Раздаточная коробка Нива Шевролет

Раздаточная коробка предназначена для изменения крутящего момента по величине и распределения его между передним и задним ведущими мостами.

На автомобиле установлена двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом.

Управляют раздаточной коробкой (выбор повышенной либо пониженной передачи, включение/выключение блокировки дифференциала) одним рычагом через механический рычажный привод.

Раздаточная коробка разрез ВАЗ-2123

 У раздатки две передачи с передаточными числами 1,200 и 2,135. Передний и задний мосты вращаются постоянно и связаны межосевым дифференциалом.

Чтобы повысить проходимость автомобиля дифференциал блокируется, при этом задние и передние приводные валы жестко связаны между собой.

Раздаточная коробка крепится к полу кузова на двух резинометаллических кронштейнах.

Для регулировки ее положения относительно фланца промежуточного вала отверстия в кронштейнах сделаны овальными, а между ними и кузовом могут быть установлены регулировочные прокладки.

Корпусные детали раздаточной коробки отлиты из алюминиевого сплава и соединены между собой шпильками и гайками

В верхней части картера выполнен лючок, закрытый штампованной стальной крышкой.

Передняя крышка центрируется на картере по двум установочным штифтам.

Между крышками и картером расположены картонные прокладки (при ремонте можно использовать вместо них герметик).

Все валы (в том числе и валик привода спидометра), а также штоки вилок переключения передач и блокировки дифференциала уплотнены сальниками.

В передней крышке выполнены два отверстия — заливное (оно же контрольное) и сливное.

Ведущий вал установлен на двух шариковых подшипниках в гнездах передней крышки и картера.

Внутреннее кольцо переднего подшипника зажато между буртиком вала и упорным кольцом самоконтрящейся гайкой фланца вала.

Внутреннее кольцо заднего подшипника зажато между буртиком вала и упорной шайбой гайкой на заднем конце вала.

Гайку стопорят, вдавливая ее кромку в пазы на валу.

Ведущий вал зафиксирован от осевого смещения установочным кольцом в проточке на внешнем кольце заднего подшипника и зажатым между картером и задней крышкой.

На ведущем валу расположены две ведущие шестерни. Передняя (большая) — высшей передачи, она свободно вращается на шейке вала.

Задняя (меньшая) — низшей передачи — свободно вращается на втулке, установленной на валу с натягом. Шестерни имеют по два венца.

Косозубые (большие) венцы находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала, а с прямозубыми (малыми) соединяется муфта переключения передач при включении передачи.

Муфта перемещается по ступице, жестко посаженной на шлицах вала между ведущими шестернями.

В среднем положении муфты обе передачи выключены (4нейтралы) и крутящий момент от двигателя не передается на колеса.

Привод раздаточной коробки

Промежуточный вал представляет собой блок двух косозубых шестерен, находящихся в постоянном зацеплении с шестернями ведущего вала.

Передняя шестерня, кроме того, находится в зацеплении и с ведомой шестерней, закрепленной на корпусе дифференциала.

Промежуточный вал вращается в двух подшипниках:

передний — роликовый, задний — шариковый. От осевого смещения вал зафиксирован установочным кольцом в канавке наружною кольца заднего подшипника, которое зажато между картером и задней крышкой (так же, как и у ведущего вала).

В переднем торце вала запрессована стальная ведущая шестерня привода спидометра.

Ведомая шестерня привода спидометра — пластмассовая, установлена на валике, вращающемся во втулке корпуса привода спидометра. Корпус закреплен на передней крышке раздаточной коробки.

На автомобиле ВАЗ-21214 с распределенным впрыском топлива дополнительно к механическому приводу спидометра на раздаточной коробке установлен датчик скорости.

Вал привода переднего моста передним концом опирается на шариковый подшипник в картере привода переднего моста, закрепленного на передней крышке раздаточной коробки.

Внутреннее кольцо подшипника зажато между буртиком вала и упорным кольцом самоконтрящейся гайкой фланца вала.

От осевого смещения подшипник зафиксирован стопорным кольцом, входящим в канавку картера привода переднего моста. Задний шлицевой конец вала соединен с шестерней привода переднего моста дифференциала. Прямозубая шестерня на валу служит для блокировки дифференциала.

Конструкция и установка вала привода заднего моста аналогична, но на нем нет шестерни.

Корпус дифференциала выполнен разъемным, обе его части соединены шестью болтами. Эти же болты крепят и ведомую шестерню к корпусу дифференциала. Последний установлен на двух шариковых подшипниках.

Внутренне кольцо переднего подшипника удерживается от смещения распорной пружинной шайбой, опирающейся на стопорное кольцо в проточке корпуса дифференциала.

В канавку на внешнем кольце подшипника входит установочное кольцо, зажатое между передней крышкой раздаточной коробки и картером привода переднего моста.

Таким образом, корпус дифференциала удерживается от осевого смещения передним подшипником; задний подшипник не зафиксирован.

На передней части корпуса дифференциала выполнены шлицы, по которым перемещается муфта блокировки. При включении блокировки муфта соединяется с шестерней на валу привода переднего моста, соединяя его с корпусом дифференциала.

В отверстиях корпуса дифференциала установлена ось сателлитов, удерживаемая двумя стопорными кольцами. Под одним из колец находится пружинная шайба, препятствующая осевому перемещению оси сателлитов.

Сателлиты (конические шестерни), расположенные на оси, находятся в постоянном зацеплении с шестернями привода мостов.

Между корпусом дифференциала и сателлитами установлены опорные шайбы. Их толщина подбирается так, чтобы осевой зазор шестерен привода мостов не превышал 0,10 мм, а момент сопротивления вращению — 14,7 Нм.

Управление раздаточной коробкой — ручное, с механическим рычажным приводом.

Задним рычагом водитель переключает передачи, передним — включает блокировку дифференциала.

Конструкция приводов управления коробкой схожа. Рычаг качается в продольном направлении на оси, установленной в проушинах кронштейна спереди раздаточной коробки. дня уменьшения трения в отверстие рычага вставлены пластиковые втулки.

Нижний конец рычага входит в паз штока и фиксируется фигурной пружиной. Другой конец штока соединен с вилкой соответствующей муфты (переключения передач или блокировки дифференциала) и стопорится болтом.

Шток на выходе из коробки уплотнен сальником и защищен от пыли резиновым гофрированным чехлом. Для фиксации привода в выбранном положении служит шариковый фиксатор — подпружиненный шарик входит в пазы на штоках. На штоке переключения передач их три — для «нейтрали», высшей и низшей передач, на штоке блокировки дифференциала — два («включено» и «выключено»).

В крышку привода переднего моста ввернут выключатель, замыкающий цепь контрольной лампы при включении блокировки дифференциала.

Возможные неисправности раздаточной коробки

Причина неисправности - Способ устранения

Вибрация раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений) на всех режимах движения

Выход из строя эластичной муфты промежуточного вала - Замените эластичную муфту

Вибрация раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений) при трогании автомобиля с места и разгоне до 80 км/ч

Не затянуты или повреждены опоры раздаточной коробки и задняя опора силового агрегата - Затяните гайки и болт крепления опор, замените поврежденные опоры

Тугое проворачивание или заедание в одной из плоскостей шарниров переднего или заднего карданных валов - Отремонтируйте карданные шарниры или замените шарниры в сборе

Неполное растормаживание стояночного тормоза - Отрегулируйте привод стояночного тормоза

Тугое проворачивание шарнира равных угловых скоростей промежуточного вала - Проверьте состояние чехла и шарнира. Если детали шарнира изношены или повреждены, то замените шарнир в сборе

Вибрация раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений) при установившемся режиме движения (наиболее характерна при скорости 80-90 км/ч)

Повышенный дисбаланс карданных валов - Отремонтируйте или замените карданные валы

Повышенный дисбаланс межосевого дифференциала раздаточной коробки - Замените межосевой дифференциал

Заедание карданных шарниров переднего или заднего карданных валов - Отремонтируйте шарниры или замените карданные валы в сборе

Заедание шарнира равных угловых скоростей промежуточного вала - Проверьте состояние чехла и шарнира. При повреждении деталей шарнир подлежит замене

Ослаблены гайки и болты крепления опор двигателя или повреждены опоры двигателя - Затяните гайки и болты крепления опор или замените опоры

Изгиб болтов и фланца эластичной муфты промежуточного вала - Замените болты или промежуточный карданный вал

Затрудненное переключение передач или блокирование дифференциала

Заедание муфт на шлицах ступицы, корпуса дифференциала, валов привода переднего моста - Зачистите заусенцы, забоины или задиры, замените поврежденные детали

Забоины на зубьях малого венца шестерен высшей или низшей передач, а также на зубьях муфт и на шлицах вала привода переднего моста - Зачистите забоины и заусенцы, замените поврежденные детали

Затрудненное переключение передач или блокирование дифференциала

Заедание муфт на шлицах ступицы, корпуса дифференциала, валов привода переднего моста - Зачистите заусенцы, забоины или задиры, замените поврежденные детали

Забоины на зубьях малого венца шестерен высшей или низшей передач, а также на зубьях муфт и на шлицах вала привода переднего моста - Зачистите забоины и заусенцы, замените поврежденные детали

Изогнута вилка или шток - Выправьте деформированные детали

Заедание рычага привода на осях - Снимите рычаг, очистите оси и втулки. Поврежденные детали замените. Смажьте детали Литолом

Загрязнение или коррозия в шарнирах привода управления - Зачистите детали, поврежденные замените

Самопроизвольное выключение передач или блокировки дифференциала

Износ зубьев шестерен и муфт - Замените изношенные детали

Снижение упругости пружин фиксаторов или износ деталей фиксаторов - Замените пружины или изношенные детали

Неполное включение передач и отсутствие блокировки дифференциала из-за деформации деталей привода или вследствие забоин на шестернях, муфтах и шлицах - Деформированные детали выправьте или замените, забоины и заусенцы зачистите, поврежденные детали замените

Утечка масла

Повреждение уплотнительных прокладок - Замените прокладки

Ослабление гаек и шпилек крепления крышек к картеру - Подтяните гайки и шпильки

Изношены или повреждены сальники валов - Замените сальники

Износ уплотнительных колец штоков привода раздаточной коробки - Замените уплотнительные кольца

Наличие раковин, пористости и поврежденных поверхностей корпусных деталей - Замените корпусные детали

Методика определения причин вибрации раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений)

Прежде всего, отметьте, при какой скорости возникает вибрация раздаточной коробки, затем приступайте к определению причин вибрации.

В случае появления вибраций после ремонта или замены узлов трансмиссии:

 Методика определения причин вибрации раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений)

Поднимите автомобиль на подъемнике на высоту, удобную для работы, ослабьте затяжку гаек крепления поперечины опоры КПП к кузову автомобиля и сместите агрегат влево до упора (рис. 3).

Затяните гайки в этом положении. Стрелка на рисунке указывает направление движения автомобиля.

Если дефект не устранился, произведите центровку раздаточной коробки:

- установите ручку переключения передач раздаточной коробки в нейтральное положение.

Запустите двигатель, включите вторую передачу рычагом переключения коробки передач.

Автомобиль не должен двигаться. Поднимите автомобиль на подъемнике на высоту, удобную для работы;

- ослабьте шесть гаек крепления раздаточной коробки к кузову;

- поворачивая раздаточную коробку на шпильках, добейтесь такого положения раздаточной коробки относительно кузова, при котором вибрация промежуточного карданного вала минимальна;

- удерживая данный режим, затяните гайки крепления раздаточной коробки к кузову

- опустите автомобиль, остановите двигатель.

Внимание. Нахождение людей в салоне автомобиля во время его подъема и ремонта запрещается. Во время работы под автомобилем проявляйте повышенную осторожность. Для исключения травм не подносите к вращающимся деталям трансмиссии руки и инструмент.

 Методика определения причин вибрации раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений)

Если дефект не устранился, установите дополнительные шайбы (рис. 4) толщиной 2,5мм между поперечиной задней опоры раздаточной коробки и кузовом автомобиля (по одной шайбе на каждую шпильку).

Если дефект не устранился, произведите переустановку заднего карданного вала, для чего:

- отверните болты крепления карданного вала к фланцам раздаточной коробки и редуктора заднего моста;

- поверните вал относительно фланцев раздаточной коробки и редуктора заднего моста на 180°;

- закрепите вал в данном положении.

Если дефект не устранился, произведите переустановку переднего карданного в последовательности, указанной выше.

Если дефект не устранился, произведите замену заднего карданного вала.

Если дефект не устранился, произвести замену переднего карданного вала.

Если дефект не устранился, произвести замену промежуточного карданного вала.