Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

Снятие рулевого механизма и регулировка зазора в подшипниках червяка

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Вынимаем болт крепления вилки нижнего карданного шарнира промежуточного вала рулевого управления к валу червяка рулевого механизма (см. Снятие рулевой колонки).

Вывешиваем и снимаем левое колесо.

Выпрессовываем из отверстий сошки шаровые пальцы тяг: средней и боковой.

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

1. Отводим тяги вниз.

2. Головкой «на 17» отворачиваем гайку болта крепления картера рулевого механизма к левому лонжерону

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

3. …удерживая болт от проворачивания ключом той же размерности.

4. Вынимаем болт.

Аналогично отворачиваем и вынимаем два других болта крепления картера рулевого механизма.

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

5. Снимаем рулевой механизм.

6. В отверстие в щитке передка, через которое проходит вал червяка, вставлена резиновая уплотнительная втулка.

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

7. Зазор в подшипниках червяка определяется по изменению расстояния между торцем картера рулевого механизма…

8. …и меткой на валу червяка при поворачивании вала в разные стороны.

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

9. Для регулировки зазора в подшипниках червяка зажимаем картер в тиски и ключом «на 13» отворачиваем четыре болта крепления нижней крышки.

10. Снимаем крышку…

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

11. …и регулировочные прокладки.

Зазор в подшипниках червяка уменьшаем удалением прокладки или заменой на более тонкую

Устанавливаем рулевой механизм в обратной последовательности, не затягивая полностью гайки болтов крепления картера.

Закрепляем рулевые тяги и промежуточный вал рулевого управления.

Помощник поворачивает рулевое колесо два-три раза вправо и влево до упора. При этом проверяем установку узлов рулевого управления на штатных местах.

Затягиваем гайки болтов крепления картера окончательно.

Снятие сошки рулевого механизма

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

1. Головкой «на 30» ослабляем гайку крепления сошки.

Снимаем рулевой механизм с автомобиля

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

2. Съемником спрессовываем сошку с вала

При отсутствии съемника демонтируем сошку ударным методом. Упираем вал сошки в деревянный брусок.

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

3. Кувалдой давим на один упор сошки, а по второму бьем молотком.

В некоторых случаях приходится разрезать сошку отрезной машинкой.

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

4. Сошка устанавливается на конические шлицы вала только в одном положении: при совпадении сдвоенного паза сошки и сдвоенного шлица вала.

Регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма

Регулировку производим при обнаружении свободного хода сошки рулевого механизма.

Перед регулировкой необходимо убедиться в отсутствии осевого перемещения червяка в подшипниках.

Вакуумный усилитель для наглядности снят.

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

1. Шлицевой отверткой поддеваем колпачок гайки регулировочного винта вала сошки

2. Снимаем колпачок.

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

3. Накидным ключом «на 19» ослабляем гайку регулировочного винта вала сошки и поддеваем шлицевой отверткой стопорную шайбу.

4. Стопорная шайба усиком входит в паз регулировочного винта.

Провороту шайбы препятствует прилив на крышке картера рулевого механизма (для наглядности гайка снята).

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

Ремонт и регулировка рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2121

5. Приподняв шайбу (освобождаем ее из зацепления с приливом)

6. Пластиной (согнутой под прямым углом) заворачиваем регулировочный винт до устранения зазора в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма.

Придерживая пластиной винт от проворачивания, ключом «на 19» затягиваем гайку.

Усилие поворота рулевого колеса при установке передних колес на гладкой плите не должно превышать 196 Н (20 кгс).