Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости

В систему охлаждения введен перепускной патрубок (байпас), соединяющий нижний выпускной патрубок водяной рубашки с всасывающей полостью корпуса подшипников водяного насоса.

Схема системы охлаждения показана на рис. 1.

Схема системы охлаждения двигателя: 1 - Жидкостная муфта отключения вентилятора; 2 - Верхний бачок радиатора; 3 - Пробка радиатора; 4 - Подводящий патрубок; 5 - Лопасть вентилятора; 6 - Рубашка охлаждения головки компрессора; 7 - Подводящий шланг к радиатору; 8 - Шланг слива жидкости из головки компрессора; 9 - Шланг подвода жидкости к головке компрессора; 10 – Термостат с твердым наполнителем; 11 - Верхний патрубок рубашки охлаждения; 12 - Перепускной шланг насоса системы охлаждения; 13 - Нижний патрубок рубашки охлаждения; 14 - Датчик сигнализатора аварийного перегрева охлаждающей жидкости; 15 - Корпус насоса системы охлаждения; 16 – Крыльчатка; 17 - Шланг слива жидкости из отопителя; 18 - Кран системы отопления кабины; 19 - Шланг подачи жидкости к отопителю; 20 - Патрубок вентилятора обдува ветрового стекла; 21 - Радиатор отопителя; 22 – Кожух отопителя; 23 - Датчик температуры жидкости; 24 - Сливной кран; 25 - Отводящие шланги; 26 - Патрубок подачи охлаждающей жидкости от насоса системы охлаждения; 27 - Корпус подшипников насоса системы охлаждения; 28 - Отводящий патрубок; 29 - Охлаждающие пластины трубок; 30 - Болт крепления подвески радиатора; 31 – Рамка радиатора; 32 - Усилитель рамки радиатора.

Температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах 80—95° С. По особому требованию на автомобиль может быть установлен расширительный бачок (рис. 2).

Схема работы системы охлаждения двигателя: 2 – верхний бачок радиатора; 7 – подводящий шланг к радиатору; 9 – шланг подвода жидкости к головке компрессора; 10 – термостат с твердым наполнителем; 11 – верхний патрубок рубашки охлаждения; 17 – шланг слива жидкости из отопителя; 18 – кран системы отопления кабины; 24 – сливной кран; 26 – патрубок подачи жидкости от насоса системы охлаждения; 45 – отопитель кабины; 46 – компрессор; 47 – шланг слива жидкости из головки компрессора; 48 – полость подогрева топливной смеси впускного газопровода; 49 – канал дозирования поступления охлаждающей жидкости; 50 – полость охлаждения блока цилиндров; 51 – предпусковой подогреватель двигателя; 52 – сливные краники рубашки блока и котла предпускового подогревателя

Во время эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы система охлаждения была всегда полностью заполнена; уровень воды должен не дох5дить до верхней кромки заливной горловины на 40—50 мм.

При применении жидкости, замерзающей при низкой температуре (антифриз), ее уровень должен не доходить до верхней кромки заливной горловины на 80—90 мм.

При наличии расширительного бачка радиатор надо заполнять полностью, а бачок — до половины.

В радиатор необходимо заливать чистую и лучше всего мягкую воду. Нельзя заливать холодную жидкость в горячий двигатель.

Насос охлаждающей жидкости: 33 – фланец крепления шкива; 34 – шариковые подшипники; 35 – корпус подшипников; 36 – пробка; 37 – пресс-масленка; 38 – корпус насоса; 39 – крыльчатка; 40 – уплотнительная шайба; 41 – уплотнительная манжета; 42 – отражатель; 43 – распорная втулка; 44 – вал насоса системы охлаждения

В сильные морозы необходимо утеплять радиатор, используя для этого утеплительные чехлы на облицовку радиатора и на капот двигателя, и внимательно следить за указателем температуры охлаждающей жидкости.

Работа непрогретого двигателя ведет к интенсивному износу поршневых колец и цилиндров.

Для повышения надежности работы системы охлаждения и предохранения от замерзания, во время сильных морозов, рекомендуется применять специальную жидкость, замерзающую при низкой температуре (антифриз).

Охлаждающая жидкость ядовита, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм может вызвать тяжелое отравление.

При заливании охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая заполнению системы.

Во избежание этого нужно открыть сливной кран радиатора. Закрывать кран следует только после появления из него жидкости.

Охлаждающую жидкость из системы охлаждения надо сливать через три крана: кран радиатора и два крана пускового подогревателя.

При наличии расширительного бачка добавляется четвертый кран, установленный на его днище.

Необходимо помнить, что при сливе жидкости из системы охлаждения надо открывать все краны, а также пробку радиатора или расширительного бачка.

В зимнее время после слива воды из системы необходимо закрывать кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двигателя.

Краны снабжены дистанционным управлением (рис. 3), что обеспечивает легкую доступность к ним при открытом капоте двигателя.

Дистанционное управление сливными кранами (для автомобиля без подогревателя: 1 - сливные краны рубашки блока цилиндров; 2 - сливной кран патрубка радиатора; 3 - рукоятка привода сливного крана патрубка радиатора; 4 - рукоятка привода сливных кранов рубашки блока цилиндров

Рукоятки управления выведены в подкапотное пространство над двигателем.

Кран котла подогревателя и кран расширительного бачка не имеют дистанционного управления. Краны винтовые, с шариковым уплотнением.

При необходимости слива жидкости из системы охлаждения рукоятку привода крана отвертывают на несколько оборотов.

В случае необходимости слива охлаждающей жидкости в какую-либо посуду на сливные краны необходимо надевать резиновые шланги, концы которых следует пропускать в специальные отверстия подмоторных брызговиков.

После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля следует оставить краны открытыми.

Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, после того как из кранов потечет жидкость.

При пуске холодного двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя.

Схема работы термостата: 11 – верхний патрубок рубашки охлаждения; 12 – термостат; 13 – нижний патрубок системы охлаждения; A - клапан термостата закрыт, охлаждающая жидкость поступает по малому кругу; B - клапан термостата открыт, жидкость поступает по большому кругу

Если двигатель холодный, клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе

Тем не менее, в период сильных морозов удалять термостат из системы охлаждения двигателя не разрешается.

Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора.

Схема работы пробки радиатора: А – открыт паровой клапан; B – открыт воздушный клапан; 54 – крышка пробки; 55 – упорная пружина шайбы крышки; 56 – стержень выпускного клапана; 57 – пружина выпускного клапана; 58 – тарелка выпускного клапана; 59 – уплотнительные шайбы клапанов; 60 – чашка впускного клапана; 61 – пружина впускного клапана; 62 – стержень впускного клапана; 63 – уплотнительные шайбы клапанов; 64 – пароотводящее отверстие

Необходимо систематически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.

Категорически запрещается пуск и кратковременная работа двигателя без охлаждающей жидкости в системе охлаждения, а также прогрев двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления остатка охлаждающей жидкости из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению алюминиевой головки.

В тех случаях, когда система охлаждения загрязнена, ее надо промывать.

В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности.

Чистку можно производить струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.