Особенности и обслуживание системы охлаждения двигателя ЗМЗ-5143.10

Система охлаждения (Рисунок 1) - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Система включает в себя водяные рубашки в блоке цилиндров и в головке цилиндров, водяной насос, термостат, радиатор, жидкостно-масляный теплообменник, расширительный бачок со специальной пробкой, вентилятор с муфтой, краники слива ОЖ на блоке цилиндров и радиаторе, датчики: температуры охлаждающей жидкости (системы управления), указателя температуры ОЖ, сигнализатора перегрева ОЖ.

Наиболее выгодный температурный режим охлаждающей жидкости лежит в пределах 80 - 90 °С. Указанная температура поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически.

РСхема системы охлаждения двигателя ЗМЗ-5143.10 автомобиля УАЗис. 1

Поддержание термостатом правильного температурного режима в системе охлаждения оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя и экономичность его работы.

для контроля температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов автомобиля имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в корпус термостата. Кроме того, в комбинации приборов автомобиля имеется сигнализатор аварийной температуры, загорающийся красным цветом при повышении температуры жидкости свыше плюс 102 - 109°С.

При загорании сигнализатора не следует немедленно останавливать двигатель, во избежание его поломки. Необходимо перевести работу двигателя на холостой ход при частоте коленчатого вала 1500 - 2000 мин-1 на 3 - 5 мин для снижения температуры и лишь после этого остановить двигатель, выявить и устранить причину перегрева охлаждающей жидкости.

Водяной насос ЗМЗ-5143Рис. 2

Водяной насос (Рисунок 2) центробежного типа расположен и закреплен на крышке цепи. Подшипник 7 отделен от охлаждающей жидкости самоподжимным сальником 4 неразборной конструкции, в котором расположены манжета и уплотняющая шайба. Жидкость, просачивающаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает наружу через контрольное отверстие 6. Подшипник от перемещения удерживается фиксатором 2, который завернут до упора и закернен. Подшипник заполняется смазкой при сборке и в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Ступица 1 и крыльчатка 5 напрессованы на валик подшипника.

Привод водяного насоса и генератора осуществляется поликлиновым ремнем 6РК 1220. Натяжение ремня производится изменением положения натяжного ролика З (Рисунок 3).

Привод вентилятора и насоса ГУР осуществляется поликлиновым ремнем 6РК 925. Натяжение ремня производится изменением положения шкива насоса ГУР.

Термостат двигателя ЗМЗ-5143.10Рис. 3

Термостат (Рисунок 3) с твердым наполнителем, одноклапанный, типа ТС 108-01 расположен в корпусе, установленном на выходном отверстии головки цилиндров, и соединен шлангами с водяным насосом и радиатором.

На стойке 3 термостата, неподвижно закрепленной в корпусе 7, установлен шток 2, входящий внутрь термосилового датчика 5. В исходном состоянии на холодном двигателе пружина 5 прижимает клапан 1 к седлу, и циркуляция жидкости осуществляется по малому кругу через теплообменник во всасывающую полость водяного насоса, а затем в двигатель, минуя радиатор.

Клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 80 ± 2˚С. При температуре 94˚ С он полностью открыт. При этом большая часть жидкости проходит через крышку термостата в радиатор.

Привод вентилятора (Рисунок 4) расположен и закреплен на передней крышке головки цилиндров и служит для закрепления вентилятора и шкива вентилятора на двигателе. В корпусе привода вентилятора З располагается подшипник 2 с валом. Подшипник удерживается в корпусе с помощью специального герметика и кольца на корпусе подшипника. На вал подшипника напрессована ступица привода вентилятора 1, на которой крепится шкив вентилятора и вентилятор с муфтой. Подшипник заполняется смазкой на заводе—изготовителе, поэтому в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется.

РПривод вентилятора двигателя ЗМЗ-5143.10ис. 4

Уход за системой охлаждения заключается в ежедневной проверке уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе и герметичности системы охлаждения, проверке и регулировке натяжения ремня привода агрегатов и ремня привода вентилятора (см. выше), периодической замене охлаждающей жидкости с промывкой системы охлаждения.

Недопустимо в качестве охлаждающей жидкости использовать воду. Применение воды приводит к коррозии и образованию накипи в системе охлаждения, что ухудшает теплоотвод от деталей двигателя и приводит к снижению мощности, увеличению расхода топлива и интенсивному износу деталей. В холодное время года замерзание воды в системе охлаждения приведет к поломке блока цилиндров и головки цилиндров.

Схема приводов вспомогательных агрегатов ЗМЗ-5143.10Рис. 5

Использование воды допускается только в исключительных случаях и в течение короткого промежутка времени, например, в случае значительной утечки ОЖ. При этом неизбежно понизится плотность смеси и повысится температура ее замерзания, поэтому при первой же возможности необходимо слить смесь и залить свежую ОЖ.

Проверку уровня охлаждающей жидкости рекомендуется производить при температуре в системе плюс 15-20˚С, так как охлаждающая жидкость имеет высокий коэффициент теплового расширения и ее уровень в расширительном бачке значительно меняется в зависимости от температуры. Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть по метке «МI» или выше ее на 3-4 см. При необходимости долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок.

При понижении уровня охлаждающей жидкости в результате испарения для сохранения плотности ОЖ следует доливать дистиллированную воду (не допускается доливать жесткую воду!). При понижении уровня охлаждающей жидкости в результате утечки следует доливать охлаждающую жидкость той же марки, выпущенной по тем же ТУ. В случае частой доливки проверить герметичность системы.

Перед началом зимней эксплуатации (при сезонном обслуживании) следует проверять плотность ОЖ в системе охлаждения с помощью ареометра при температуре плюс 20˚С, которая должна быть следующей:

ОЖ-40 «Лена», Тосол-А40М -  1,075-1,085 г/см3

ОЖ-65 «Лена», Тосол-А65М - 1,085-1,100 г/см3

Термосол марки А-40 - 1,070 -1,090 г/см3

Термосол марки А-65 - 1,075 -1,095 г/см3

При несоответствии плотности указанным величинам охлаждающая жидкость замерзает при более высокой температуре, при этом необходимо заменить ОЖ.

Периодически необходимо производить замену охлаждающей жидкости, так как она начинает терять антикоррозионные свойства. Период замены ОЖ «Лена» и Тосола три года, Термосола — десять лет.