На автомобиле установлено сухое, однодисковое, постоянно включенное сцепление с гидравлическим приводом механизма выключения

Сцепление состоит из алюминиевого картера, муфты выключения с подшипником и вилкой, ведущего диска в сборе (корзины), ведомого диска, главного и рабочего цилиндров, соединенных между собой шлангом и трубкой.

Диафрагменное сцепление и привод его выключения: 1 - главный цилиндр привода выключения сцепления; 2 - картер сцепления; 3 - маховик; 4 - фрикционные накладки ведомого диска; 5 - нажимной диск; 6 - опорные кольца; 7 - пружина педали; 8 - диафрагменная пружина; 9 - подшипник выключения сцепления; 10 - шток главного цилиндра; 11 - педаль; 12 - первичный вал коробки передач; 13 - поролоновые кольца; 14 - муфта выключения; 15 - шаровая опора вилки; 16 - кожух; 17 - вилка; 18 - шток рабочего цилиндра; 19 - соединительная пластина; 20 - рабочий цилиндр; 21 - прокачной штуцер; 22 - демпферная пружина; 23 - ведомый диск

На автомобилях, оснащенных двигателями ЗМЗ-406, и УМЗ-4215 устанавливается только сцепление с диафрагменной пружиной.

На автомобилях с двигателем ЗМЗ-402 возможна установка сцепления как диафрагменного, так и пружинно-рычажного типа.

Ведущий диск (корзина) состоит из кожуха, в котором установлены диафрагменная пружина, опорные кольца и нажимной диск.

Пружина, закрепленная на кожухе, краями давит на нажимной диск.

Ведомый диск состоит из ступицы со шлицевым отверстием и двух дисков, к одному из них приклепаны пластинчатые пружины. К ним с обеих сторон крепятся фрикционные накладки.

Пластинчатые пружины, имеющие изгибы, способствуют лучшему прилеганию диска и дополнительно сглаживают рывки в трансмиссии при включении сцепления.

Для более плавной передачи крутящего момента при трогании автомобиля или переключении передач в окнах дисков установлены демпферные пружины.

Ведомый диск прижимается к маховику двигателя нажимным диском корзины.

Через фрикционные накладки, усиливающие трение, крутящий момент передается на ведомый диск и, далее на первичный вал коробки передач, с которым ведомый диск связан шлицевым соединением.

Для временного отсоединения двигателя от трансмиссии служит привод выключения сцепления.

При нажатии на педаль сцепления, поршень главного цилиндра сцепления перемещается вперед.

Вытесняемая жидкость по трубке и шлангу поступает в рабочий цилиндр, выдвигая из него поршень со штоком.

Шток действует на хвостовик вилки, которая поворачивается на шаровой опоре, другим концом перемещая по крышке подшипника коробки передач муфту выключения сцепления.

Подшипник муфты нажимает на концы лепестков диафрагменной пружины.

Деформируясь, пружина перестает действовать на нажимной диск, который в свою очередь «отпускает» ведомый, и передача крутящего момента прекращается.

Снаружи механизм сцепления закрыт алюминиевым картером со стальным штампованным поддоном (нижней частью картера) (ЗМЗ-402, УМЗ-4215).

Картер шестью болтами и двумя усилителями крепится к блоку цилиндров двигателя. С другой стороны в картер ввернуты четыре шпильки для крепления коробки передач.

Картер имеет посадочное место для рабочего цилиндра сцепления и окно для установки вилки.

Для увеличения жесткости на нижней части картера сцепления двигателя ЗМЗ-406 устанавливается усилитель.

Ведомый диск отличается от ведомого диска сцепления рычажного типа увеличенными размерами фрикционных накладок (наружный диаметр 240 мм, внутренний — 160 мм, толщина 3,5 мм) и деталей демпферного устройства, количеством пружин и стяжных пальцев, а также формой пластинчатых пружин.

Сцепление диафрагменного типа  устанавливается в тех же картерах с нижним люком, что и сцепления рычажного типа, для двигателей ЗМЗ-4025, -4026 и УМЗ-4215, а для двигателя ЗМЗ-4061 — в сплошном колоколообразном картере.

Для его установки взамен сцепления рычажного типа на крепежные отверстия на маховике расположены, как показано на рисунке, а под шаровую опору вилки выключения сцепления установлена шайба наружным диаметром 22 мм, внутренним диаметром 11 мм и толщиной 4,5 мм.

Регулировка концов лепестков и проверка нажимного усилия: 1 - маховик; 2 - нажимной диск; 3 - шайба

Кожух с нажимным диском в сборе состоит из кожуха 1, опорных колец 2, нажимной диафрагменной пружины 3, нажимного диска 4 и соединительных пластин 5.

Кожух сцепления 1 закреплен на маховике коленчатого вала двигателя шестью центрирующими специальными болтами.

Усилие нажимной диафрагменной пружины 3 создает необходимую силу трения на поверхностях фрикционных накладок и обеспечивает передачу крутящего момента от маховика через нажимной диск 5, кожух 1 и соединительные пластины 6 на ведомый диск и первичный вал коробки передач.

Нажимная диафрагменная пружина представляет собой тарельчатый усеченный конус, имеющий за счет прорезей в центральной и внутренней части двенадцать лепестков, которые выполняют роль рычагов выключения сцепления.

Наружная неразрезанная часть нажимной диафрагменной пружины зажимается между двумя опорными кольцами 2, 4 за счет загибки двенадцати усиков, выполненных на кожухе 1.

При их загибке нажимная пружина на специальном приспособлении должна быть зафиксирована в плоском состоянии.

Опорные кольца выполняют роль шарнира, относительно которого происходит поворот наружной части диафрагменной пружины при нажатии на концы лепестков.

Наружной частью диафрагменная нажимная пружина опирается на кольцевой выступ нажимного диска и отжимает его в сторону маховика.

Соединительные пластины 6 (три группы по три пластины в группе) одним концом приклепаны к выступам нажимного диска, другим — к кожуху сцепления.

С их помощью происходит передача крутящего момента от кожуха на нажимной диск и отвод нажимного диска в сторону от маховика при выключении сцепления.

Балансировка сцепления

Кожух с нажимным диском в сборе балансируется путем установки на фланец кожуха специальных балансировочных грузиков или высверливания на диаметре 273 мм во фланце кожуха отверстий диаметром 9 мм.

Допустимый дисбаланс — не более 10 гсм. для снятия кожуха с нажимным диском в сборе необходимо снять картер сцепления на двигателях ЗМЗ-4061 или нижний люк картера сцепления на двигателях ЗМЗ-4025, ЗМЗ-4026 и УМЗ-4215.

Кожух с нажимным диском в сборе в процессе эксплуатации не ремонтируется, при выходе из строя его необходимо заменить.

При отсутствии на кожухе с нажимным диском видимых повреждений: надиров, кольцевых канавок, прижогов и выработки более 0,3 мм на рабочей поверхности нажимного диска, износов концов лепестков диафрагменной пружины более 0,3 мм и т. п. необходимо проверить расположение концов лепестков диафрагменной пружины и ее нажимное усилие.

Для этого необходимо закрепить кожух с нажимным диском в сборе на рабочей поверхности нового маховика, поместив между ними три равномерно расположенные шайбы толщиной 8 мм.

Размер от торца маховика до концов лепестков должен быть (43,6 ±2,0) мм.

Отклонение от положения в одной плоскости должно быть в пределах 0,25 мм, при необходимости — подогнуть лепестки.

При перемещении концов лепестков на 8,5 мм отход нажимного диска должен быть не менее 1,3 мм.

Переместить концы лепестков вниз на 10 мм и убрать шайбы 3.

Замерить усилие на концах лепестков, отпуская их до получения расстояния между плоскостью маховика и нажимного диска 6 и 8 мм.

В обоих случаях усилие должно быть не менее 2 кН (200 кгс).

new

При ремонте обычно подлежат замене тормозные колодки и колесные цилиндры или входящие в них детали, для снятия которых нет необходимости снимать полностью тормозные механизмы

Снятие, разборка и сборка рессор автомобилей семейства УАЗ–31512 Снятие передней рессоры производите в следующем порядке: