Сцепление силовой установки ЯМЗ-238

Силовой агрегат, в зависимости от модели и комплектации, может комплектоваться сцеплением нескольких моделей.

Сцепление предназначено для:

плавного трогания с места транспортного средства за счет обеспечения постепенного наращивания нажимного усилия на поверхности трения сцепления при отпускании педали привода сцепления водителем;

Сцепление силовой установки ЯМЗ-238

надежной передачи крутящего момента двигателя к трансмиссии (без пробуксовки) при полностью включенном сцеплении;

кратковременного разъединения двигателя от трансмиссии в момент переключения передач и в других необходимых случаях.

Основным условием надежной работы сцепления на транспортном средстве является знание особенностей устройства сцепления и его привода, а также строгое выполнение указаний по их эксплуатации и уходу за ними.

При эксплуатации транспортного средства особое внимание уделяйте следующему:

не допускайте эксплуатации с неисправным сцеплением и приводом выключения сцепления;

не открывайте люки картера сцепления при работающем двигателе;

при установке нажимного диска с кожухом на маховик двигателя, обеспечивайте надежную затяжку болтов крепления кожуха к маховику;

выполняйте другие правила эксплуатации сцепления.

УСТРОЙСТВО И РАБОТА СЦЕПЛЕНИЯ

Диафрагменное сцепление (рис. 1) состоит из ведущих и ведомых частей, а также деталей механизма выключения сцепления, устанавливаемых в картер сцепления.

Ведущая часть сцепления – нажимной диск 2 с кожухом, который устанавливается на маховик двигателя и крепится болтами М10 (12 шт.) на диаметре 450 мм.

Центрирование осуществляется по цилиндрической проточке диаметром 475 мм на маховике и кожухе сцепления.

Нажимной диск соединен с кожухом при помощи 4-х пакетов пластин, обеспечивающих центрирование, осевое перемещение и передачу крутящего момента от кожуха к нажимному диску.

Для исключения проворота диафрагменной пружины относительно кожуха и нажимного диска на последнем установлено 6 пар втулок со специальными скобами.

Применение этих скоб позволяет сохранять постоянный контакт нажимного диска с пружиной и обеспечивать отход первого при выключении сцепления.

Ведомая часть - диск ведомый 1 устанавливается между маховиком и нажимным диском и центрируется по шлицам первичного вала коробки передач.

В сцеплениях данного типа применен ведомый диск с демпфером пружинно-фрикционного типа с упругим креплением одной из фрикционных накладок.

Благодаря этому, сцепление снижает динамические нагрузки на трансмиссию при резких включениях (трогание с места, переключение передач), а также, исключает резонансные явления и снижает максимальные "пиковые" значения крутящего момента при установившемся движении транспортного средства.

Крепление фрикционных накладок

Крепление фрикционных накладок показано на рис. 2.

Механизм выключения сцепления состоит из муфты 4 (рис. 1) с подшипником, вилки 6 и валика 8. Муфта соединена через упорное кольцо 3 с диафрагменной пружиной с помощью запорного устройства.

Оттяжная пружина 7 (рис. 1) исключает проворот и осевые перемещения втулки 7 относительно упорного кольца 1 (рис. 3). По мере износа фрикционных накладок муфта выключения сцепления 4 перемещается вместе с пружиной в сторону маховика, при этом конструкция привода выключения сцепления автомобиля или другого транспортного средства обеспечивает поворот вилки 6 (рис. 1) по часовой стрелке после выбора зазора между лапками вилки и муфтой за счет периодической регулировки привода или постепенный поворот за счет конструкции гидропривода.

Сцепление силовой установки ЯМЗ-238

Конструкция запорного устройства показана на рис. 3.

Она включает в себя упорное кольцо 1, втулку подшипника муфты 7 с фасонной канавкой, пружинное кольцо 2 круглого сечения, а также замковое кольцо 5.

Упорное кольцо 1 устанавливается на диафрагменную пружину при сборке нажимного диска с кожухом и удерживается за счет пружинной шайбы 3 и стопорного кольца 4. На рисунке муфта заперта (соединена) с упорным кольцом.

Внутри втулки подшипника муфты 7 установлено предохранительное кольцо 6, имеющее снаружи выступающий ус, препятствующий случайному рассоединению муфты выключения сцепления и упорного кольца 1.

Выключение сцепления обеспечивается поворотом вала по часовой стрелке. Допустимое направление перемещения муфты и поворота вала для выключения сцепления показано на рис. 1 стрелками.

Перемещение муфты и поворот вала в обратном направлении не допустимо.

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Долговечность и надежность сцепления при работе транспортного средства зависит от нагрузок, действующих на детали сцепления, которые в свою очередь определяются спецификой использования сцепления в процессе эксплуатации.

Для снижения работы трения (буксование) и нагрева деталей сцепления выполняйте следующие требования:

• при трогании с места использовать 1-ю передачу в коробке передач;

• отпускание педали сцепления осуществляйте при минимально возможной частоте вращения коленчатого вала;

• выбирать оптимальный темп (скорость) отпускания педали сцепления таким образом, чтобы время трогания было возможно минимальным, а транспортное средство при этом начинало трогаться без "рывков" и "дерганий";

• при маневрировании транспортного средства (проезды узких мест, заезды на смотровые ямы, эстакады, в боксы и т.д.) не допускать регулирования скорости пробуксовкой сцепления (педаль привода сцепления частично выжата);

• выполнять в срок и в полном объеме требования по техническому обслуживанию сцепления;

• не допускать эксплуатации с неисправным приводом выключения сцепления, с наличием пробуксовки сцепления при полностью отпущенной педали, а также при наличии "ведения".

Эксплуатация с пробуксовкой приводит к повышенному износу фрикционных накладок, появлению трещин на маховике и нажимном диске от повышенного нагрева.

Эксплуатация с ведением приводит к затрудненному включению передач и износу деталей синхронизаторов коробки передач.

К одной из особенностей эксплуатации сцепления относится то, что появляющиеся его неисправности (пробуксовка, ведение, замедленное включение и др.) часто связаны с нарушением нормальной работы механизма выключения сцепления, поэтому его необходимо периодически проверять и проводить своевременно техническое обслуживание.

Техническая характеристика сцепления

Модель

ЯМЗ-183

Тип сцепления

сухое, фрикционное, однодисковое, с диафрагменной вытяжной

пружиной и накладками на безасбестовой основе

Крутящий момент двигателя, Н·м (кгс·м):

минимальный

максимальный

 

1100 (112)

1400 (143)

Диск ведомый сцепления

с демпфером, пружинно-фрикционного типа, с упругим

креплением одной из фрикционных накладок

Размеры фрикционных накладок, мм:

наружный диаметр

внутренний диаметр

толщина

 

 

430

240

4,3

Диаметр пояса нажимного диска Dн, мм

320

Толщина нажимной пружины Т, мм

5

Шлицы ступицы ведомого диска:

число шлиц

внутренний диаметр, мм

наружный диаметр, мм

ширина впадины, мм

 

10

34

42

6

Ход муфты выключения сцепления, необходимый для

выключения, мм:

минимальный

максимальный

 

 

11

13

Отход нажимного диска при выключении, не менее, мм

2,3

Подшипник муфты выключения

шариковый радиальный 70-117 ГОСТ 8338-75

Усилие на муфте выключения

сцепления, кгс не более

560

 

Крутящий момент на валу

вилки выключения сцепления,

Н·м не более

600

 

Смазка подшипников муфты и опор вала вилки выключения

 

ШРУС - 4М ТУ 38401-58-128-95

ШРУС-4 ТУ 0254-001-05766076-98.