В автомобиле три тормозные системы:

  • - рабочая с двухконтурным приводом (раздельным торможением осей), который действует на тормоза всех колес;
  • - запасная, функцию которой может выполнять каждый контур рабочей тормозной системы;
  • - стояночная, которая действует на тормозные механизмы задних колес.

Рабочая тормозная система гидравлическая, двухконтурная (разделена на передний и задний контуры), с вакуумным усилителем, регулятором давления и датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости в бачке.

Запасная система образована каждым контуром рабочей.

При отказе одного из контуров тормозной системы второй контур обеспечивает торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью.

Стояночная система – механическая, с тросовым приводом от ручного рычага на тормозные колодки задних колес.

Тормозные механизмы передних колес дисковые, с однопоршневой плавающей скобой (при торможении поршень прижимает внутреннюю колодку к диску, а скоба, смещаясь в противоположном направлении, прижимает наружную).

Минимально допустимая остаточная толщина накладок передних тормозных колодок 3 мм.

Диски вентилируемые, установлены на ступицах и крепятся к ним шестью болтами.

Минимально допустимая толщина изношенного диска 19 мм.

Скоба состоит из основания, которое крепится двумя болтами к поворотному кулаку и корпуса, связанного с основанием через направляющие пальцы.

Схема тормозов автомобиля ГАЗ-2705; 1 - тормозной диск; 2 - скоба тормозного механизма передних колес; 3 - передний контур; 4 - главный тормозной цилиндр; 5 - бачок с датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости; 6 - вакуумный усилитель; 7 - толкатель; 8 - педаль тормоза; 9 - выключатель сигнала торможения; 10 - тормозные колодки задних колес; 11 - тормозной цилиндр задних колес; 12 - задний контур; 13 - кожух полуоси заднего моста; 14 - нагрузочная пружина; 15 - регулятор давления; 16 - задние тросы; 17 - уравнитель; 18 - передний (центральный) трос; 19 - рычаг стояночного тормоза; 20 - сигнализатор аварийного падения уровня тормозной жидкости; 21 - выключатель сигнализатора стояночного тормоза; 22 - тормозная колодка передних колес

Тормозной цилиндр выполнен в корпусе скобы; с наружной стороны для защиты от грязи он закрыт резиновым чехлом (пыльником).

Внутри цилиндра имеется проточка, в которую вставлено уплотнительное кольцо (манжета).

Когда при торможении поршень выдвигается из цилиндра, это кольцо слегка скручивается и после окончания торможения стремится вернуть поршень в исходное положение.

За счет этого поддерживается постоянный минимальный зазор между диском и тормозными колодками. На цилиндре имеется клапан для прокачки системы.

Тормозные механизмы задних колес барабанные, с двухпоршневыми колесными цилиндрами и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном.

В цилиндр с натягом вставлены упорные кольца, ограничивающие свободный ход поршней (после окончания торможения), за счет чего поддерживается постоянный зазор между колодками и барабаном.

По мере износа колодок кольца сдвигаются на величину износа.

В верхней части тормозных колодок расположены эксцентрики для регулировки положения колодок после их замены.

Минимальная допустимая толщина накладок задних тормозных колодок – 1 мм.

Максимально допустимый внутренний диаметр тормозного барабана – 283 мм.

Главный тормозной цилиндр с двухсекционным бачком и датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости крепится к вакуумному усилителю.

Поршни в цилиндре расположены последовательно, ближайший к вакуумному усилителю приводит в действие тормозные механизмы задних колес, другой поршень – передних.

При отсутствии утечек жидкости ее уровень в бачке главного тормозного цилиндра должен находиться между метками МАХ и MIN.

По мере изнашивания тормозных накладок уровень понижается.

В случае нарушения герметичности тормозной системы срабатывает датчик и на щитке приборов загорается лампа-сигнализатор красного цвета. В этом случае доливать жидкость можно только после устранения неисправности.

Вакуумный усилитель расположен между педальным узлом и главным тормозным цилиндром и крепится к кронштейну на четырех шпильках.

Для увеличения тормозного усилия используется разрежение во впускном трубопроводе двигателя, с которым усилитель соединен шлангом.

Усилитель неразборной конструкции, при выходе из строя он заменяется.

Регулятор давления крепится к левому лонжерону рамы.

Он корректирует давление тормозной жидкости в контуре тормозов задних колес, в зависимости от загрузки автомобиля, что повышает курсовую устойчивость при торможении.

Отслеживая через нагрузочную пружину загрузку задней оси, он ограничивает давление жидкости в заднем тормозном контуре.

При выходе из строя регулятор заменяется.

После замены регулятора или элементов задней подвески необходимо заново отрегулировать положение нагрузочной пружины относительно заднего моста.

Возможные неисправности тормозов

- Причина неисправности - метод устранения

Увеличенный ход педали тормоза:

  • - Наличие воздуха в системе гидропривода - Прокачать систему
  • - Упорное кольцо поршня заднего колесного цилиндра потеряло упругость и под действием стяжной пружины колодок тормоза вместе с поршнем смещается внутрь цилиндра - Заменить колесный цилиндр в сборе
  • - Нарушение герметичности тормозной системы (течь жидкости) - Определить место утечки жидкости и заменить детали, влияющие на течь. При течи в соединениях трубопроводов подтянуть соединения или заменить уплотнительные прокладки
  • - Увеличенный зазор между головкой регулировочного болта вакуумного усилителя и поршнем главного цилиндра - См. Вакуумный усилитель тормозов

Педаль тормоза медленно перемещается вниз при неизменном на ней усилии и затянутом стояночном тормозе:

  • - Повреждения манжеты - Заменить поврежденную манжету

Тормозные механизмы всех колес или осей не полностью растормаживаются (вывешенные колеса вращаются туго):

  • - Отсутствие зазора между головкой регулировочного болта вакуумного усилителя и поршнем главного цилиндра - См. Как заменить вакуумный усилитель тормозов
  • - Неполное возвращение педали тормоза после торможения из-за неправильной установки выключателя сигнала торможения - Установить зазор (8+1) мм  между пластмассовым наконечником выключателя сигнала торможения и упором на педали
  • - Засорение компенсационных отверстий главного тормозного цилиндра или перекрытие компенсационных отверстий кромками манжет - Снять бачок главного цилиндра и соединительные втулки. Прочистить мягкой проволокой диаметром 0,6 мм компенсационные отверстия. Если при этом проволока упирается в манжету, то необходимо разобрать главный цилиндр и заменить разбухшие манжеты

Не растормаживается один тормозной механизм (вывешенное колесо вращается туго):

  • - Заклинивание направляющих пальцев в основании передней скобы - Заменить или смазать направляющие пальцы. Заменить поврежденные чехлы пальцев (см. Ремонт переднего тормоза)
  • - Заклинивание поршней в корпусе тормозной скобы - Снять корпус тормозной скобы с основания, удалить грязь и следы коррозии с поверхности цилиндра корпуса и смазать рабочие поверхности жидкостью НГ-213 или касторовым маслом
  • - Потеря эластичности уплотнительного кольца корпуса тормозной скобы - Снять корпус тормозной скобы с основания и заменить уплотнительное кольцо (см. Как заменить скобу тормоза переднего колеса)
  • - Заедание колодок из-за сильного загрязнения направляющего паза основания - Снять колодки и очистить направляющий паз и уступы основания от коррозии и грязи (см. Как заменить передние колодки)
  • - Ослабление или поломка стяжной пружины колодок заднего тормозного механизма - Заменить пружину
  • - Заклинивание поршней заднего тормозного механизма из-за загрязнения или коррозии - Разобрать колесный цилиндр, очистить детали от грязи и коррозии, промыть, заменить грязезащитные чехлы
  • - Разбухание уплотнительных колец поршней заднего колесного цилиндра - Заменить уплотнительные кольца и тормозную жидкость
  • - Отсутствие зазора между тормозной накладкой и барабаном заднего тормозного механизма из-за неправильной установки упорного кольца автоматической регулировки - Разобрать колесный цилиндр, устранить перекос упорного кольца

Занос или увод автомобиля в сторону при торможении:

  • - Неодинаковое давление воздуха в шинах - Довести давление в шинах до нормы
  • - Замасливание фрикционных накладок в одном из тормозных механизмов - Заменить колодки или промыть накладки бензином с последующим шлифованием мелкой шкуркой и тщательным удалением абразивной пыли с накладки
  • - Задиры или глубокие риски на поверхности тормозного диска или барабана - Отремонтировать или заменить диск или тормозной барабан в сборе со ступицей
  • - Течь тормозной жидкости в одном из передних тормозных механизмов или колесных цилиндров - Устранить течь
  • - Задние колеса блокируются раньше передних из-за неисправности регулятора давления или неправильной регулировки его привода - Отрегулировать или заменить регулятор давления (см. Снятие и ремонт регулятора давления)

Недостаточная эффективность торможения (увеличенное усилие на педали тормоза):

  • - Износ или замасливание тормозных накладок - Заменить или промыть тормозные колодки
  • - Неполное прилегание накладок к барабану в задних тормозных механизмах - Зачистить выступающие места у накладок. При необходимости заменить колодки
  • - Неплотность в соединении вакуумного шланга - Восстановить герметичность соединения
  • - Загрязнен фильтр вакуумного усилителя тормозов - Промыть фильтр или заменить новым
  • - Порвана диафрагма вакуумного усилителя тормозов - Заменить диафрагму
  • - Уплотнительные манжеты  вакуумного усилителя тормозов не обеспечивают герметичности - Заменить манжеты и зачистить цилиндрические рабочие поверхности корпуса клапанов и соединителя
  • - Нарушение герметичности в соединении крышки с корпусом  вакуумного усилителя - Восстановить герметичность
  • - Нарушение герметичности в соединении вакуумного усилителя с корпусом главного цилиндра - Заменить уплотнительное кольцо
  • - Выход из строя вакуумного усилителя в результате попадания тормозной жидкости в полость вакуумного усилителя - Заменить уплотнительные манжеты главного цилиндра, удалить жидкость из усилителя и заменить диафрагму

Дребезжание в тормозных механизмах:

  • - Овальность или биение рабочей поверхности тормозных барабанов задних колес - Расточить тормозные барабаны в сборе со ступицей или заменить на новые
  • - Поломка пружин колодок дискового тормоза - Заменить тормозные колодки
  • - Износ направляющих пальцев тормозного механизма переднего колеса - Заменить направляющие пальцы
  • - Износ отверстий под направляющие пальцы в основании тормозной скобы - Заменить основание

Для удержания автомобиля требуется большое усилие на рукоятке стояночного тормоза:

  • - Заедание тросов в направляющих оболочках - Отсоединить тросы, очистить от грязи, смазать тросы и их соединения смазкой "Лига"
  • - Замасливание накладок задних тормозных механизмов - Промыть накладки или заменить колодки с накладками
  • - Неправильно отрегулирован стояночный тормоз - Отрегулировать привод стояночного тормоза

Большой ход рукоятки рычага привода стояночного тормоза:

  • - Большой свободный ход разжимного звена привода стояночного тормоза в тормозных механизмах задних колес - Отрегулировать привод стояночного тормоза

Нагрев тормозных барабанов при движении без торможения:

  • - Неправильная регулировка разжимного звена привода стояночного тормоза - Отрегулировать привод стояночного тормоза
  • - Пониженный уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра при отсутствии наружной течи в гидроприводе
  • - Износ или разбухание наружной манжеты главного тормозного цилиндра - Снять главный тормозной цилиндр и заменить манжету. Слить из крышки вакуумного усилителя тормозную жидкость