Для проверки состояния шарниров рулевых тяг автомобиль устанавливают на ровной горизонтальной площадке так, чтобы передние колеса стояли в положении прямо

Индикатор с помощью струбцины закрепляют на рулевой тяге так, чтобы измерительный стержень упирался в головку рычага поворотного кулака, а ось стержня была бы параллельна оси тяги (рис.1).

Способ измерения зазора в шарнире рулевой тяги

Плавно поворачивая рулевое колесо влево и вправо, до полного выбора свободного хода рулевого колеса, по шкале индикатора определяют величину зазора. Если зазор в шарнире превышает 1 мм, то его следует отрегулировать.

Для этого вынимают шплинт и ввертывают пробку в наконечник до упора, а затем вывертывают до первого положения для шплинтовки, но не менее чем на 1/8 оборота, проверяют зазор и если он в пределах нормы - шплинтуют.

После регулировки зазоров необходимо вывесить передние колеса автомобиля и автобуса и при неработающем двигателе убедиться, что нет заметного нарастания усилия на рулевом колесе при его повороте из одного крайнего положения в другое.

В том случае, если регулировкой не удается установить допустимый зазор, то следует заменить палец и вкладыши.

После сборки и регулировки шарнира надо проверить моменты, необходимые для вращения и качания шарового пальца. Эти моменты должны быть не более 50 Нм.

Эксплуатация шарниров, у которых момент вращения и качания (из одного крайнего положения в другое) шаровых пальцев более указанного, может привести к поломке пальцев.

Для измерения момента на резьбовом конце шарового пальца навинчивается специальная насадка, имеющая места по захвату динамометрического ключа в горизонтальной и вертикальной плоскостях.