Необходимость в ремонте двигателя наступает после пробега около 150 000 км

К этому пробегу зазоры достигают величин, вызывающих падение мощности двигателя, уменьшение давления масла в масляной магистрали, резкое увеличение расхода масла (свыше 0,25 л/100 км), чрезмерное дымление двигателя, повышенный расход топлива, а также повышенные стуки.

Ориентировочно зазоры в сопряжении основных деталей вследствие износа не должны превышать следующих величин, мм:

  • - юбка поршня — гильза цилиндра - 0,25
  • - поршневое кольцо — канавка в поршне (по высоте) 0,15
  • - замок поршневого кольца 2,5
  • - поршень — поршневой палец 0,015
  • - верхняя головка шатуна — поршневой палец 0,03
  • - шатунные и коренные подшипники 0,15
  • - стержень клапана — втулка 0,20
  • - осевой люфт распределительного вала 0,25
  • - осевой люфт коленчатого вала 0,40

Работоспособность двигателя может быть восстановлена заменой изношенных деталей новыми стандартного размера или перешлифовкой изношенных деталей и применением сопряженных с ними новых деталей ремонтного размера.

Выпускаются следующие детали ремонтных размеров: поршни, поршневые кольца, вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала, седла впускных и выпускных клапанов, полуобработанные втулки распределительного вала и направляющие втулки клапанов.

Снятие и установка двигателя

Для снятия двигателя автомобиль необходимо установить на смотровую яму.

Рабочее место должно быть оборудовано талью или другим подъемным устройством грузоподъемностью не менее 300 кг.

Работу по снятию двигателя производить в следующем порядке:

  • - открыть капот и снять его, отвернув четыре болта его крепления к петлям (снятие капота);
  • - слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения, отвернув пробку на радиаторе и открыв краники на блоке цилиндров и отопителе (см. Замена охлаждающей жидкости двигателя).

Снять пробку расширительного бачка;

- слить масло из картера двигателя и из коробки передач, отвернув пробки сливных отверстий.

После слива масла пробки поставить на место и туго затянуть;

  • - снять аккумуляторную батарею;
  • - зацепить двигатель за грузовые проушины и натянуть цепь тали.

Работы, проводимые снизу автомобиля:

  • - снять карданный вал в сборе (см. Как снять карданный вал);
  • - установить пробку-заглушку в отверстие удлинителя коробки передач;
  • - отвернуть гайки крепления задней опоры двигателя к поперечине;
  • - отсоединить поперечину от рамы автомобиля и снять поперечину;
  • - отсоединить вал спидометра от коробки передач;
  • - отсоединить кронштейн крепления приемных труб системы выпуска отработавших газов от коробки передач;
  • - отсоединить приемные трубы от выпускного коллектора двигателя;
  • - отсоединить провода от выключателя света заднего хода на коробке передач;
  • - отвернуть два болта крепления рабочего цилиндра привода выключения сцепления и отсоединить цилиндр от картера сцепления.

Работы, проводимые с левой стороны автомобиля:

  • - отсоединить от распределителя зажигания провода высокого и низкого напряжения, идущие к катушке зажигания, провода от стартера, от датчиков давления и аварийного давления масла на масляном фильтре, от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости на корпусе термостата и датчика сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости в крышке головки цилиндров;
  • - отсоединить шланг топливопровода от топливного насоса;
  • - отвернуть болт крепления левой подушки к кронштейну на двигателе.

Работы, проводимые с правой стороны автомобиля:

  • - отсоединить провода от генератора;
  • - отсоединить шланги забора теплого и холодного воздуха от воздушного фильтра, патрубков забора воздуха, термозащитного экрана выпускной трубы и снять их;
  • - отсоединить шланг вентиляции картера от воздушного фильтра, крышки коромысел и снять его;
  • - снять крышку и фильтрующий элемент воздушного фильтра;
  • - отогнуть усы стопорных шайб и отвернуть гайки крепления корпуса воздушного фильтра, осторожно снять гайки и стопорные шайбы, исключив попадание их в двигатель;
  • - снять корпус воздушного фильтра с фланцем и прокладками, закрыть карбюратор чистой салфеткой;
  • - отсоединить провода от карбюратора;
  • - отсоединить от карбюратора тросик привода дроссельных заслонок и тягу воздушной заслонки;
  • - отсоединить от карбюратора шланг топливопровода перепуска топлива;
  • - отсоединить шланги от электромагнитного клапана системы экономайзера принудительного холостого хода;
  • - отсоединить два шланга отопителя от двигателя;
  • - отсоединить краник слива охлаждающей жидкости;
  • - отсоединить шланг вакуумного усилителя тормозов от впускной трубы;
  • - отсоединить провод "массы";
  • - отвернуть болт крепления правой подушки к кронштейну на двигателе.

Работы, проводимые спереди:

  • - снять решетку облицовки радиатора, ослабив болты крепления;
  • - отсоединить трос замка капота;
  • - отвернув болты, снять верхнюю панель облицовки радиатора;
  • - отвернув болты, снять планку нижнего крепления облицовки радиатора;
  • - отсоединить шланги от расширительного бачка к корпусу термостата и распределительному патрубку;
  • - отсоединить шланги от радиатора и от двигателя, снять шланги;
  • - отвернуть болты крепления радиатора и снять его.

Работы, проводимые внутри кузова:

  • - поднять к рукоятке рычага переключения передач резиновый уплотнитель;
  • - отвернуть колпак крепления рычага на горловине крышки коробки передач и вытащить рычаг вверх;
  • - закрыть отверстие в горловине чистой салфеткой.

Вынуть двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач. Установка двигателя на место производится в последовательности, обратной снятию.