Ремонт блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123 Нива Шевроле

Основные размеры блока цилиндров даны на рисунке 1.

Блок цилиндров отлит из специального низколегированного чугуна

 Ремонт блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123 Нива Шевроле

Диаметры цилиндров разбиты на пять классов через 0,01 мм, обозначаемых буквами А, В, С, D, Е.

Ремонт блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123 Нива Шевроле

Класс цилиндра клеймится на нижней плоскости блока цилиндров

Предусмотрена возможность расточки цилиндров под ремонтные поршни, увеличенные по диаметру на 0,4 и 0,8 мм.

Крышки коренных подшипников обрабатываются в сборе с блоком цилиндров.

 Ремонт блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123 Нива Шевроле

Поэтому они не взаимозаменяемы и для различия имеют риски на наружной поверхности (см. рис. 2-18).

Проверка технического состояния и ремонт

Тщательно вымойте блок цилиндров и очистите масляные каналы.

Продув и просушив сжатым воздухом, осмотрите блок цилиндров. Трещины в опорах или других местах блока цилиндров не допускаются.

Если имеется подозрение на попадание охлаждающей жидкости в картер, то на специальном стенде проверьте герметичность блока цилиндров.

Для этого, заглушив отверстия охлаждающей рубашки блока цилиндров, нагнетайте в нее воду комнатной температуры под давлением 0,3 МПа (3 кгс/см2). В течение двух минут не должно наблюдаться утечки воды из блока цилиндров.

Если наблюдается попадание масла в охлаждающую жидкость, то без полной разборки двигателя проверьте, нет ли трещин у блока цилиндров в зонах масляных каналов. Для этого слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения, снимите головку цилиндров, заполните рубашку охлаждения блока цилиндров водой и подайте сжатый воздух в вертикальный масляный канал блока цилиндров.

В случае появления пузырьков воздуха в воде, заполняющей рубашку охлаждения, замените блок цилиндров.

Проверьте плоскость разъема блока цилиндров с головкой с помощью линейки и набора щупов.

Линейка устанавливается по диагоналям плоскости и в середине в продольном направлении и поперек. Допуск плоскостности не должен быть более 0,1 мм.

Ремонт цилиндров

Проверьте, не превышает ли износ цилиндров максимально допустимый – 0,15 мм.

 Ремонт блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123 Нива Шевроле

Диаметр цилиндра измеряется нутромером (рис. 2-32) в четырех поясах, как в продольном, так и в поперечном направлении двигателя. Для установки нутромера на ноль применяется микрометр.

В зоне пояса 1 цилиндры практически не изнашиваются. Поэтому по разности замеров в первом и остальных поясах можно судить о величине износа цилиндров.

Если максимальная величина износа больше 0,15 мм – расточите цилиндры до ближайшего ремонтного размера, оставив припуск 0,03 мм на диаметр под хонингование.

Затем прохонингуйте цилиндры, выдерживая такой диаметр, чтобы при установке выбранного ремонтного поршня расчетный зазор между ним и цилиндром был 0,025–0,045 мм.

Замена заглушек

Замена заглушек масляных каналов:

- просверлите по центру заглушки 1, рисунки 5 и 6, отверстие диаметром 4…5 мм;

- извлеките заглушку из блока 2;

- удалите заусенцы, очистите и обезжирьте посадочную поверхность под заглушку;

- обезжирьте новую заглушку;

- нанесите анаэробный клей на посадочную поверхность блока цилиндров под заглушку (анаэробный клей АН-112);

при установке заглушки 1/01586/01:

Ремонт блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123 Нива Шевроле

- установите заглушку 1, (рис. 5), в отверстие масляного канала и осадите;

- зачеканьте посадку заглушки;

при установке заглушки 21083-1002046:

Ремонт блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123 Нива Шевроле

- установите заглушку 1, (рис. 6), в отверстие масляного канала и запрессуйте при помощи оправки. Глубина запрессовки обеспечивается технологически (оправка 67.7853-9631).

Замена заглушек системы охлаждения:

Ремонт блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123 Нива Шевроле

- просверлите в заглушке отверстие диаметром 6…7 мм на расстоянии 1/4 ее диаметра от края, как показано на рисунке 7;

- осадите заглушку на диаметрально противоположной отверстию стороне до появления зазора между внутренней стенкой блока цилиндров и кромкой заглушки;

- вставьте в отверстие прошивку или технологический стержень и извлеките заглушку из блока цилиндров;

- удалите заусенцы, очистите и обезжирьте посадочную поверхность под заглушку;

- обезжирьте новую заглушку;

- нанесите анаэробный клей на посадочную поверхность блока цилиндров под заглушку (анаэробный клей АН-112);

- установите новую заглушку (оправка 67.7853-9590 для заглушек 00001-0043299-01-0 диаметром 40 мм, оправка 67.7853-9591 для заглушек 00001-0043289-01-0 диаметром 25 мм, молоток).