Система световой сигнализации автомобиля МАЗ

Схема световой сигнализации МАЗВ систему входят указатели поворота, сигналы торможения, опознавательный знак автопоезда и аппаратура для их включения. Схемы включения изделий световой сигнализации показаны на рис. 1 и 2.

На автомобилях установлен электронный прерыватель 7 (см. рис. 1) указателей поворотов. Особенностью этого прерывателя является наличие отдельных цепей для управления миганием и контролем за работой указателей поворотов тягача и полуприцепа.

Питание на прерыватель указателей поворотов подается от предохранителя по красному проводу на штекерную колодку выключателя З аварийной сигнализации и через его постоянно замкнутые контакты возвращается снова на штекерную колодку и по серому проводу поступает на штекерную колодку прерывателя 7, на клемму «+». Далее рабочий ток попадает на «+» электронного элемента и выходит из него на «-» через штекерную колодку и черный провод. Электронный элемент задает определенную частоту и длительность мигающего сигнала и посылает его на обмотку главного реле Рг, которая подключена к электронному элементу. Постоянно разомкнутые контакты реле Рг начинают включаться с заданной частотой, и этот сигнал поступает с контактов реле Рг на клемму П штекерной колодки, с нее по коричневому проводу на выключатель аварийной сигнализации, по другому коричневому проводу на штекерную колодку комбинированного подрулевого переключателя 11. При включении левого поворота питание подается на штекерную колодку, с нее по зеленому проводу на клемму «ЛБ» (левый борт) прерывателя 7, С клеммы «ЛБ» рабочий ток проходит двумя путями:

- на обмотку реле Рт (реле тягача),

- на обмотку реле РП (реле полуприцепа).

Обе обмотки намотаны толстым проводом и являются силовыми. С обмоток этих реле рабочий ток поступает на клеммы «ЛТ» (левый поворот тягача) и «ЛП (левый поворот полуприцепа).

С клеммы «ЛТ» ток поступает по желтому проводу на штекерный соединитель ХV и с него по желтому проводу на левый боковой повторитель тягача и одновременно с клеммы «ЛТ» по желтым проводам на штекерные соединители II и ХIII и через них к переднему и заднему левым указателям поворота тягача. С клеммы «ЛП» рабочий ток поступает по красному проводу на штекерные соединители II и ХI и через них на клемму II штепсельной вилки электрокабеля питания основных потребителей полуприцепа.

Таким образом, цепи тягача и полуприцепа выполнены отдельно, и рабочий ток их ламп проходит соответственно через обмотки РТ и Рп, что заставляет работать постоянно разомкнутые контакты реле Рт и Рп с той же частотой, что и главное реле Рг.

Одновременно с описанным питанием подается с клеммы штекерной колодки прерывателя 7 на контакты реле Рт и Рп и через них выходит на клеммы «КТ» (контрольная лампа тягача) и «КП» (контрольная лампа полуприцепа). С клеммы «КТ» по голубому проводу и с клеммы «КП» по розовому прерывистый сигнал с реле Рт в Рп подается на контрольные лампы, установленные в блоке 6 контрольных и сигнальных ламп. Рабочий ток проходит через контрольные лампы тягача и полуприцепа, и они начинают мигать, сигнализируя об исправности основных ламп, установленных в фонарях.

Если в фонарях полуприцепа лампы перегорят, то не будет рабочего тока через обмотку реле Рп, и контакты реле останутся разомкнутыми. Контрольная лампа поворотов полуприцепа гореть не будет.

При перегорании любой из трех ламп тягача (передняя, задняя или боковая) контрольная лампа поворотов тягача также гаснет. Таким образом, с помощью контрольных ламп осуществляется контроль исправности ламп, установленных на тягаче и полуприцепе.

По описанному выше принципу работы указателей поворотов левого борта тягача и полуприцепа по схеме рис. 1 можно проследить аналогичную работу сигналов поворотов правого борта.

При аварийной ситуации на дороге или неисправности автопоезда водитель имеет возможность включать одновременно все указатели поворотов тягача и полуприцепа с помощью выключателя З (см. рис. 1) аварийной сигнализации. При этом все указатели поворотов работают в мигающем режиме. Включение производится следующим образом. Вытягивается на себя рукоятка выключателя З. При этом рабочий ток поступает с предохранителя № 5 по белому проводу на контакты выключателя аварийной сигнализации, которые при включении замыкаются и рабочий ток проходит на штекерную колодку и на серый провод питания прерывателя указателей поворотов. Прерыватель работает в описанном выше режиме и выдает прерывистый сигнал через контакты главного реле Рг на клемму «Ш» прерывателя. С нее рабочий ток по коричневому проводу подается на выключатель аварийной сигнализации, через замкнутые контакты которого попадает на контрольную лампу; лампа мигает. Одновременно ток подается на розовый и зеленый провода штекерной колодки выключателя З аварийной сигнализации, которые выходят соответственно на штекеры ПБ и ЛБ штекерной колодки прерывателя 7.

С этих клемм осуществляется выход рабочего тока не на две обмотки Рт и Рп, как при включении указателей поворотов, а на все четыре. С этих обмоток ток поступает на рабочие лампы указателей поворотов левого и правого бортов тягача и полуприцепа, как было описано выше. При выключении выключателя З вся система выключается.

На автомобилях установлены четыре выключателя, используемые в тормозной системе для включения сигналов торможения. Это обусловлено тем, что на автомобилях имеется ряд тормозных систем: рабочая, стояночная, вспомогательная, запасная. Каждый из выключателей установлен в определенной магистрали тормозных систем и работает на одни и те же лампы сигналов торможения тягача и полуприцепа.

Схема включения сигналов торможения МАЗВключатели 2, 3 и 5 (см. рис. 2) включаются при подаче в них воздуха. Выключатели 1 и 4 являются датчиками падения давления (ММ124Б), работают в тормозной системе под давлением воздуха, вследствие чего контакты их разомкнуты. Когда воздух из датчиков выпускается, происходит включение их контактов. При нажатии на педаль тормоза основных тормозов включается выключатель 5, выполненный с постоянно разомкнутыми контактами (ММ125), при торможении в него подается сжатый воздух и включает его контакты.

При включении вспомогательного тормоза тягача сжатый воздух подается на выключатель 2 сигналов торможения, также выполненный с постоянно разомкнутыми контактами (ММ 125). При подаче воздуха происходит включение контактов.

При снижении давления воздуха в магистрали питания полуприцепа, что может быть при нарушении герметичности системы, при обрыве ее элементов или обрыве полуприцепа, также происходит включение контактов выключателя

4. Этот выключатель-датчик (ММ124Б) замыкает контакты при снижении давления в системе. Все три выключателя 2, 4 и 5 сблокированы на штекерных соединителях I и III в одну цепь и красным проводом связаны со штекером на блоке контрольных и сигнальных ламп.

Включают сигналы торможения эти три выключателя следующим образом. Напряжение подается от предохранителя № 9 к клемме 30 реле Р2 включения сигналов торможения, а также к клемме 85 этого же реле. Пройдя обмотку реле, рабочий ток с клеммы 86 поступает на клемму блока 13 контрольных сигнальных ламп и с него через штекерные соединители I и II на выключатели 2, 4 и

5. При срабатывании любого из этих трех включателей происходит замыкание контактов 30 и 87 реле Р2 и ток подается по серым проводам на штекерные соединители III, ХI, ХIII и ХIII и с них на лампы сигналов торможения, а также на клемму 1 штепсельной вилки 15 соединительного электрокабеля питания основных потребителей полуприцепа.

При включении вспомогательного тормоза вместе с выключателем 2 срабатывает выключатель 3. При подаче сжатого воздуха контакты выключателей замыкаются и включают на массу обмотку реле Р7. Рабочий ток от предохранителя №11 подается на клеммы 30 и 5 реле В7, через обмотку реле на клемму 86, на штекерный соединитель III и по черному проводу к выключателю 3. Реле Р7 замыкает контакты штекеров З0 и 87 и по фиолетовому проводу рабочий ток подается на штекерные соединители III и ХI и на клемму III штепсельной вилки электрокабеля питания основных потребителей полуприцепа, и на электропневмоклапан, управляющей системой притормаживания полуприцепа. Таким образом, при включении вспомогательного тормоза тягача происходит одновременное притормаживание полуприцепа и включение сигналов торможения как на тягаче, так и на полуприцепе.

Выключатель 1 сигналов торможения (ММ124Б) включает последние при установке автомобиля на стояночный тормоз. Он находится под давлением, и его контакты разомкнуты. При включении тормоза воздух выпускается из тормозных камер и выключателя и его контакты замыкаются. Рабочий ток проходит от предохранителя 12 по серому проводу на клемму «+» прерывателя (см. рис. 2) контрольной лампы стояночного тормоза, через замкнутые контакты прерывателя, обмотку для нагрева термобиметаллического элемента и выходит на клемму «-», с которой по коричневому проводу подается на штекерной соединитель блока 13 контрольных и сигнальных ламп, далее ток идет по коричневому проводу через соединитель I на выключатель 1. При включенном выключателе 1 контрольная лампа загорается. Рабочий ток, проходящий по этой цепи, нагревает термобиметаллический элемент прерывателя 7, и контакты его размыкаются. После охлаждения элемента контакты прерывателя замыкаются и цикл повторяется, контрольная лампа мигает.

Одновременно при включении стояночного тормоза рабочий ток поступает от предохранителя № 9 к клеммам 85 и З0 реле Р2, через обмотку реле на штекер 86 и далее к клемме блока З контрольных и сигнальных ламп, с которого через разделительный диод попадает на штекерную колодку блока и по коричневому проводу к соединителю I и выключателю 1. Реле замкнет контакты штекеров 30 и 87. Рабочий ток по серому проводу попадает на соединители III, ХI, ХIII и ХIV и через клемму I штепсельной вилки электрокабеля питания основных потребителей полуприцепа включаются сигналы торможения тягача и полуприцепа.

Техническое обслуживание

Возможные неисправности системы световой сигнализации и способы их устранения

Причина неисправности

Способ устранения

Не работают указатели поворотов

Сгорел предохранитель № 7

Вышел из строя прерыватель РС951А

указателей поворотов

Заменить предохранитель

Заменить прерыватель

Не включается аварийная сигнализация

Сгорел предохранитель № 5

Вышел из строя выключатель

аварийной сигнализации

Заменить предохранитель

Заменить выключатель

Не включаются сигналы торможения

Сгорел предохранитель № 9

Неисправны выключатели 2, 4 и 5

Неисправно реле Р2

Заменить предохранитель

Проверить выключатели и заменить

Проверить реле и заменить

При эксплуатации автомобилей необходимо следить за чистотой рассеивателей указателей поворотов и сигналов торможения, протирая их ветошью. Резиновые защитные чехлы на включателях и датчиках должны сидеть плотно, предохраняя их ют попадания внутрь влаги.

Изделия электрооборудования системы световой сигнализации не ремонтируются, так как выполняются неразборными. При выходе из строя их необходимо заменять новыми.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить