Автомобиль оборудован двумя независимыми тормозными системами: рабочей и стояночной (рис. 1)

Первая обеспечивает торможение при движении автомобиля и имеет гидравлический привод, вторая затормаживает автомобиль на стоянке, имеет механический привод.

На автомобиле применена рабочая тормозная система с диагональным разделением контуров, что значительно повышает безопасность вождения автомобиля.

Рис. 1. Схема тормозной системы: 1 - рабочий цилиндр заднего тормоза; 2 - задний трос стояночного тормоза; 3 - направляющая заднего троса; 4 - трос стояночного тормоза; 5 - рычаг стояночного тормоза; 6 - педаль тормоза; 7 - вакуумный усилитель; 8 - трубопровод; 9 - главный цилиндр; 10 - блок рабочих цилиндров переднего тормоза; 11 - бачок главного цилиндра; 12 - регулятор давления; 13 - рычаг привода регулятора давления

Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой – левого переднего и правого заднего.

При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.

В гидравлический привод включены: главный тормозной цилиндр 9, вакуумный усилитель 7, бачок 11 главного цилиндра, регулятор 12 давления задних тормозов, тормозные механизмы передних и задних колес вместе с рабочими цилиндрами и трубопроводы.

Стояночная система имеет привод на тормозные механизмы задних колес.

Рис. 2. Привод тормозов: 1 - главный цилиндр; 2 - бачок; 3 - вакуумный усилитель; 4 - кронштейн педали тормоза; 5 - буфер выключения стоп-сигнала; 6 - гайка крепления выключателя стоп-сигнала; 7 - выключатель стоп-сигнала; 8 - педаль тормоза

На рис. 2 показан главный цилиндр 1 вариантного исполнения.

Возможные неисправности тормозной системы и методы устранения

- Причина неисправности

Способ устранения

Увеличенный рабочий ход педали тормоза

- Утечка тормозной жидкости из тормозных цилиндров

Замените вышедшие из строя детали тормозных цилиндров, промойте и просушите колодки, диски и барабаны

- Воздух в тормозной системе

Удалите воздух, прокачав систему

- Повреждены резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре          

Замените кольца (если цилиндр имеет разборную конструкцию) или замените цилиндр в сборе

- Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов

Замените шланги и прокачайте систему

- Повышенное биение тормозного диска (более 0,15 мм)

Прошлифуйте или замените диск, если его толщина менее 9,5 мм

- Утечка жидкости через уплотнительные кольца толкателя регулятора давления

Замените уплотнительные кольца или регулятор в сборе

Недостаточная эффективность торможения

- Замасливание накладок колодок тормозных механизмов

Промойте и просушите колодки

- Заклинивание поршней в тормозных цилиндрах

Устраните причины заклинивания, поврежденные детали замените

- Полный износ накладок тормозных колодок

Замените тормозные колодки

- Перегрев тормозных механизмов

Немедленно остановитесь и дайте остыть тормозным механизмам

- Применение колодок с несоответствующими накладками

Применяйте колодки завода-изготовителя и рекомендуемые накладки

- Потеря герметичности одного из контуров (сопровождается провалом педали тормоза)

Замените поврежденные детали, прокачайте систему

Неполное растормаживание всех колес

- Отсутствует свободный ход педели тормоза

Отрегулируйте свободный ход педали

- Нарушено выступание регулировочного болта штока вакуумного усилителя относительно плоскости крепления главного цилиндра

Отрегулируйте выступание регулировочного болта

- Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.

Промойте и прокачайте всю систему гидропривода, замените резиновые детали

- Заклинивание поршня главного цилиндра

Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр

Притормаживание одного колеса при отпущенной педали

- Излом или ослабление стяжной пружины колодок заднего тормоза           

Замените пружину

- Заедание поршня в рабочем цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса

Замените рабочий цилиндр

- Разбухание уплотнительных колец рабочего цилиндра из-за попадания в жидкость посторонних примесей

Замените рабочий цилиндр и прокачайте систему гидропривода тормозов

- Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку

Затяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали

- Неправильная регулировка стояночной тормозной системы

Отрегулируйте стояночную тормозную систему

Занос или увод автомобиля в сторону при торможении

- Заклинивание поршня рабочего цилиндра

Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре

- Закупоривание какой-либо стальной трубки вследствие вмятины или засорения

Замените или прочистите трубку

- Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок

Очистите детали тормозных механизмов

- Неисправен регулятор давления

Отремонтируйте или замените регулятор

- Нарушены углы установки колес

Отрегулируйте углы установки колес

- Разное давление в шинах

Установите нужное давление в шинах

- Не работает один из контуров тормозной системы (сопровождается ухудшением эффективности торможения)

Замените поврежденные детали и прокачайте систему

Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении

- Неисправен вакуумный усилитель

Замените усилитель

- Повреждено или ослабло крепление шланга, соединяющего вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя

Замените шланг или подтяните хомуты его крепления

- Разбухание резиновых уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.

Замените резиновые детали, промойте и прокачайте систему

Писк или вибрации тормозов

- Ослабление стяжной пружины тормозных колодок заднего тормоза

Проверьте и при необходимости замените стяжную пружину

- Появление овальности тормозных барабанов

Расточите барабаны

- Замасливание фрикционных накладок

Зачистите накладки металлической щеткой, применяя теплую воду с моющим средством. Устраните причины попадания жидкости или смазки на тормозные колодки

- Износ накладок или включение в них инородных тел          

Замените колодки

- Чрезмерное биение тормозного диска или его неравномерный износ (ощущается по вибрации тормозной педали)

Прошлифуйте или замените диск, если его толщина менее 9,5 мм