Промежуточный вал коробки передач КамАЗ

Промежуточный вал 11 имеет две опоры: цилиндрический роликовый подшипник, установленный в гнезде перед­него торца картера, и сферический роли­ковый подшипник, закрепленный в стакане 34.

Передний конец промежуточного вала имеет шлицы и предназначен для соедине­ния с промежуточным валом делителя (в десятиступенчатой коробке передач).

Роликовый подшипник расположен на шейке вала до упора через упорную шайбу в торец шестерни 9 и закрыт крышкой 10.

Шестерни первой передачи, заднего хода и второй передачи выполнены заодно с валом, шестерни 5 третьей передачи, 6 четвертой передачи и 9 привода промежу­точного вала напрессованы на вал и допол­нительно закреплены сегментными шпон­ками.

Все шестерни фиксируются на валу упорным кольцом, установленным в ка­навку вала между внутренним кольцом подшипника и торцом шестерни привода промежуточного вала.

Шестерни первой передачи и заднего хода прямозубые, остальные — косозубые.

Пятиступенчатая коробка передач с картером сцепления в сборе: 1 - шестерня первой передачи вторичного вала; 2 - блок шестерен заднего хода; 3 - пробка сливного отверстия; 4 - шестерня второй передачи вторичного вала; 5 - шестерня третьей передачи промежуточного вала; 6 - шестерня четвертой передачи промежуточного вала; 7 - картер; 8 - вторичный вал; 9 - шестерня привода промежуточного вала; 10 – крышка переднего подшипника промежуточного вала; 11 -промежуточный вал; 12 - кольцевая гайка крепления подшипника; 13 - первичный вал; 14 - муфта выключения сцепления; 15 - манжета;16 - маслонагнетающее кольцо; 17 - крышка заднего подшипника первичного вала; 18 - синхронизатор четвертой и пятой передач; 19 - упорная шайба; 20 - замочная шпонка упорной шайбы; 21 - шестерня четвертой передачи вторичного вала; 22 - шестерня третьей передачи вторичного вала; 23 - синхронизатор второй и третьей передач; 24 - втулка шестерни заднего хода; 25 – ось блока шестерен заднего хода; 26 - муфта включения заднего хода и первой передачи; 27 - втулка шестерни первой передачи; 28 -червяк привода спидометра; 29 - манжета крышки подшипника вторичного вала; 30 - фланец; 31 - крышка заднего подшипника вторичного вала; 32 - задняя крышка промежуточного вала; 33 - упорная шайба; 34 - стакан подшипника

На заднюю стенку промежуточного ва­ла установлен сферический подшипник.

Внутреннее кольцо подшипника напрессовано до упора в торец шестерни первой передачи и зафиксировано на валу упор­ной шайбой, привернутой к валу двумя болтами.

Наружное кольцо подшипника установлено в стакане 34.

Осевые усилия, возникающие при рабо­те коробки передач, воспринимаются сфе­рическим роликовым подшипником.

Блок 2 шестерен заднего хода установлен на оси в двух ролико­вых подшипниках.

Ось зафиксирована в картере стопорной планкой. Блок имеет два прямозубых зубчатых венца.

Венец большего диаметра находится в постоянном зацеплении с венцом промежуточного ва­ла, а венец меньшего диаметра — с ше­стерней заднего хода вторичного вала.

Осевые перемещения блока шестерен огра­ничены двумя упорными шайбами. Шайбы от проворачивания зафиксированы штиф­тами.

Для обеспечения плавного выравни­вания окружных скоростей зубчатых колес и тем самым возможности безударного включения четвертой и пятой, второй и третьей передач установлены инерционные синхронизаторы с конусными фрикцион­ными кольцами.

Разборка промежуточного вала коробки передач: 1 – колесо зубчатое третьей передачи; 2 – вал промежуточный; 3 – шпонка сегментная; 4 – колесо зубчатое четвертой передачи; 5 – втулка распорная; 6 – колесо зубчатое привода промежуточного вала; 7 – кольцо упорное; 8 – подшипник передний роликовый

Снятие переднего подшипника промежуточного вала

Промежуточный вал в сборе: 1 - вал промежуточный; 2 - подшипник передний роликовый; 3 – шестерня привода промежуточного вала; 4 - кольцо стопорное; 5 - втулка распорная; 6 - шестерня IV передачи; 7 – шестерня III передачи; 8 - шпонка сегментная

Технические условия на дефектацию и ремонт промежуточного вала коробки передач

Вал промежуточный коробки передач

Не допускаются:

  • - трещины и обломы;
  • - выкрашивание рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес;
  • - диаметр шейки «А» под передний подшипник менее 64,992 мм;
  • - диаметр шейки «D» под задний подшипник менее 49,983 мм;
  • - ширина шпоночных пазов по ширине более 10,02 мм;
  • - диаметр шеек «C» менее 65,235 мм, «B» - менее 69,835 мм, «F» - менее 70,035 мм

Синхронизатор второй и третьей передачи коробки передач

Синхронизатор второй и третьей передач состоит (рис. 2) из каретки 5, двух фрикционных колец 2 к 4. восьми блокирующих пальцев 3 и четырех пальцев 1 фиксаторов.

Синхронизатор второй и третьей передач: а - устройство; b - положение при включении третьей передачи; 1 - палец фиксатора; 2 - фрикционное кольцо второй передачи; 3 - блокирующий палец; 4 - фрикционное кольцо третьей передачи; 5 - каретка синхронизатора; 6 - пружина фиксатора; 7 - шарик

На каретке проточена канавка, в кото­рую входят сухари вилки включения вто­рой и третьей передач.

Каретка имеет внутреннее шлицованное отверстие, со­стоящее из трех зубчатых венцов, кото­рыми она соединяется со шлицованной частью вторичного вала.

Каретка постоян­но вращается вместе со вторичным валом.

Крайние зубчатые венцы тоньше среднего и в комплексе с зубчатым венцом вторич­ного вала при включении второй или третьей передачи образуют «замок», пред­отвращающий самовыключение передач на ходу автомобиля.

В каретке по окружно­сти параллельно оси выполнены восемь от­верстий под блокирующие пальцы и четыре отверстия под пальцы фиксаторов.

Отвер­стия под блокирующие пальцы имеют с обеих сторон фаски с углом, равным углу фасок блокирующих пальцев.

В нейтраль­ном положении блокирующие пальцы находятся в отверстиях кареток с зазором. На наружные концы блокирующих пальцев до упора в их торцы напрессованы фрик­ционные кольца.

На конической поверхности колец вы­полнены прямоугольные канавки для уда­ления продуктов изнашивания, а по окруж­ности нарезаны винтовые канавки для вы­давливания с конических поверхностей тре­ния масла при прижатии кольца к конусу включаемого зубчатого колеса, что увели­чивает силу трения между ними.

Пальцы 1 фиксаторов установлены в отверстиях каретки между фрикционными кольцами 2 и 4. В средней части пальцы имеют канавку, в которую входит шарик 7, поджатый пружиной 6.

В нейтральном положении под действием пружины 6 ша­рик прижимается к кольцу, входит в его канавку и предотвращает самопроизволь­ное перемещение каретки. Для вывода ка­ретки из среднего положения необходимо приложить усилие.

Работа синхронизатора заключается в следующем.

При включении, например, третьей передачи (рис.6 б) каретка 5 синхронизатора под действием вилки пере­ключения передач стремится сдвинуться влево.

При начальном перемещении карет­ка движется вместе с пальцами фиксато­ров и фрикционными кольцами до каса­ния конусной поверхности кольца с кону­сом шестерни третьей передачи.

Так как до этого движение осуществлялось на второй передаче, а каретка жестко соединена со вторичным валом, то окружная скорость каретки меньше окружной скорости ше­стерни третьей передачи вторичного вала, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней третьей передачи промежу­точного вала.

При соприкосновении конуса фрикционного кольца с конусом шестерни третьей передачи последняя под действием сил трения увлекает за собой каретку, поворачивая ее относительно блокирую­щих пальцев 3.

Фаски отверстий каретки упираются в фаски блокирующих пальцев, и дальнейшее ее перемещение до полного выравнивания окружных скоростей пре­кращается.

Угол наклона фасок подобран так, что, пока действует момент трения, т. е. пока происходит синхронизация кольца 4 и ше­стерни 22 (см. рис 1), дальнейшее продвижение каретки по шлицам вторичного вала невозможно.

Когда окружные скоро­сти станут равными, исчезнет момент тре­ния, блокирующие пальцы 3 (рис. 6) займут нейтральное положение относи­тельно отверстий в каретке 5 и она под действием вилки переключения передач продвинется в осевом направлении.

При этом шарики фиксаторов 7 утапливаются и каретка по большим диаметрам блоки­рующих пальцев 3 передвигается в сторону третьей передачи.

Зубчатый конец каретки бесшумно входит в зацепление с зубчатым венцом шестерни третьей передачи.

Вклю­чение второй передачи происходит анало­гично с той лишь разницей, что в этом слу­чае окружная скорость каретки будет боль­ше окружной скорости шестерни 4 (см. рис. 1) второй передачи и при со­прикосновении конусов каретка под дейст­вием момента трения будет тормозиться, проворачиваясь относительно блокирую­щих пальцев в обратном, чем при включе­нии третьей передачи, направлении.

Принцип действия синхронизатора чет­вертой и пятой передач ничем не отличает­ся от принципа действия синхронизатора второй и третьей передач, но конструктив­но он выполнен несколько иначе.