~ МАНОМЕТР, прибор для измерений давления жидкостей и газов.

~ МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР, устройство для очистки масла от загрязняющих его механических частиц, смол и других примесей. Масляный фильтр устанавливаются в системах смазки двигателей внутреннего сгорания

Различают несколько типов М. ф.: пластинчато-щелевые, со сменным бумажным патроном, центробежные и другие.

В системах смазки двигателей наибольшее распространение получили центробежные М. ф. Загрязнённое масло под давлением поступает в полость ротора такого М. ф., через фильтрующую сетку подводится к жиклёрам и выбрасывается из них с большой скоростью.

Вытекающие струи масла создают реактивную тягу, которая заставляет ротор вращаться. При давлении масла 0,25-0,3 Мн/м3 (2,5-3 кгс/см3) частота вращения ротора достигает 5000-6000 об/мин.

Под действием центробежной силы тяжёлые частицы, засоряющие масло, отбрасываются к периферии и оседают на стенках ротора. Очищенное масло стекает в маслоприёмник (напр., картер двигателя).

~ МОМЕНТ ЗАТЯЖКИ можно определить непосредственно в кгс·см с помощью динамометрического ключа с диапазоном измерения до 147 Н·см (15 кгс·см).

Масло - Моторное масло должно обеспечивать надежное сма­зывание деталей цилиндропоршневой груп­пы двигателя во всем диапазоне эксплуа­тационных температур с наименьшими по­терями мощности на трение; уплотнять зазоры между поршнем и цилиндром во из­бежание попадания топлива и продуктов сгорания в картер и снижения давления в цилиндрах двигателя.

Поэтому примене­ние масла с меньшей вязкостью в опреде­ленных условиях эксплуатации приводит к ухудшению смазывания двигателя, а с большей вязкостью — к потере мощности двигателя на трение.

Эксплуатационные свойства моторных масел обеспечиваются добавлением к базо­вым маслам различных композиций высо­коэффективных присадок (моющих, противоизносных, антиокислительных и др.).

Моторные масла классифицируются по ГОСТ 17479.1—85. По этому стандарту масла в зависимости от типа двигателя внутреннего сгорания делятся на шесть классификационных групп: А, Б, В, Г, Д и Е.

Кроме того, масла трех групп (Б, В и Г) подразделяются на подгруппы с индексами 1 и 2. Индекс 1 указывает на то, что масло предназначено для карбюраторных двига­телей, а индекс 2 — для дизельных двига­телей.

Если же масла указанных групп не имеют индекса, то они называются универ­сальными и предназначены как для карбю­раторных, так и для дизельных двигателей.

Маркировка масел представляет собой сочетание букв, цифр и индексов. Первой в марке ставится буква М, затем через де­фис ставится цифра, соответствующая . уровню вязкости масла при 100°С (мм2/с), далее следуют буквенное обозначение груп­пы масла и индекс подгруппы.

Например, буквенно-цифровое сочетание М-8-Гг (к) расшифровывается следующим образом: М — масло моторное; 8 — класс вяз­кости (уровень вязкости при 100 °С равен 8 мм 2/с); Г 2 — группа масел, предназна­ченных для высокофорсированных дизель­ных двигателей; (к) — масло для автомо­билей марки КамАЗ (камазовское масло).

Особое значение приобретает вязкость масла в условиях эксплуатации автомоби­ля при низких температурах в режиме пус­ка и прогрева двигателя.

Большая вязкость и высокая температура его застывания за­трудняют достижение минимальной пуско­вой частоты вращения коленчатого вала, обеспечивающей возникновение вспышки в камере сгорания дизеля.

Поэтому для эксплуатации автомобиля при низких тем­пературах используют масло с низкой вяз­костью и температурой застывания марки М-8-Гг (к), а в теплое время года — марки М-Ю-Гг(к), имеющее более вы­сокую вязкость.

В качестве заменителя этих масел до­пускается всесезонное применение масла марки М-6з/10-В. Это загущенное мас­ло, отличительной особенностью которого является содержание в нем полимерной присадки, обеспечивающей необходимую его вязкость в условиях высоких тем­ператур.

Расшифровка марки М-6з/Ю-В означает: М — масло моторное; 6з/10 — класс вязкости; В — масло для среднефорсированных двигателей универсальное.

Дробная структура класса вязкости ука­зывает, что по вязкости при температуре — 18 °С масло соответствует классу, ука­занному в числителе, а по вязкости при 100 °С — классу, указанному в знаменателе.

new

Схема смазочной системы показана на рис. 1. Давление масла в смазочной системе прогретого двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала 550–650 мин -1

В статье рассмотрим возможные неисправности переднего моста УАЗ-3151