Ремонт шатунно-поршневой группы

14. Измерьте зазоры в замках поршневых колец. для этого вставьте кольцо в цилиндр и продвиньте поршнем как оправкой, чтобы кольцо встало в цилиндре ровно, без перекосов.

Измерьте щупом зазор в замке (разъеме) кольца, он должен быть в пределах 0,3—0,6 мм для компрессионных колец и 0,5—1,0 мм для дисков маслосъемных.

Если зазор превышает указанный, замените кольцо.

Если зазор меньше, можно опилить концы кольца напильником, зажатым в тиски, перемещая кольцо по напильнику вверх-вниз.
15. Проверьте посадку поршневого пальца в верхней головке шатуна.

Зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна должен быть в пределах 0,0045—0,0095 мм.

Пальцы, поршни и шатуны разбиты на четыре размерные группы и промаркированы краской.

Палец маркируют на внутренней поверхности с одного конца, шатун — на стержне, поршень — на нижней поверхности одной из бобышек или выбивают римскую цифру на днище поршня.
Слегка смажьте поршневой палец чистым моторным маслом и вставьте в верхнюю головку шатуна.

Палец должен входить в головку от усилия руки ровно, без заеданий.

Шатун должен проворачиваться на поршневом пальце под действием собственного веса из горизонтального положения.

В вертикальном положении палец не должен выдвигаться или выпадать из головки шатуна под действием собственного веса.

Поршневой палец и шатун должны быть одной размерной группы или соседних групп.
16. Поршни с поршневыми кольцами, пальцами и шатунами в сборе подбирают по массе.

Разница по массе для одного двигателя должна быть не больше 10г.
17. Осмотрите шатунные вкладыши.

Если на них есть задиры, выкрашивания и другие повреждения, замените вкладыши.
18. Установите на шатуны крышки и измерьте диаметр отверстия в нижней головке шатуна.

Номинальный диаметр отверстия 60+0,019 мм, предельно допустимый —60,03 мм. Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, замените шатун с крышкой.

Измерьте диаметр отверстия во втулке верхней головки шатуна.

Номинальный диаметр отверстия 22+0,007 —0,003 мм, предельно допустимый — 22,01 мм. Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, замените шатун.

Размеры шатунно-поршневой группы приведены в таблице ниже

Ремонт шатунно-поршневой группы

19. Соберите поршень 4 с шатуном З. Предварительно нагрейте поршень до температуры 60—80 °С.

Затем быстро вставьте шатун в поршень так, чтобы надпись «Перед» на поршне и выступ А на шатуне были с одной стороны, и запрессуйте поршневой палец 6 с максимальным натягом 0,0025 мм.

Установите стопорные кольца 5.

Наденьте с помощью съемника поршневые кольца на поршень.

 На верхнее компрессионное кольцо нанесена надпись «Верх», кольцо необходимо устанавливать на поршень этой надписью к днищу поршня.

На нижнем компрессионном кольце с внутренней стороны выполнена проточка, кольцо надо устанавливать этой проточкой вверх к днищу поршня.

Ремонт шатунно-поршневой группы

Вставьте вкладыш 7 в нижнюю головку шатуна — фиксирующий выступ («замок») на вкладыше должен войти в выемку в нижней головке поршня.

Вставьте вкладыш 1 в крышку 2 шатуна — фиксирующий выступ («замок») вкладыша должен войти в выемку в крышке.

Смажьте цилиндр, поршень 4, шатунную шейку коленчатого вала и вкладыши 1 и 7 чистым моторным маслом.

Сориентируйте поршневые кольца так, чтобы замки компрессионных колец были расположены под углом 180° друг к другу, замки дисков маслосъемного кольца — также под углом 180° друг к другу и под 90° к замкам компрессионных колец, замок расширителя маслосъемного кольца — под углом 45° к замку одного из дисков маслосъемного кольца.

Поверните коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка того цилиндра, в который устанавливают поршень, находилась в НМТ.

Вставьте поршень с шатуном в цилиндр так, чтобы надпись «Перед» на бобышке поршня была обращена к передней части двигателя (к приводу распределительных валов)

Для того чтобы не повредить зеркало цилиндра, рекомендуем надеть на шатунные болты втулки из мягкого материала (например, обрезки резиновых или пластмассовых шлангов). 

С помощью специальной оправки обожмите поршневые кольца и легкими ударами рукояткой молотка протолкните поршень в цилиндр, при этом оправка должна быть плотно прижата к блоку, иначе можно сломать поршневые кольца.

Продвиньте поршень вниз, чтобы нижняя головка шатуна села на шатунную шейку коленчатого вала, снимите с шатунных болтов обрезки шлангов.

Установите крышку 2 шатуна на шатунные болты так, чтобы уступ Б на крышке шатуна был с той же стороны, что и выступ А на нижней головке шатуна; номера цилиндра, выбитые на шатуне и крышке, были расположены с одной стороны, а «замки» вкладышей — друг против друга.
20. Заверните гайки шатунных болтов и затяните их моментом 68—75 Нм (6,8—7,5 кгсм).
21. Аналогично установите остальные поршни с шатунами.
22. Несколько раз проверните коленчатый вал, он должен вращаться легко, без заеданий.
23. Установите масляный насос, масляный картер и головку блока цилиндров.

Размерные группы поршней, шатунов и пальцев двигателей модели ЗМЗ-409.10

Диаметр пальца, мм

 

Диаметр отверстия, мм

Маркировка

в верхней головке шатуна

в бобышке поршня

пальца,

шатуна и поршня

поршня

25,0000-24,9975

25,0070-25,0045

25,0000-24,9975

Белый

I

24,9975-24,9950

25,0045-25,0020

24,9975-24,9950

Зеленый

II

24,9950-24,9925

25,0020-24,9995

24,9950-24,9925

Желтый

III

24,9925-24,9900

24,9995-24,9970

24,9925-24,9900

Красный

IV

Номинальные и предельно допустимые размеры и посадка сопрягаемых деталей шатунно-поршневой группы двигателя ЗМЗ-409

Параметр

Номинальный
размер, мм

Предел-допусти-
мый размер, мм

Ремонтный размер, мм

   

1-й

2-и

Диаметр цилиндра

95,5*

95,65

+0,5

+1,0

Диаметр поршня

95,5*

95,4

+0,5

+1,0

Зазор между поршнем и цилиндром (подбор)

0,036—0,060

0,25

Увеличение для ремонтных размеров цилиндров,

поршней поршневых колец

+0,5

+1,0

Ширина канавок под компрессионное кольцо:

Верхнее

нижнее

1,75+0,005
2,00

2,1
2,1



Зазор по высоте между канавкой поршня и кольцом

0,060—0,096

0,15

диаметр опор под вкладыши коренных подшипников

67

67,03

-

Радиальное биение средних опор относительно крайних

0,02

0,05

диаметр кривошипной головки шатуна

60+0,010

60,03

диаметр поршневой головки шатуна

22

22,01

*допуск 0,06 мм разбит на 5 групп (через 0,012 мм)