Особенности конструкции сцепления автомобиля ВАЗ-2121

Сцепление – однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной диафрагменного типа.

Оно расположено в алюминиевом картере, прикрепленном болтами к блоку двигателя и конструктивно объединенном с коробкой передач.

Привод сцепления – гидравлический. Кожух сцепления соединен с маховиком шестью болтами.

Особенности конструкции сцепления автомобиля ВАЗ-2121

В маховике имеются три штифта, которые при установке входят в соответствующие отверстия кожуха, центрируя его.

Тремя парами упругих стальных пластин с заклепками кожух соединен с нажимным диском. Другими тремя пластинами кожух соединен с упорным фланцем, обращенным к подшипнику выключения сцепления («выжимному»). Этот узел в сборе («корзина» сцепления) отбалансирован на стенде, поэтому заменять его следует целиком.

Замена необходима при сильном износе поверхности нажимного диска или «осадке» пружины.

Ведомый диск в сборе с пружинным демпфером крутильных колебаний установлен между маховиком и кожухом сцепления и может перемещаться по шлицам первичного вала коробки передач.

Диск заменяют при биении в зоне накладок более 0,5 мм, их растрескивании, задирах или неравномерном износе, а также, если расстояние от поверхности накладки до заклепок менее 0,2 мм.

Подшипник выключения сцепления установлен на муфте, которая при включении-выключении сцепления перемещается по направляющей втулке, воздействуя на упорный фланец диафрагменной пружины.

При выключенном сцеплении между подшипником и упорным фланцем должен быть зазор, который определяется свободным ходом толкателя вилки выключения сцепления (см. Как отрегулировать привод сцепления ВАЗ-2121).

Подшипник не требует обслуживания и смазки. Его заменяют в случае повышенного шума при включении сцепления.

Вилка выключения сцепления – стальная штампованная, находится в картере сцепления и качается на шаровой опоре (под нее на вилке выштамповано углубление).

К шаровой опоре вилка поджимается пластинчатой пружиной (приклепанной в средней части вилки). Концы вилки упираются в муфту подшипника выключения сцепления и поджимаются к ней фигурной пружиной.

Отверстие для вилки сцепления в картере закрыто резиновым гофрированным чехлом.

Вилка постоянно поджимается к толкателю рабочего цилиндра оттяжной пружиной. Педаль сцепления подвешена на оси в кронштейне.

Для облегчения усилия при включении сцепления на ее верхнем конце закреплена сервопружина.

Для гарантированного возврата педали в исходное положение служит возвратная пружина (более слабая).

Педаль шарнирно соединена с толкателем, который входит в выемку поршня главного цилиндра сцепления.

Главный цилиндр закреплен в моторном отсеке на двух шпильках, приваренных к кронштейну педалей.

Главный цилиндр соединен стальной трубкой и резиновым шлангом с рабочим цилиндром, закрепленным на картере сцепления двумя болтами.

При нажатии на педаль поршень главного цилиндра сжимает жидкость, поршень рабочего цилиндра выдвигается и через толкатель воздействует на вилку выключения сцепления.

При отпускании педали вилка под действием оттяжной пружины давит на толкатель, возвращая поршни в исходное положение.

В гидроприводе сцепления используется тормозная жидкость DOT-3 или DOT-4. Ее запас находится в бачке, соединенном с главным цилиндром резиновым шлангом.

Под крышкой бачка находится резиновая гофрированная диафрагма, изолирующая полость бачка от атмосферной влаги и пыли.

Для прокачки гидропривода (при замене его деталей или смене жидкости) предусмотрен штуцер на рабочем цилиндре.

Диагностика неисправностей сцепления

Причина неисправности - Метод устранения

Сцепление пробуксовывает (не полностью включается) При резком нажатии на педаль акселератора двигатель набирает обороты, но автомобиль почти не разгоняется (это особенно заметно при движении на подъем); может ощущаться запах перегретых фрикционных накладок; возрастает расход топлива:

- Неправильная регулировка привода сцепления (отсутствует свободный ход педали) - Отрегулируйте привод

- Замасливание маховика, нажимного диска, фрикционных накладок ведомого диска - Тщательно промойте уайт-спиритом или бензином замасленные поверхности и насухо протрите их. Сильно замасленный ведомый диск замените. Устраните причину замасливания (течь масла через сальник двигателя и/или коробки передач)

- Сильный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска - Замените ведомый диск

- Снижение усилия диафрагменной пружины - Замените нажимной диск с кожухом («корзину» сцепления)

- Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач - Очистите шлицы от грязи, мелкие повреждения устраните надфилем.

При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки передач. Перед сборкой нанесите на шлицы смазку Литол-24 или ШРУС-4

- Засорено компенсационное отверстие главного цилиндра сцепления - Разберите главный цилиндр, промойте и очистите детали. Замените его уплотнения и жидкость в гидроприводе

- Поршень главного цилиндра сцепления медленно возвращается в исходное положение из-за разбухания резиновых манжет - Замените манжеты или цилиндр в сборе. При подозрении на попадание бензина или других растворителей в жидкость гидропривода сцепления замените ее

Сцепление ведет (не полностью выключается) Затруднено переключение передач переднего хода, передача заднего хода включается с шумом:

- Неправильная регулировка привода сцепления (мал полный ход педали, увеличен ее свободный ход) - Отрегулируйте привод

- В систему гидропривода попал воздух (педаль «мягкая») - Прокачайте систему, подтяните соединения. При утечке из главного или рабочего цилиндров замените их манжеты или цилиндры в сборе

- Деформирована вилка выключения сцепления - Замените вилку

 - Ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок, коробление ведомого диска (торцевое биение более 0,5 мм) - Замените диск

- Сильный и неравномерный износ, задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска - Проточите или замените маховик. При повреждении поверхности нажимного диска замените кожух с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления)

- Перекос или коробление нажимного диска - Замените кожух с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления)

- Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач - Очистите шлицы от грязи, мелкие повреждения устраните надфилем.

При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки передач. Перед сборкой, нанесите на шлицы, свежую смазку Литол-24 или ШРУС-4

- Ослабление заклепок соединительных пластин кожуха сцепления или диафрагменной пружины, поломка пластин - Замените кожух с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления)

- Заклинил выжимной подшипник - Замените подшипник

Сцепление не выключается (педаль «проваливается»):

- Сильно деформирована или сломана вилка выключения сцепления - Замените вилку

- Воздух в системе гидропривода - Прокачайте систему, подтяните соединения. При утечке из главного или рабочего цилиндров замените цилиндры в сборе

Сцепление не выключается (педаль «проваливается»). Кратковременно включить сцепление удается только резким нажатием на педаль:

- Сильный износ, дефекты зеркала главного цилиндра; грязь в цилиндре - Замените цилиндр

- Износ или дефект манжеты главного цилиндра - Замените цилиндр в сборе

Рывки при трогании:

- Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач - Очистите шлицы от грязи, мелкие повреждения устраните надфилем.

При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки передач. Перед сборкой нанесите на шлицы смазку ШРУС-4 или Литол-24

- Деформация ведомого диска - Замените ведомый диск

- Ослабление крепления фрикционных накладок ведомого диска, сильный износ или трещины на накладках - Замените ведомый диск

 - Потеря упругости пружинных пластин ведомого диска - Замените ведомый диск

- Значительная осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний, износ окон под пружины - Замените ведомый диск

- Задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска - Проточите или замените маховик или кожух сцепления с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления)

Дребезжание, стук или шум при включении сцепления:

- Значительная осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний, износ окон под пружины - Замените ведомый диск

- Деформация ведомого диска - Замените ведомый диск

- Ослабление крепления фрикционных накладок ведомого диска, сильный износ или трещины на накладках - Замените ведомый диск

Равномерный шум при выключенном сцеплении:

- Износ выжимного подшипника или отсутствие в нем смазки - Замените подшипник

- Износ переднего подшипника первичного вала коробки передач (в торце коленчатого вала) или отсутствие в нем смазки – Замените подшипник

Скрип педали сцепления:

- Не смазаны пластмассовые втулки педали - Смажьте втулки Литолом-24 или ШРУС-4

- Сильно изношены пластмассовые втулки педали - Замените втулки, перед установкой смажьте их Литолом-24 или ШРУС-4

После отпускания педали сцепления она не возвращается в исходное положение:

- Воздух в системе гидропривода - Прокачайте систему, подтяните соединения

- Потеряла упругость или сломана возвратная пружина педали и/или вилки сцепления - Замените пружину (пружины)

читаем также: