Изменить ездовые характеристики автомобиля в зависимости от предъявляемых к нему требований без увеличения мощности (форсировки) двигателя можно за счет изменения количества передач и передаточных чисел (главной передачи и валов) коробки передач

В настоящее время владельцам «десяток», желающим изменить динамику своего автомобиля, предлагается несколько вариантов «рядов» валов коробки передач с разными передаточными числами.

Выбор «ряда» валов зависит от требований, предъявляемых к автомобилю в зависимости от того, какой стиль езды вам нужен: спортивный или экономичный.

При выборе «ряда» следует помнить, что улучшение одних эксплуатационных характеристик может происходить на фоне ухудшения других.

Замена главной передачи (главной пары) коробки передач с передаточным числом 3,7 на 3,9 или 4,1 позволит существенно улучшить динамику автомобиля, ускорит выход двигателя на максимальные обороты, будет способствовать появлению «подхвата» на всех передачах, позволит реже переключать передачи при спортивном стиле езды.

При этом расход топлива увеличится в среднем на 3–5%.

Выбор главной пары остается за вами, а мы лишь покажем, как ее заменить.

Для установки тюнинговой главной пары демонтируем коробку передач.

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Ключом «на 17» отворачиваем болт крепления кронштейна подвески силового агрегата

Головкой «на 13» отворачиваем шесть гаек крепления задней крышки картера

Снимаем кронштейн

Для удобства разборки выворачиваем шпильку крепления коробки передач к картеру двигателя

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Для удобства разборки выворачиваем шпильку крепления коробки передач к картеру двигателя, снимаем ее и уплотнительную прокладку со шпилек

Дослав до упора шток выбора передач, включаем третью передачу или, вытянув шток до упора, включаем четвертую

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки пятой передачи

Через выколотку из мягкого металла наносим удар по вилке вниз, включая пятую передачу

Бородком выправляем закерненные участки гаек первичного и вторичного валов

Головкой на 32 с мощным воротком отворачиваем гайки валов.

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Поддев двумя отвертками шестерню пятой передачи

снимаем узел пятой передачи в сборе

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Снимаем дистанционное кольцо подшипника

Снимаем игольчатый подшипник

Поддев двумя отвертками, снимаем ведущую шестерню пятой передачи

Головкой «на 13» отворачиваем три пробки фиксаторов штоков переключения передач

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Вынимаем из гнезд пружины и шарики фиксаторов.

Ударной отверткой с крестообразным наконечником отворачиваем четыре винта крепления упорной пластины.

Самоотворачивание винтов предотвращают специальные стопорные шайбы

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Снимаем упорную пластину

Двумя отвертками поддеваем упорную шайбу втулки ведомой шестерни пятой передачи

В образовавшийся зазор между торцом заднего подшипника и упорной шайбой вводим захваты съемника и спрессовываем втулку подшипника шестерни и упорную шайбу

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Отверткой поддеваем стопорное кольцо заднего подшипника первичного вала и снимаем кольцо.

Таким же образом снимаем стопорное кольцо заднего подшипника вторичного вала

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Головкой «на 13» отворачиваем пробку фиксатора задней передачи и вынимаем пружину

Вставляем в гнездо фиксатора отвертку и, приложив к ней магнит, извлекаем шарик

Головкой «на 13» отворачиваем тринадцать гаек и один болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления.

Вставив в паз на стыке привалочных плоскостей картеров отвертку, аккуратно приподнимаем картер коробки и снимаем его

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Снимаем прокладку

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения I–II передач к штоку

Приподнимаем шток и выводим вилку из зацепления

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения III–IV передач к штоку

Отверткой выводим шток из механизма выбора передач

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Поднимаем шток и выводим вилку из проточки скользящей муфты синхронизатора

Поворачивая шток включения пятой передачи, выводим его из механизма выбора передач

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Вынимаем ось промежуточной шестерни передачи заднего хода и саму шестерню

Вынимаем одновременно первичный и вторичный валы из подшипников, установленных в картере сцепления

Для разборки вторичного вала опираем ведущую шестерню главной передачи на деревянный брусок.

Вставляем в зазор между торцом ведущей шестерни и внутренним кольцом переднего подшипника зубило или мощную отвертку и ударами молотка по зубилу спрессовываем внутреннее кольцо подшипника.

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Зажимаем вторичный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Поддев двумя мощными отвертками задний подшипник, спрессовываем его.

При затруднении можно воспользоваться трехзахватным съемником.

Снимаем упорную шайбу

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

ведомую шестерню четвертой передачи

игольчатый подшипник шестерни и дистанционное кольцо подшипника

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Поддев монтажными лопатками ведомую шестерню третьей передачи

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

спрессовываем втулку игольчатого подшипника

Снимаем ступицу синхронизатора III–IV передач в сборе с муфтой и блокирующие кольца синхронизатора

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Снимаем ведомую шестерню третьей передачи и игольчатый подшипник шестерни

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Снимаем стопорное кольцо и упорные полукольца вторичного вала с шариком

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Снимаем шестерню второй передачи и игольчатый подшипник шестерни

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Щипцами разжимаем стопорное кольцо ступицы синхронизатора и снимаем его

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Снимаем скользящую муфту синхронизатора I–II передач со ступицей и блокирующим кольцом синхронизатора второй передачи

Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора первой передачи

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Снимаем ведомую шестерню первой передачи

Снимаем игольчатый подшипник шестерни и второе стопорное кольцо ступицы синхронизатора

Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109Тюнинг коробки передач ВАЗ-2109

Вынимаем дифференциал в сборе

Зажимаем ведомую шестерню главной передачи в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Головкой «на 17» отворачиваем восемь болтов крепления ведомой шестерни главной передачи к коробке дифференциала

Медным молотком выбиваем коробку дифференциала

Устанавливаем тюнинговые валы и ведомую шестерню главной передачи в обратной последовательности.

После установки дифференциала в картер сцепления необходимо зафиксировать оправкой (заглушкой) одну из шестерен приводов для того, чтобы они не сместились с посадочных мест при дальнейшей сборке.

Перед сборкой картера коробки передач с картером сцепления и задней крышкой наносим по периметру привалочных плоскостей слой герметика.