозии и грязи (см. Как заменить передние колодки)
- - Ослабление или поломка стяжной пружины колодок заднего тормозного механизма - Заменить пружину
- - Заклинивание поршней заднего тормозного механизма из-за загрязнения или коррозии - Разобрать колесный цилиндр, очистить детали от грязи и коррозии, промыть, заменить грязезащитные чехлы
- - Разбухание уплотнительных колец поршней заднего колесного цилиндра - Заменить уплотнительные кольца и тормозную жидкость
- - Отсутствие зазора между тормозной накладкой и барабаном заднего тормозного механизма из-за неправильной установки упорного кольца автоматической регулировки - Разобрать колесный цилиндр, устранить перекос упорного кольца
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении:
- - Неодинаковое давление воздуха в шинах - Довести давление в шинах до нормы
- - Замасливание фрикционных накладок в одном из тормозных механизмов - Заменить колодки или промыть накладки бензином с последующим шлифованием мелкой шкуркой и тщательным удалением абразивной пыли с накладки
- - Задиры или глубокие риски на поверхности тормозного диска или барабана - Отремонтировать или заменить диск или тормозной барабан в сборе со ступицей
- - Течь тормозной жидкости в одном из передних тормозных механизмов или колесных цилиндров - Устранить течь
- - Задние колеса блокируются раньше передних из-за неисправности регулятора давления или неправильной регулировки его привода - Отрегулировать или заменить регулятор давления (см. Снятие и ремонт регулятора давления)
Недостаточная эффективность торможения (увеличенное усилие на педали тормоза):
- - Износ или замасливание тормозных накладок - Заменить или промыть тормозные колодки
- - Неполное прилегание накладок к барабану в задних тормозных механизмах - Зачистить выступающие места у накладок. При необходимости заменить колодки
- - Неплотность в соединении вакуумного шланга - Восстановить герметичность соединения
- - Загрязнен фильтр вакуумного усилителя тормозов - Промыть фильтр или заменить новым
- - Порвана диафрагма вакуумного усилителя тормозов - Заменить диафрагму
- - Уплотнительные манжеты вакуумного усилителя тормозов не обеспечивают герметичности - Заменить манжеты и зачистить цилиндрические рабочие поверхности корпуса клапанов и соединителя
- - Нарушение герметичности в соединении крышки с корпусом вакуумного усилителя - Восстановить герметичность
- - Нарушение герметичности в соединении вакуумного усилителя с корпусом главного цилиндра - Заменить уплотнительное кольцо
- - Выход из строя вакуумного усилителя в результате попадания тормозной жидкости в полость вакуумного усилителя - Заменить уплотнительные манжеты главного цилиндра, удалить жидкость из усилителя и заменить диафрагму
Дребезжание в тормозных механизмах:
- - Овальность или биение рабочей поверхности тормозных барабанов задних колес - Расточить тормозные барабаны в сборе со ступицей или заменить на новые
- - Поломка пружин колодок дискового тормоза - Заменить тормозные колодки
- - Износ направляющих пальцев тормозного механизма переднего колеса - Заменить направляющие пальцы
- - Износ отверстий под направляющие пальцы в основании тормозной скобы - Заменить основание
Для удержания автомобиля требуется большое усилие на рукоятке стояночного тормоза:
- - Заедание тросов в направляющих оболочках - Отсоединить тросы, очистить от грязи, смазать тросы и их соединения смазкой "Лига"
- - Замасливание накладок задних тормозных механизмов - Промыть накладки или заменить колодки с накладками
- - Неправильно отрегулирован стояночный тормоз - Отрегулировать привод стояночного тормоза
Большой ход рукоятки рычага привода стояночного тормоза:
- - Большой свободный ход разжимного звена привода стояночного тормоза в тормозных механизмах задних колес - Отрегулировать привод стояночного тормоза
Нагрев тормозных барабанов при движении без торможения:
- - Неправильная регулировка разжимного звена привода стояночного тормоза - Отрегулировать привод стояночного тормоза
- - Пониженный уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра при отсутствии наружной течи в гидроприводе
- - Износ или разбухание наружной манжеты главного тормозного цилиндра - Снять главный тормозной цилиндр и заменить манжету. Слить из крышки вакуумного усилителя тормозную жидкость