Разборка и проверка насоса

Перед разборкой насос нужно снять с автомобиля, предварительно слив из насоса масло и очистив и промыть его наружную поверхность

Порядок разборки и проверки насоса:

Снять крышку бачка и фильтры.

Снять бачок, отвернув четыре болта.

Установить насос так, чтобы его вал был расположен вертикально, а шкив находился внизу, и снять крышку насоса, отвернув четыре болта.

При снятии крышки удерживать клапан от выпадения

Отметить положение распределительного диска относительно статора и снять его со штифтов.

Отметить положение статора относительно корпуса насоса и снять статор (стрелка на статоре указывает направление вращения вала насоса).

Снять ротор вместе с лопастями.

Статор, ротор и лопасти насоса подобраны на заводе индивидуально, поэтому их комплектность при разборке нарушать нельзя. Нельзя также менять местами лопасти.

При замене статора, ротора и лопастей их устанавливать только комплектно

В случае крайней необходимости снять шкив, стопорное кольцо и вал насоса вместе с передним подшипником.

Рис. 1. Насос гидроусилителя рулевого управления: (а) - насос до изменения; (б) - конец вала насоса после изменения; 1 - шкив; 2 - сетчатый фильтр; 3 - корпус насоса; 4 - передний подшипник; 5 - сальник; 6 - вал насоса; 7 - задний подшипник; 8 - статор; 9 - ротор; 10 - распределительный диск; 11 - крышка насоса; 12 - перепускной клапан фильтра; 13 - перепускной клапан; 14 - лопасть; 15 - регулировочные прокладки; 16 - седло предохранительного клапана; 17 - предохранительный клапан; 18 - коллектор; 19 - бачок; 20 - прокладка крышки насоса; 21 - заливной сетчатый фильтр; 22 - сапун; 23 - крышка бачка; 24 - шайба; 25 - гайка-барашек; 26 и 27 уплотнительные кольца; 28 - прокладка коллектора; 29 - уплотнительная прокладка бачка; 30 - конусная втулка; 31 - стопорное кольцо подшипника; 32 - стопорное кольцо сальника; 33 - втулка сальника; К - калиброванное отверстие

При наличии большого подшипника (см. рис. 1, б) вынимать его только в случае необходимости, так как при этом может быть поврежден сальник и его нужно будет заменить.

При установке новых подшипника и сальника принимать меры против повреждения кромок сальника.

Проверить свободное перемещение перепускного клапана в крышке насоса и отсутствие забоин или износа.

Клапан и крышка насоса подобраны на заводе индивидуально, поэтому их комплектность при разборке нарушать нельзя

В случае необходимости — зачистить забоины или заменить детали комплектно.

Проверить затяжку седла 16 (рис. 1) предохранительного клапана и, если требуется, подтянуть его.

Проверить, нет ли грязи во всех каналах деталей насоса, и очистить каналы.

Проверить, нет ли задиров или износа на торцовых поверхностях ротора, корпуса и распределительного диска.

В случае незначительных задиров или износа притереть эти поверхности на плите, после чего детали тщательно промыть.

Проверить, свободно ли перемещаются лопасти в пазах ротора и не изношены ли они чрезмерно.

Сборка насоса

  • 1. Сборку производим в обратной последовательности.
  • 2. Установить статор-ротор с лопастями и распределительный диск в соответствии с метками, нанесенными при разборке, и стрелкой, указывающей направление вращения. При этом фаска шлицевого отверстия должна быть обращена к корпусу насоса.
  • 3. Установить крышку с перепускным клапаном. Шестигранник седла клапана должен быть обращен внутрь отверстия.
  • 4. Момент затяжки болтов М6, крепящих бачок, должен быть равен 0,6—0,8 кГм.
  • 5. Момент затяжки гайки, крепящей шкив насоса, должен быть равен 5,0—6,5 кГм.
  • 6. Вал насоса должен вращаться свободно, без заеданий.

Проверка давления, развиваемого насосом

Проверку надо вести, установив между насосом и шлангом высокого давления специальное приспособление (рис. 2), имеющее манометр со шкалой до 80 кг/см 2 и вентиль, закрывающий подачу масла к гидроусилителю.

Схема проверки давления насоса ГУР: 1 - насос гидроусилителя; 2 - шланг низкого давления насоса; 3 - манометр; 4 - вентиль; 5 - шланг высокого давления; 6 - рулевой механизм; 7 - шланг низкого давления рулевого механизма

Для проверки надо открыть вентиль и повернуть колеса до упора; давление масла при малом числе оборотов холостого хода двигателя должно быть не меньше 60 кг/см 2.

Если давление масла меньше 60 кг/см 2, то нужно медленно завернуть вентиль, следя за увеличением давления по манометру.

При исправном насосе давление должно подняться и быть не меньше 65 кг/см 2.

В этом случае неисправность нужно искать в механизме рулевого управления. Если давление не увеличивается, то неисправен насос.

Если давление при закрытом вентиле больше давления, которое было при открытом вентиле, но ниже 60 кг/см 2 , то неисправны оба узла.

При проверке нельзя более 15 сек держать вентиль закрытым, а колеса — повернутыми до упора.

Проверку надо вести при температуре масла в бачке 65—75° С.

В случае необходимости масло может быть нагрето путем поворота колес от упора до упора с удержанием их у упоров каждый раз не более 15 сек.