Разборка коробки передач автомобиля Нива Шевролет

Разборка и ремонт коробки передач требуются при следующих неисправностях.

1. Повышенный шум в коробке передач:

- износ подшипников;

- износ зубьев шестерен и синхронизаторов;

- осевое перемещение валов.

2. Затрудненное переключение передач:

- износ сферического шарнира рычага переключения передач, отсутствие смазки в узле;

- деформация рычага переключения передач;

- заусенцы, погнутости, загрязнение гнезд штоков, заклинивание блокировочных сухарей;

- загрязнение шлицев скользящей муфты и ступицы;

- деформация вилок переключения передач.

3. Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач:

- износ лунок под шарики на штоках, поломка пружин фиксаторов;

- износ блокирующего кольца синхронизатора;

- поломка пружины синхронизатора;

- износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора.

4. Пониженный уровень или утечка масла:

- износ сальников первичного и вторичного валов;

- ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок;

- ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач.

Перечисленные неисправности могут быть вызваны иными причинами, устранение которых не требует снятия и разборки коробки передач.

Вам потребуются: отвертки (две), сменные головки «на 13», «на 17», удлинитель, вороток, ключи «на 10», «на 13» (два), «на 17», «на 19», «на 30», ударная отвертка, съемник стопорных колец, молоток, универсальные съемники.

Слейте масло из картера коробки передач, если вы не сделали этого при снятии ее с автомобиля.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

1. Отверните три гайки крепления корпуса механизма выбора передач

2. снимите механизм.

Разборка механизма описана в статье – «Снятие и регулировка механизма переключения передач Нива Шевролет с 2009 г.»

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

3. Снимите уплотнитель центрирующего кольца

4. Удерживая от проворачивания фланец эластичной муфты, отверните гайку крепления фланца.

Отворачивая гайку, вы одновременно спрессуете с вторичного вала центрирующее кольцо.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

5. Снимите стопорную шайбу

6. Снимите фланец эластичной муфты

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

22. Устанавливаем коробку передач картером сцепления на верстак.

Головкой «на 10» отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки коробки передач.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

23. Снимаем крышку

24. Снимаем уплотнительную прокладку.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

25. Отверткой через отверстие механизма выбора передач сдвигаем вниз шток вилки включения I–II передач (при этом включается II передача).

26. Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления задней крышки, расположенную внутри корпуса коробки.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

27. Ключом «на 13» отворачиваем пять гаек крепления задней крышки, расположенных снаружи корпуса.

28. Постукиваем молотком по приливам крышки, при этом отверткой (или подходящим отрезком трубы при снятом сальнике вторичного вала) удерживаем задний подшипник на вторичном валу.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

29. Сдвигаем крышку со шпилек и снимаем, поворачивая ее по часовой стрелке (глядя со стороны хвостовика вторичного вала), чтобы исключить задевание крышки за штоки и блок шестерен V передачи и заднего хода.

30. Снимаем прокладку крышки.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

31. Для замены подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода поддеваем ролики подшипника отверткой и вынимаем ролики из сепаратора

32. Извлекаем сепаратор

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

33. Поддев крючком наружное кольцо подшипника,…

34. …вынимаем его из гнезда задней крышки.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

35. Снимаем упорное кольцо заднего подшипника вторичного вала.

36. Снимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

37. Снимаем внутреннее кольцо подшипника.

38. Снимаем распорную втулку

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

39. Снимаем маслоотражательную шайбу.

40. Для стопорения валов от проворачивания необходимо включить две передачи. II передача была включена при снятии задней крышки.

Перед тем как включить заднюю или V передачи, освобождаем вилку включения этих передач.

Для этого ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

41. Нажав отверткой на вилку вниз, включаем заднюю передачу

42. Накидным ключом (головкой) «на 17» отворачиваем болт крепления блока шестерен V передачи и заднего хода.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

43. Вынимаем болт

44. Снимаем блок шестерен со шлицев промежуточного вала.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

45. Зажимаем блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Двумя отвертками спрессовываем внутреннее кольцо подшипника блока шестерен

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

46. Снимаем внутреннее кольцо.

47. Снимаем втулку шестерни V передачи

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

48. Снимаем саму шестерню с блокирующим кольцом синхронизатора

49. Снимаем ступицу

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

50. Снимаем муфту синхронизатора.

51. Повернув вилку включения V передачи и заднего хода на штоке к вторичному валу, снимаем промежуточную шестерню задней передачи.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

52. Накидным ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов

53. Снимаем крышку и прокладку

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

54. Вынимаем пружины фиксаторов (пружина штока V передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия).

55. Намагниченной отверткой вынимаем все три фиксатора.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

56. Вынимаем шток включения V передачи и заднего хода с вилкой

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

57. Снимаем вилку со штока

58. Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки V передачи и заднего хода и III–IV передач.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

59. Снимаем со вторичного вала ведомую шестерню задней передачи.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

60. Из паза вала вынимаем шпонку.

61. Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения III–IV передач.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

62. Вынимаем шток.

63. В отверстие штока вставлен блокировочный сухарь, вынимаем его.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

64. Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки I–II и III и IV передач

(этот сухарь заметно длиннее сухаря, расположенного между штоком включения V передачи — заднего хода и штоком включения III–IV передач).

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

65. Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения I-II передач

66. Вынимаем шток.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

67. Ударной отверткой с крестообразным наконечником отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

68. Винты стопорятся специальными шайбами

69. Снимаем стопорную пластину

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

70. Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, удерживая ось от проворачивания ключом «на 24».

71. Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

72. Отвернув гайки крепления картера сцепления, разделяем картеры сцепления и коробки передач.

73. Снимаем прокладку.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

74. Снимаем с первичного вала пружинную шайбу с конической поверхностью (меньшим диаметром она обращена к подшипнику).

75. Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала.

Накидным ключом «на 19» отворачиваем болт зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

76. Снимаем зажимную шайбу подшипника.

77. Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо передний двухрядный подшипник промежуточного вала

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

78.  Снимаем подшипник.

При снятии подшипника его заднее внутреннее кольцо может остаться на валу.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

79. Двумя отвертками спрессовываем заднее внутреннее кольцо подшипника

80. …и снимаем его

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

81. Вынимаем упорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

82. Вставив отвертку между торцами подшипника и шестерни I передачи промежуточного вала, сдвигаем задний подшипник.

83. Вынимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

84. Снимаем внутреннее кольцо подшипника с носка вала.

85. Сдвинув промежуточный вал назад,…

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

86. …вынимаем его из картера коробки передач.

87. Поддев двумя отвертками за установочное кольцо задний подшипник первичного вала,…

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

88. …вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора.

100. С переднего носка вторичного вала снимаем игольчатый подшипник

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

101. Снимаем вилки включения I и II, III и IV передач.

102. Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо промежуточный подшипник вторичного вала

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

103. …и снимаем его.

104. Наклонив, извлекаем из картера коробки передач вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами, ступицами и блокирующими кольцами синхронизаторов.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

115. Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.

Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала его заднее внутреннее кольцо осталось на валу, то перед установкой подшипник необходимо собрать.

Для этого из наружного кольца подшипника отверткой аккуратно вынимаем сепаратор с шариками…

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

116. …и надеваем его на внутреннее кольцо (снятое с вала).

117. Сепаратор с шариками и внутренним кольцом вставляем в наружное кольцо подшипника.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

118. При сборке первичного вала подходящим отрезком трубы напрессовываем подшипник на вал, опираясь на его внутреннее кольцо.

119. После установки в картер коробки передач вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.

Наружное кольцо подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода запрессовываем инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы) в гнездо задней крышки.

Вставляем в наружное кольцо подшипника сепаратор и ролики.

Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен V передачи и заднего хода наносим на резьбу болта резьбовой герметик.

Для удобства монтажа задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе. Все уплотнительные прокладки желательно смазать тонким слоем силиконового герметика.

При сборке механизма выбора передач наносим на шаровую опору смазку Литол-24.

Разборку первичного и вторичного вала смотрим в статье – «Разборка первичного и вторичного вала коробки передач ВАЗ-2123».