Автомобиль Лада Ларгус оборудован двумя независимыми тормозными систе­мами: рабочей и стояночной

Первая, осна­щенная гидравлическим приводом с ваку­умным усилителем, обеспечивает тормо­жение при движении автомобиля, вторая затормаживает автомобиль на стоянке.

Ра­бочая система двухконтурная с диагональ­ным соединением тормозных механизмов передних и задних колес.

Один контур гид­ропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных ме­ханизмов, другой - левого переднего и правого заднего.

Элементы тормозной системы автомобиля 4x2: 1 - плавающая скоба; 2 - шланг тормозов переднего колеса; 3 - диск тормозов переднего колеса; 4 - трубка тормозов переднего колеса; 5 - бачок гидропривода; 6 - блок АБС; 7 - вакуумный усилитель; 8 - педальный узел; 9 - педаль тормоза; 10 - задний трос стояночного тормоза; 11 - трубка тормозного механизма заднего колеса; 12 - тормозной механизм заднего колеса; 13 - барабан тормозного механизма заднего колеса; 14 - рычаг стояночного тормоза; 15 - датчик сигнализатора недостаточного уровня рабочей жидкости; 16 - главный тормозной цилиндр

При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку авто­мобиля с достаточной эффективностью.

Педаль тормоза — подвесного типа.

В кронштейне педального узла над педалью тормоза установлен выключатель сигналов торможения — его контакты замыкаются при нажатии педали.

Для снижения усилия на педали тормоза служит вакуумный усилитель, использующий разрежение в ресивере работающего двигателя.

Вакуумный усилитель расположен в моторном отсеке между толкателем педали и главным тормозным цилиндром и крепится четырьмя гайками (через щиток передка) к кронштейну педалей.

Вакуумный усилитель — неразборный, при выходе из строя его заменяют.

Главный тормозной цилиндр

Главный тормозной цилиндр крепится гайками к двум шпилькам корпуса вакуумного усилителя.

Сверху на цилиндре установлен бачок гидропривода тормозной системы, в котором находится запас рабочей жидкости.

На корпусе бачка нанесены метки максимального и минимального уровней жидкости, а в верхней части установлен датчик, который при понижении уровня жидкости ниже отметки MIN включает сигнализатор в комбинации приборов.

При нажатии педали тормоза поршни главного цилиндра перемещаются, создавал давление в гидроприводе, которое подводится по трубкам и шлангам к рабочим цилиндрам тормозных механизмов колес.

Тормозной механизм переднего колеса: 1 - тормозной шланг; 2 - штуцер прокачки гидропривода тормозов; 3 - болт крепления скобы к направляющему пальцу; 4 - направляющий палец; 5 - защитный чехол направляющего пальца; 6 - направляющая колодок; 7 - суппорт; 8 - тормозные колодки; 9 - диск тормозного механизма

Тормозной механизм переднего колеса — дисковый, с плавающей скобой, включающей в себя суппорт, выполненный вместе с однопоршневым колесным цилиндром.

Направляющая тормозных колодок двумя болтами прикреплена к поворотному кулаку, а скоба крепится двумя болтами к направляющим пальцам, установленным в отверстиях направляющей колодок.

На пальцах установлены защитные резиновые чехлы.

В отверстия для пальцев направляющей колодок закладывается пластичная смазка.

При торможении давление жидкости в гидроприводе тормозного механизма возрастает и поршень, выдвигаясь из колесного цилиндра, прижимает внутреннюю тормозную колодку к диску.

Затем скоба (за счет перемещения направляющих пальцев в отверстиях направляющей колодок) перемещается относительно диска, прижимая к нему наружную тормозную колодку.

В корпусе цилиндра установлен поршень с уплотнительным резиновым кольцом прямоугольного сечения.

За счет упругости этого кольца между диском и колодками тормозного механизма поддерживается постоянный оптимальный зазор.

Тормозной механизм заднего колеса со снятым барабаном автомобиля 4x2: 1 - тормозной щит; 2 - задняя тормозная колодка с рычагом привода стояночного тормоза; 3 - прижимная пружина колодки; 4 - чашка пружины; 5 - опорная стойка; 6 - верхняя стяжная пружина; 7 - колесный цилиндр; 8 - распорная планка с регулятором зазоров; 9 - пружина регулятора; 10 - передняя колодка; 11 - трос стояночного тормоза; 12 - нижняя стяжная пружина

Тормозной механизм заднего колеса — барабанный, с двухпоршневым колесным цилиндром и двумя тормозными колодками, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном.

Тормозной барабан одновременно является ступицей заднего колеса и в него запрессован подшипник.

Элементы механизма автоматической регулировки зазора между колодками и барабаном автомобиля 4x4:1 - витая пружина резьбового наконечника; 2 - резьбовой наконечник распорной планки; 3 - пружинный рычаг регулятора; 4 - распорная планка; 5 - витая пружина распорной планки; 6 - пластинчатая пружина; 7 - храповая гайка

Механизм автоматической регулировки зазора между колодками и барабаном состоит из составной распорной планки колодок, рычага регулятора и его пружины.

Он начинает работать при увеличении зазора между колодками и тормозным барабаном.

При нажатии педали тормоза под действием поршней колесного цилиндра колодки начинают расходиться и прижиматься к барабану, при этом выступ рычага регулятора перемещается по впадине между зубьями храповой гайки.

При определенном износе колодок и нажатии педали тормоза рычагу регулятора хватает хода, чтобы повернуть храповую гайку на один зуб, тем самым, увеличивая длину распорной планки и одновременно уменьшая зазор между колодками и барабаном.

Так постепенное удлинение распорной планки автоматически поддерживает зазор между тормозным барабаном и колодками. Колесные цилиндры тормозных механизмов задних колес одинаковые.

Передние колодки тормозных механизмов задних колес одинаковые, а задние различаются — на них зеркально-симметрично установлены несъемные рычаги привода стояночного тормоза.

Распорная планка и храповая гайка тормозных механизмов левого и правого колес различаются.

На храповой гайке и на наконечнике распорной планки левого колеса выполнена левая резьба, а на храповой гайке и на наконечнике распорной планки правого колеса — правая резьба.

Рычаги регуляторов тормозных механизмов левого и правого колес зеркально-симметричные.

Автомобиль оснащается антиблокировочной системой тормозов (АБС), которая обеспечивает более эффективное торможение за счет снижения давления жидкости в тормозных механизмах колес в момент возникновения их блокировки.

Жидкость из главного тормозного цилиндра поступает в блок АБС, а из него подводится к тормозным механизмам всех колес.

Блок АБС: 1 - блок управления; 2 - отверстие для подсоединения трубки тормозного механизма переднего правого колеса; 3 - отверстие для подсоединения трубки тормозного механизма заднего левого колеса; 4 - отверстие для подсоединения трубки тормозного механизма заднего правого колеса; 5 - отверстие для подсоединения трубки тормозного механизма переднего левого колеса; 6 - отверстие для подсоединения трубки главного тормозного цилиндра; 7 - насос; 8 - гидравлический блок

Блок АБС, закрепленный в моторном отсеке на правом лонжероне, около щитка передка, состоит из гидравлического блока, модулятора, насоса и блока управления.

АБС действует в зависимости от сигналов датчиков скорости вращения колес. Датчики — индуктивного типа.

Датчик скорости вращения переднего колеса

Датчик скорости вращения переднего колеса расположен в ступичном узле колеса — вставлен в паз специального установочного кольца датчика, зажатого между торцевой поверхностью наружного кольца подшипника ступицы и буртиком отверстия поворотного кулака под подшипник.

Задающим диском датчика скорости вращения переднего колеса является защитная шайба подшипника ступицы, расположенная на одной из двух торцевых поверхностей подшипника.

Эта шайба темного цвета выполнена из магнитного материала. На другой торцевой поверхности подшипника расположена обычная защитная шайба светлого цвета, выполненная из тонкого листового металла.

При торможении автомобиля блок управления АБС определяет начало блокировки колеса и открывает соответствующий электромагнитный клапан модулятора для сброса давления рабочей жидкости в канале.

Клапан открывается и закрывается несколько раз в секунду, поэтому убедиться в том, что АБС работает, можно по слабому дрожанию педали тормоза в момент торможения.

Элементы стояночного тормоза автомобиля 4х2: 1 - рычаг; 2 - передний трос; 3 - уравнитель тросов; 4 - левый задний трос; 5 - правый задний трос; 6 - тормозной механизм заднего колеса; 7 - барабан

Привод стояночного тормоза — ручной, механический, тросовый, на задние колеса.

Он состоит из рычага, переднего троса с регулировочной гайкой на его наконечнике, уравнителя, двух задних тросов и рычагов в тормозных механизмах задних колес.

Рычаг стояночного тормоза, закрепленный между передними сиденьями на туннеле пола, соединен с передним тросом.

К заднему наконечнику переднего троса крепится уравнитель, в отверстия которого вставлены передние наконечники задних тросов.

Задние наконечники тросов соединены с рычагами привода стояночного тормоза, закрепленными на задних колодках.

В процессе эксплуатации (до полного износа колодок задних тормозных механизмов) регулировка привода стояночного тормоза не требуется, т.к. удлинение распорной планки тормозного механизма компенсирует износ колодок.

Привод стояночного тормоза необходимо регулировать только в случае замены тросов или рычага стояночного тормоза.

Возможные неисправности тормозной системы и методы исправления

Причина неисправности - Способ устранения

Увеличенный рабочий ход педали тормоза

Утечка тормозной жидкости из рабочих тормозных ци­линдров - Замените вышедшие из строя рабочие тормозные цилин­дры, промойте и просушите колодки, диски и барабаны

Воздух в тормозной системе - Удалите воздух, прокачав систему.

Повреждены резиновые уплотнительные кольца в глав­ном тормозном цилиндре - Замените главный цилиндр

Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов - Замените шланги и прокачайте систему.

Повышенное биение тормозного диска (более 0,03 мм) - Прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозил дисков передник колес менее 19,8 мм

Недостаточная эффективность торможения

Замасливание накладок колодок тормозных механизмов - Промойте и просушите колодки

Заклинивание поршней в рабочих цилиндрах - Устраните причины заклинивания, поврежденные детали замените

Полный износ накладок тормозных колодок - Замените тормозные колодки

Перегрев тормозных механизмов - Немедленно остановитесь и дайте остыть тормозным механизмам

Применение низкокачественных колодок - Применяйте оригинальные колодки или продукцию фирм, специализирующихся на выпуске деталей тор­мозных систем

Нарушение герметичности одного из контуров (сопро­вождается провалом педали тормоза) - Замените поврежденные детали, прокачайте систему

Нарушение положения педали тормоза - Определите причину увеличения полного хода и замените поврежденные детали

Нарушение регулировки выступания штока вакуумного усилителя тормозов - Обратитесь в сервис для регулировки усилителя

Нарушения в работе антиблокировочной системы тор­мозов (АБС) - Обратитесь в сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов

Неполное растормаживание всех колес

Отсутствует свободный ход педали тормоза - Замените главный тормозной цилиндр

Увеличено выступание штока вакуумного усилителя тормозов - Обратитесь в сервис для регулировки усилителя

Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п. - Промойте и прокачайте всю систему гидропривода, замените резиновые детали

Заклинивание поршней главного цилиндра - Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр

Притормаживание одного колеса при отпущенной педали

Излом или ослабление стяжных пружин колодок стояночного тормоза - Замените пружину

Заедание поршня в рабочем цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса - Замените рабочий цилиндр и прокачайте систему гид­ропривода тормозов

Разбухание уплотнительных колец рабочего цилиндра из-за попадания в жидкость посторонних примесей - Замените рабочий цилиндр и прокачайте гидропривод тормозов

Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления - Затяните болты крепления, при необходимости замени­те поврежденные детали

Неправильная регулировка стояночной тормозной системы - Отрегулируйте стояночную тормозную систему

Нарушения в работе антиблокировочной системы тормозов - Обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов

Занос или увод автомобиля в сторону при торможении

Заклинивание поршня рабочего цилиндра - Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре

Закупоривание какой-либо трубки вследствие вмятины или засорения - Замените или прочистите трубку

Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и на­кладок тормозных колодок - Очистите детали тормозных механизмов

Нарушены углы установки колес - Отрегулируйте углы установки колес

Разное давление в шинах - Установите необходимое давление в шинах

Не работает один из контуров тормозной системы (со­провождается снижением эффективности торможения) - Замените поврежденные детали и прокачайте систему.

Если это не приведет к желаемому результату, обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов (если она установлена на автомобиль)

Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении

Неисправен вакуумный усилитель - Замените усилитель

Поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя, или ослаблено его крепление - Замените шланг

Разбухание резиновых уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п. - Замените цилиндры, промойте и прокачайте систему

Писк или вибрация тормозов

Замасливание фрикционных накладок - Зачистите накладки металлической щеткой с применением теплой воды с моющими средствами. Устраните причины попадания жидкости или смазки на тормозные колодки

Износ накладок или инородные включения в них - Замените колодки

Чрезмерное биение или неравномерный износ (ощущается по вибрации педали тормоза) тормозного диска - Прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних колес менее 19,8 мм