Кузовные работы

Подготовка кузовов к окраске

Технология нанесения защитно-декоративных лакокрасочных покрытий

Технологии подготовки и окрашива­ния кузовов легковых автомобилей раз­личных марок в каждом отдельном произ­водстве несколько отличаются друг от друга. Однако есть единая общая цель — это защита поверхностей кузова от корро­зии и придание им требуемого декоратив­ного вида, для чего необходимо подгото­вить поверхности кузова под окраску, ок­расить кузов и произвести обработку ок­рашенных поверхностей кузова.

Окраска кузова автомобиля

Основные свойства эмалей и лакокрасочного покрытия. Ка­чество окраски кузовов зависит от качест­ва и стойкости лакокрасочных материа­лов, используемых для этой цели. Они представляют собой многокомпонентные жидкие составы, которые после нанесения их на поверхность тонким слоем и высы­хания образуют пленки, прочно сцеплен­ные с поверхностью. Образование пленок (покрытий) обусловлено наличием в соста­ве лакокрасочных материалов пленкооб­разующих веществ: синтетических смол, эфиров целлюлозы и некоторых расти­тельных масел. В состав лакокрасочных материалов, кроме пленкообразующих, могут входить пластификаторы, сиккати­вы, отвердители, пигменты и некоторые другие добавки.

Окраска в электрическом поле высокого напряжения

Окраска этим способом достаточно широ­ко применяется для деталей простой и средней сложности конфигурации.

Сущность этого процесса окрашива­ния состоит в том, что между двумя элек­тродами, находящимися под напряжением и расположенными на определенном рас­стоянии друг от друга, создается электри­ческое поле. Один из электродов имеет острые кромки. При повышении напряже­ния до определенной величины воздух возле этих кромок ионизируется и начи­нает двигаться по направлению силовых линий поля к противоположному электро­ду. Одним из электродов является окра­шиваемая деталь (положительный зазем­ленный электрод), а другим — коронирующий электрод (отрицательный). В со­здавшееся между ними' постоянное электрическое поле высокого напряжения вводят распыленный лакокрасочный ма­териал, частицы которого, заряжаясь от ионизированного воздуха или кромки электрода, двигаются по силовым линиям электрического поля и осаждаются на за­земленном кузове, образуя на его поверх­ности равномерное покрытие. В электри­ческом поле хорошо распыляются только те лакокрасочные материалы, которые об­ладают определенными свойствами (удельное объемное сопротивление и диэ­лектрическая проницаемость).

Окраска способом пневма­тического воздушного распы­ления

Этот способ среди прочих изве­стных способов является основным. Примерно 70 % производимых лакокрасоч­ных материалов наносят на поверхности именно этим способом. Он позволяет на­носить на больших поверхностях равно­мерные слои грунтовки, лака, эмали, в том числе очень жидких или быстросохнущих, производить окрашивание по недосушен­ным грунтовкам или по слою краски, име­ющей "отлип".

Сушка после покраски

После нанесения на поверхность слой лакокрасочного матери­ала и специального покрытия необходимо просушить, чтобы получить пленку по­крытия. Процесс высыхания разных ла­кокрасочных материалов протекает нео­динаково и зависит от природы последних.

Высыхание ряда материалов сводится в основном к испарению растворителей, в результате чего образуется пленка покры­тия. К таким материалам относятся нитроцеллюлозные, перхлорвиниловые и неко­торые другие лаки и эмали. Высыхание же других материалов представляет собой более сложный процесс, в котором разли­чают две фазы: испарение растворителей, а затем сложные химические процессы окисления, конденсации, полимеризации, составляющие 80 — 90 % продолжитель­ности сушки. К данной категории относят­ся материалы на основе масел и ряда син­тетических смол: лаки и эмали алкидные, фенольно-формальдегидные, меламиноалкидные и ряд других.

Схемы процессов окраски

Кузов после ремонта нуждается в пол­ной окраске или частичной подкраске от­дельных его поверхностей. Могут быть ре­ализованы 3 схемы покраски кузова, отли­чающиеся как числом операций, так и их содержанием и исполнением: полная окра­ска кузова со снятием старой краски, ок­раска кузова по старой краске и подкраска отдельных поврежденных участков повер­хностей кузова или замененных деталей. Последние могут окрашиваться как буду­чи установленными или собранными с ку­зовом, так и отдельно. Во всех трех схемах технологических процессов окраски обя­зателен этап подготовки поверхности под окраску.

Частичная окраска отдельных поверхностей

Чтобы продлить срок службы лакокра­сочного покрытия и стальной поверхности кузова, необходимо выявлять опасные в коррозионном отношении места и восста­навливать покрытие. После устранения повреждений отдельных поверхностей ку­зова правкой, рихтовкой, сваркой возни­кает необходимость частичной окраски восстановленных поверхностей кузова. В ремонтной практике обычно используют два метода окрашивания: пневмораспыление — для окраски поверхностей, к кото­рым предъявляются высокие требования по декоративности, и кистевая окраска — для всех остальных поверхностей и для устранения мелких незначительных де­фектов на всех поверхностях.

МОЙКА АВТОМОБИЛЯ


Для того чтобы подольше сохранить товарный вид автомобиля, регулярно следите за состоянием лакокрасочного покрытия кузова. Кузов окрашен синтетической эмалью горячей сушки. Ремонт покрытия должны проводить только квалифицированные мастера, а вот обслуживание по силам каждому.
В основе обслуживания
регулярная мойка и обработка специальными защитными составами. Мыть кузов можно на специализированной мойке (только вручную, без применения механических щеток) либо самостоятельно в специально отведенных для этой цели местах.
Для самостоятельной мойки потребуются ведро и две щетки: большая с длинной мягкой щетиной (лучше с длинной ручкой) для мойки кузова и маленькая с жесткой щетиной для мойки передней и задней панелей кузова и дисков колес, а также несколько тряпок.
Не стоит мыть автомобиль на солнце и в условиях сильной запыленности воздуха при сильном ветре.

Подготовка автомобиля к сварочным работам

Все повреждения кузовов устраняют, как правило, с использованием сварки. Выбор способа сварки имеет большое зна­чение с позиций как качества сварного шва, так и производительности процесса. При ремонте кузовов автомобилей и авто­бусов используют газовую, электродуго­вую, ручную полуавтоматическую элект­родуговую в среде защитного газа и кон­тактно-точечную сварки.

Сварка кузовных деталей газовой сваркой

Газовую сварку при­меняют при ремонте кузовов для выпол­нения прихваток, нанесения латунных припоев в местах концентрации напряже­ний и ряда других операций. Недостатком газовой сварки являются значительные (Коробления свариваемых деталей, их пе­регрев и большая трудоемкость доводки поверхности. Однако простота технологи­ческого процесса сварки и доступность ис­пользуемого оборудования обусловлива­ют широкое применение газовой сварки при ремонте кузовов. Для газовой сварки промышленность выпускает стационар­ные посты с централизованной разводкой ацетилена и кислорода и передвижные по­сты, укомплектованные тележкой с двумя баллонами, снабженными редукторами типа БКД-50 для редуцирования кислоро­да и БАД-5 для редуцирования ацетилена. Шланги изготавливают из вулканизиро­ванной резины с тканевой прослойкой и нитяной оплеткой снаружи, отделанные резиновым слоем. Наружный слой ацети­леновых шлангов красного цвета, а кисло­родного — синего цвета.

Подкатегории