Неисправности дизеля Д-245 автомобиля ЗИЛ-5301

Возможные неисправности дизеля  ЗИЛ-5301 и его систем

Признак неисправности, причина неисправности (Метод устранения)

Дизель не развивает полной мощности:

- Неправильно установлен угол опережения впрыскивания топлива (стуки или дымление)

Отрегулировать угол опережения впрыскивания топлива

- Нарушение регулировки или засорение форсунки

Отрегулировать форсунку на специальном стенде, при необходимости промыть и прочистить ее
- Неисправность ТНВД

Снять ТНВД с дизеля и отправить в ремонт

- Недостаточная подача топлива

Прочистить систему

Проверить привод рычага регулятора и устранить неисправность

Заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки

Прокачать систему

Найти причину негерметичности системы, устранить ее и прокачать систему топливопрокачивающим насосом
- Снизилось давление наддува

Очистить воздухоочиститель

Заменить турбокомпрессор

Дизель дымит на всех режимах работы: - дым белого цвета (указывает на наличие в отработавших газах испарений воды или топлива):

- Плохая герметичность клапанов газораспределения
- Износ гильз и поршневых колец (сопровождается повышенным дымлением и расходом картерных газов)

Отправить дизель в ремонт
- Дизель переохлажден

Прогреть дизель

Поддерживать во время работы температуру охлаждающей жидкости 75...95˚С
- Нарушена регулировка угла опережения впрыска топлива

Проверить и отрегулировать установку угла опережения впрыскивания топлива
- Нарушена регулировка зазоров между клапанами и коромыслами

Отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами
- Попадание в топливо охлаждающей жидкости           

Заменить топливо, слить отстой из ФГО

Дым сизого цвета (указывает на повышенное попадание масла в камеру сгорания):

- Избыток масла в картере дизеля

Слить масло до уровня верхней метки маслоизмерительного стержня
- Течь масла через уплотнительные прокладки турбокомпрессора

- Износ маслосъемных колпачков клапанов газораспределительного механизма

Заменить маслосъемные колпачки

- Засорение воздухоочистителя

- Снижено давление наддува

Заменить турбокомпрессор

Очистить воздухоочиститель

- Износ деталей цилиндропоршневой группы

Неисправность форсунок:

- зависла игла распылителя форсунки;

- установлены распылители других моделей;

- отрыв носика распылителя;        

Дым черного цвета (указывает на неполное сгорание топлива):

- Засорение воздухоочистителя

- Негерметичность топливной системы, воздуха
- Засорение системы выпуска газов

- Нарушена регулировка привода ТНВД

Отправить дизель в ремонт
Проверить и отрегулировать форсунки на стенде
Выявить неисправную форсунку, промыть или заменить распылитель, отрегулировать форсунку
Установить распылители мод145.1112110

Заменить распылитель, отрегулировать форсунки на стенде

Повышенный расход топлива

дизель не набирает частоту вращения холостого хода

- износ сопловых отверстий;
- повышенное давление начала впрыскивания топлива форсункой
Неисправность ТНВД:

- неправильно отрегулирован корректор регулятора и корректор по наддуву ТНВД;

- завышена цикловая подача топлива;

- нарушена регулировка ТНВД
- Неисправность ТНВД;

- нарушена герметичность нагнетательной секции ТНВД;

- завышена частота вращения кулачкового вала ТНВД, соответствующая началу действия регулятора;

- износ втулок грузов регулятора частоты вращения

- износ пары направляющей втулки стержень топливоподкачивающего насоса     

Отрегулировать цикловую подачу болтом номинальной подачи
Снять ТНВД с дизеля и отправить в ремонт
Заменить пару направляющая втулка-стержень, проверить герметичность и производительность топливоподкачивающего насоса

Установить рекомендованный угол опережения впрыска топлива

Отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами

Отрегулировать привод ТНВД

Снять ТНВД с дизеля и отправить в ремонт

Стук при работе дизеля:                                 

Неправильно установлен угол опережения впрыска топлива

Проверить регулировку угла опережения впрыскивания топлива, люфт в приводе ТНВД

Нарушена регулировка зазоров между клапанами и коромыслами

Рычаг управления подачей топлива ТНВД не доходит до положения максимальной частоты при полностью нажатой педали подачи топлива

Неисправность ТНВД:

- зависание плунжеров;

- неисправность регулятора

Нарушение зазоров между коромыслами и клапанами

Поломка пружин клапана

Заедание стержня клапана в направляющей втулке
Износ поршней и поверхностей отверстий под поршневые пальцы.

Износ втулок в верхних головках шатунов и в бобышках поршней

Износ шатунных и коренных подшипников, задиры гильз цилиндров

Позднее впрыскивание топлива в непрогретые цилиндры дизеля (несильный стук и белый дым)

Раннее впрыскивание топлива в цилиндры дизеля (сильный стук и черный дым) 

Проверить и отрегулировать зазоры
Заменить пружины, устранить заедание

Устранить заедание; при невозможности это выполнить отправить дизель в ремонт.

Сдать дизель в ремонт, в процессе ремонта заменить изношенные или неисправные детали новыми
Снять ТНВД с дизеля и отправить в ремонт (проверить состояние пружин толкателя в секциях ТНВД, регулировку цикловых подач секциями ТНВД)
Проверить форсунку и отрегулировать ее на стенде (проверить положение игл в форсунках)

Дизель перегревается:

- Неисправность ТНВД: неравномерное распределение впрыскиваемого топлива по отдельным цилиндрам дизеля (стук в отдельных цилиндрах)

Снять ТНВД с дизеля и отправить в ремонт

- Неисправность форсунок:

- отсутствие четкой отсечки топлива форсунками;
- засорение дренажного топливопровода форсунок (громкий стук)

Отрегулировать форсунку на стенде

Обрыв или сильная вытяжка ремней привода жидкостного насоса

Проверить и отрегулировать натяжение ремней; при необходимости заменить ремни новыми комплектно, долить охлаждающую жидкость в систему охлаждения
Низкий уровень охлаждающей жидкости
- Неисправен термостат

Заменить термостат

- Загрязнение внешней поверхности радиатора

Очистить радиатор
- Загрязнение системы охлаждения         

Промыть систему охлаждения

Прочистить и продуть топливопроводы

Отсутствует давление масла      

Давление масла на прогретом дизеле ниже допустимого, давление масла на прогретом дизеле выше допустимого. Попадание воды в систему смазки

- Неисправен датчик или указатель давления масла (аварийный сигнализатор не срабатывает)

Заменить датчик или указатель давления масла

- Неисправность привода насоса смазочной системы
- Неисправен датчик или указатель давления масла (аварийный сигнализатор не срабатывает)

Заменить датчик или указатель давления масла
- В картер дизеля залито масло, не соответствующее рекомендуемому руководством по эксплуатации

Заменить масло в соответствии с руководством по эксплуатации
- Уровень масла в картере ниже допустимого

Долить масло до требуемого уровня

- Разжижение масла топливом, охлаждающей жидкостью или из-за перегрева

Устранить причину разжижения масла, заменить масло

- Заедание или неправильная регулировка сливного клапана системы смазки

Отрегулировать или заменить клапан.

- Неисправность масляного насоса

Отправить дизель в ремонт

- Нарушена герметичность соединений маслопроводов

Выявить место нарушения герметичности и восстановить ее
- Износ коренных и шатунных шеек и вкладышей коленчатого вала

Отправить дизель в ремонт
- В картер дизеля залито масло повышенной вязкости

Заменить масло в соответствии с картой смазывания
- Засорение или неисправность предохранительных клапанов

Проверить клапаны, при необходимости заменить клапаны
- Подтекание по резиновым кольцам гильз цилиндров

Заменить неисправные уплотнительные кольца

Отправить дизель в ремонт
- Слабая затяжка болтов крепления головки цилиндров
Подтянуть болты

Дизель не запускается или плохо запускается:

Отказ стартера или снижение частоты вращения коленчатого вала

Проверить степень заряженности аккумуляторных батарей.
Отсутствует подача топлива:
- загустевание топлива в топливопроводах
- засорены топливопроводы или заборник в топливном баке
- замерзание воды в топливопроводах, в колпаке ФГО или сетке заборника топливного бака
- отсутствует подача топлива в ТНВД
- наличие воздуха в топливной системе
- неисправность ТНВД
- неправильная регулировка угла опережения впрыскивания топлива
Негерметичность топливной системы
Неисправность ТНВД:
- нарушение равномерности подачи топлива секциями;
- зависание плунжеров;
- заедание рейки;
- неисправность нагнетательного клапана;
- поломка пружин толкателей
- неисправен регулятор частоты вращения
Низкая частота вращения коленчатого вала

Неудовлетворительная работа отдельных форсунок:
- зависла игла распылителя форсунки;
- установлены распылители других моделей;
- отрыв носика распылителя;
- износ сопловых отверстий;
- снижение давления начала впрыскивания топлива форсунок.         

Проверить соединения на батареях и при необходимости зачистить контакты.
Проверить соответствие масла и топлива сезону, прокачать систему топливоподачи.
В случае необходимости разбавить топливо керосином в зависимости от температуры окружающей среды в пропорции до 1:1 в соответствии с руководством по эксплуатации.
Промыть заборник, продуть топливопроводы.
Осторожно прогреть топливные трубки, фильтры, ФГО и бак, обложив их ветошью и облив горячей водой.
Слить воду из ФГО, топливного бака и прокачать систему топливопрокачивающим насосом

Проверить герметичность топливопроводов низкого давления.

Слить отстой из фильтров ФГО и ФТО.

Промыть или заменить фильтрующие элементы ФТО, прочистить отражатель с сеткой и продуть его сжатым воздухом.