Пуск холодного двигателя с помощью электрофакельного устройства ЗИЛ-5301

Электрофакельное устройство (ЭФУ) предназначено для облегчения пуска холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже минус 5°С

Применение ЭФУ эффективно при температуре окружающего воздуха до минус 22°С, при более низких температурах следует применять предпусковой подогреватель.

Принцип действия ЭФУ основан на подогреве воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, факелом свечи.

Электронное факельное устройство

Топливо, поступающее к свече, сгорает не полностью.

Несгоревшая часть его в виде паров и разогретого газа поступает в цилиндры, способствуя возникновению в камере сгорания дополнительных очагов воспламенения.

Сила тока, потребляемого ЭФУ, не оказывает отрицательного влияния на последующий стартерный разряд аккумуляторных батарей.

При этом в 4-6 раз снижается сила тока, потребляемого стартером, вследствие более ранних вспышек в цилиндрах двигателя.

При включении кнопки ЭФУ напряжение от аккумуляторных батарей через реле включения ЭФУ и термореле подается на факельную свечу.

Одновременно с разогревом свечи нагревается и срабатывает термореле, включая электромагнитный клапан и сигнализатор в блоке сигнализаторов.

При этом клапан открывается и топливо поступает к свече, а загорание сигнализатора указывает на готовность устройства к пуску двигателя.

Кроме того, при включении кнопки ЭФУ напряжение подается на реле, которое разрывает цепь обмотки возбуждения генератора, что необходимо для защиты свечей от напряжения, вырабатываемого генератором, когда выход двигателя на устойчивый режим сопровождается работой ЭФУ.

Сохранение факела при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя после пуска способствует быстрому выходу его на самостоятельный режим работы и уменьшению дыма, возникающего у непрогретого двигателя.

Сопротивление спирали термореле выбрано таким, чтобы на выводах свечи обеспечивалось напряжение 19 В (номинальное напряжение свечи).

Для пуска холодного двигателя с помощью ЭФУ необходимо следующее:

  • 1. Прокачать систему питания двигателя ручным топливопрокачивающим насосом.
  • 2. Убедиться в наличии топлива в бачке ЭФУ.
  • 3. Установить рукоятку останова двигателя в рабочее положение, а рычаг коробки передач в нейтральное.
  • 4. Включить аккумуляторную батарею.
  • 5. Установить ручку тяги ручной подачи топлива в среднее положение, предварительно нажав на педаль подачи топлива.
  • 6. Включить приборы.
Панель приборов автомобиля ЗИЛ-5301
  • 7. Нажать на кнопку 36 (см. рис. 2) выключателя ЭФУ и удерживать ее до загорания сигнализатора.
  • Сигнализатор 12 (см. рис. 2) должен загореться примерно через 40-120 с после нажатия на кнопку выключателя.
Сигнализаторы панели приборов
  • 8. После загорания сигнализатора нажать на педаль подачи топлива и педаль сцепления,

повернуть ключ выключателя стартера в нефиксированное положение (то есть включить стартер), не отпуская кнопку выключателя.

Как только двигатель начнет работать, отпустить ключ выключателя стартера, а кнопку выключателя ЭФУ удерживать до тех пор, пока работа двигателя не станет устойчивой, но не более 1 мин.

Если двигатель не пустился, надо через 1 — 2 мин повторить указанные операции.

В бачок ЭФУ надо заливать дизельное топливо в соответствии с сезоном. Категорически запрещено заливать в бачок бензин. 

Основные неисправности электрофакельного устройства, возникающие в процессе эксплуатации автомобиля

Признаки отказа электрофакельного устройства:

  • - зашкаливание стрелки указателя тока;
  • - стрелка указателя тока не отклоняется;
  • - стрелка указателя тока показывает вдвое меньший ток разряда; отсутствие факела пламени.

К наиболее характерным отказам относятся:

  • - замыкание свечи на корпус («массу»);
  • - замыкание или перегорание спирали термореле;
  • - перегорание свечи или отсутствие контакта в цепи;
  • - отказ топливной системы. В результате отказа устройство не работает во впускном трубопроводе двигателя или не работает во время работы стартера.

Для проверки цепи на обрыв подключают контрольную лампу между клеммой свечи и корпусом двигателя. При исправной цепи и нажатой кнопке лампа должна гореть.

Если лампа не горит, проверяют всю цепь питания свечи, начиная от аккумуляторных батарей.

Кнопочный выключатель проверить соединением его выводов между собой проводником. Если при соединении его выводов ЭФУ работает, а без проводника при нажатии на кнопку не работает, то неисправна кнопка.

Исправность кнопки включения ЭФУ также проверяют контрольной лампой при поочередном ее подсоединением к выводам кнопки.

Чтобы иметь представление, как работает ЭФУ, пришлось нарисовать схему

Многие автолюбители спрашивают схему подключения свечи накаливания. Поэтому представляю схему.

Принципиальная схема включения электрофакельной свечи: При включении кнопки ЭФУ, напряжение от аккумуляторных батарей через реле включения ЭФУ и термореле подается на факельную свечу. Одновременно с разогревом свечи нагревается и срабатывает термореле, включая электромагнитный клапан и сигнализатор в блоке сигнализаторов. При этом клапан открывается и топливо поступает к свече, а загорание сигнализатора указывает на готовность устройства  к пуску двигателя

Конечно, на автомобиле еще включено реле блокировки обмотки возбуждения генератора.

Но как, многие догадываются, это реле включено параллельно реле включения ЭФУ.