Средства облегчения пуска холодного двигателя Камаз
Все устройства, предназначенные для пуска автомобильных двигателей при отрицательных температурах окружающего воздуха, делят на два вида: устройств. обеспечивающие пуск холодного двигателя, и устройства, обеспечивающие его предпусковым разогревом.
Первый вид устройств дает возможность обеспечить пуск двигателя без пpeдварительного изменения его теплового состояния, второй изменяет тепловое а стояние двигателя перед пуском с помощью подогрева его до температуры, при которой возможен надежный пуск.
На двигателях КамАЗ применяют оба вида устройств. В качестве первого используют электрофакельное устройство ЭФУ в качестве второго — предпусковой подогреватель.
Предпусковой подогреватель. Предпусковой подогреватель является устройством, предназначенным для обеспечения общего разогрева двигателя перед пуска при отрицательных температурах окружающего воздуха. Подогреватель монтируется непосредственно на автомобиле работает автономно, независимо от двигателя, используя лишь электроэнергию аккумуляторных батарей автомобиля. Это пламенный подогреватель (рис.), в котором за счет теплоты, выделяемой при сжигании жидкого топлива, обеспечивается нагрев теплоносителя системы охлаждения двигателя. Теплоноситель, постоянно циркулируя через теплообменник подогревателя, нагревается и переносит теплоту, отдавая ее деталям двигателя. Одновременно обеспечивается подогрев масла в поддоне масляного картера выходящим! отработавшими газами.
На двигателях КамАЗ применен подогреватель жидкости — дизельный модель ПЖД-30. Подогреватель установлен под передней поперечиной 6 (рис.) рамы автомобиля и включает в себя котел 2 с горелкой, электромагнитный топливный клапан 1 с форсункой и электронагревателем топлива, насосный агрегат 7 с электродвигателем, вентилятором, жидкостным и топливным насосами, систему электроискрового разжига топливной смеси и систему дистанционного управления подогревателем.
Питание подогревателя осуществляется из специального топливного бачка 5, заполнение которого происходит автоматически при работающем двигателе. При неработающем двигателе бачок может быть наполнен ручным топливопрокачивающим насосом, установленным на ТНВД.
Рис. 3. Котел подогревателя: 1- котел, 2— обратный газоход, 3— прямой газоход, 4 — горелка, 5 — электромагнитный клапан, 6 — газовый нагреватель топлива, 7 — дренажное отверстие
Котел подогревателя (рис. 3) изготовлен из листовой нержавеющей стали и предназначен для передачи теплоты циркулирующей через него жидкости. По принципу действия котел является рекуперативным теплообменником (передача теплоты от продуктов сгорания к теплоносителю осуществляется через разделяющую их твердую стенку) и состоит яз двух жидкостных рубашек и двух газоводов. Продукты сгорания из горелки 4 направляются в прямой газоход 3, затем заходят по обратному газоходу 2 и отводятся из котла к картеру двигателя для подогрева масла. На выходе из обратного газохода установлен нагреватель 6, обеспечивающий подогрев топлива, подаваемого к форсунке, до температуры 60...80° С отработавшими газами.
Горелка 4 съемная, закреплена к котлу болтами. Это позволяет периодически или по мере необходимости очищать внутренние поверхности горелки и газохода котла от нагара.
В камере сгорания горелки, в зоне ее смесеобразования, происходит приготовление горючей смеси, состоящей из топлива и воздуха, ее воспламенение и сгорание. Подвод воздуха в горелку осуществляется в направлении, перпендикулярном ее оси. Это обеспечивает обдув торца форсунки и искровой свечи, уменьшая нагарообразование на их поверхностях.
Искровая свеча (рис. 4) подогревателя отличается от обычной автомобильной свечи зажигания боковым электродом, роль которого выполняет наружный экран 3. Наличие экрана вокруг центрального электрода дает возможность получать искровой разряд в любой части окружности экрана, повышая этим надежность свечи в условиях работы в зоне повышенного нагарообразования. Длина свечи подобрана так, чтобы зона искрового разряда находилась в зоне распыла топлива форсункой.