На двигателях ЗМЗ-40522 и ЗМЗ-40524 в системе выхлопных газов установлен каталитический нейтрализатор газов
По конструкции отличие катколлекторов только в том, что в катколлекторе ЗМЗ-40524 установлен дополнительный датчик кислорода (диагностический) на выходе из катколлектора.

Немного о принципе работы каталитического нейтрализатора
Каталитический нейтрализатор отработавших газов предназначен для уменьшения выбросов в атмосферу оксида углерода, оксидов азота и несгоревших углеводородов.
Проходя через соты нейтрализатора, оксид углерода превращается в малотоксичный углекислый газ, а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота.
Степень очистки газов в исправном нейтрализаторе достигает 90-95%. для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в частности, содержание в них кислорода) должен находиться в строго заданных пределах.
Эту функцию выполняет электронный блок управления двигателем — контроллер, определяющий количество подаваемого топлива в зависимости от показаний датчика концентрации кислорода.
При наличии в отработавших газах соединений свинца каталитический нейтрализатор и датчик концентрации кислорода быстро выходят из строя.

Поэтому эксплуатация автомобиля на этилированном бензине категорически запрещается, даже кратковременная.
Также причиной выхода из строя нейтрализатора может стать неисправная система зажигания.
При пропусках искрообразования несгоревшее топливо, попадая в нейтрализатор, догорает и закоксовывает соты, что может привести к полной закупорке выпускной системы и остановке (или сильной потере мощности) двигателя.
Контроллер имеет функцию защиты нейтрализатора от пропусков зажигания, которые могут быть обнаружены в одном или двух цилиндрах одновременно.
Контроллер при этом отключает подачу топлива в эти цилиндры, а сигнализатор неисправности системы управления двигателем, расположенный в комбинации приборов, загорается в мигающем режиме.
В этом случае необходимо прекратить движение, остановить двигатель, попытаться найти причину и устранить неисправность.
Если этого сделать не удается, необходимо отбуксировать автомобиль до ближайшей станции технического обслуживания.
Глушители и катколлектор неразборные узлы, при выходе из строя должны заменяться новыми.
Между катколлектором и головкой блока цилиндров установлена металлоармированная термостойкая прокладка (общая для катколлектора и впускной трубы).
Снятие каталитического нейтрализатора
Сжимаем фиксатор разъема жгута проводов датчика концентрации кислорода (если это двигатель ЗМЗ-40524, на двигателе ЗМЗ-40522 датчик лямбда зонд установлен на приемной трубе).
Разъединяем колодку жгута проводов датчика
Выворачиваем болт крепления каталитического нейтрализатора к кронштейну
Двумя ключами, отворачиваем гайки двух болтов крепления катколлектора к глушителю и вынимаем болты
Отводим нейтрализатор от глушителя
Снимаем уплотнительное кольцо
Удерживая болты от проворачивания, отворачиваем гайки двух болтов крепления каталитического нейтрализатора к приемной трубе и извлекаем болты.
Отводим нейтрализатор от приемной трубы и снимаем прокладку
Снимаем каталитический нейтрализатор
Устанавливаем детали в обратном порядке.