Неисправности в работе двигателя

Если двигатель не завелся, существуют три основные причины:

— не работает система пуска;

— не работает система зажигания;

— не работает система питания.

Если по какой-либо причине во время неудачной попытки пуска будут залиты свечи зажигания, воспользуйтесь режимом продувки цилиндров.

Для этого нажмите на педаль газа до упора и включите стартер.

В этом режиме подача топлива отсутствует и из цилиндров потоком воздуха удаляется бензин, при этом свечи зажигания сушатся. После продувки повторите попытку пуска в обычном режиме.

Неисправность (Причина /способ устранения)

Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью. Рывки и провалы при движении автомобиля:

- В баке мало топлива (По указателю и контрольной лампе уровня топлива / долейте топливо)

- топливный насос не создает необходимого давления в системе (Снимите подводящий топливный шланг с карбюратора и, зажав его пальцем, подкачайте топливо рычагом насоса) Исправный насос должен развивать ощутимое давление, которое должно держаться в шланге не менее 10 с / Замените топливный насос или его диафрагму

- топливный насос не создает необходимого давления в системе (Проверьте манометром давление на выходе топливного насоса при включении зажигания (не менее 3,5 кгс/см2), убедитесь в чистоте сетчатого фильтра бензоприемника. / Очистите сетку бензоприемника. топливный насос, не обеспечивающий нужного давления в системе, замените

- Плохой контакт в цепи питания топливного насоса (в т- ч- провода «массы») или неисправно его реле (Проверяется омметром при обесточенных цепях или вольтметром под напряжением) / Зачистите контакты, обожмите клеммы, замените неисправное реле, провода

- Плохой контакт в цепи питания систем управления двигателем (Проверяется омметром при обесточенных цепях или вольтметром под напряжением) / Зачистите контакты, обожмите клеммы, замените неисправные реле, провода

- Засорены топливопроводы, топливные фильтры, пережаты шланги, деформированы трубки, вода попала в топливо (Осмотр, через подходящий тройник подключите к подводящему шлангу топливной рампы манометр — давление топлива в рампе должно быть не менее 2,5 кгс/см2 на холостом ходу. Если оно ниже, проверьте давление, развиваемое бензонасосом — оно должно быть (на его выходе) не менее 3,5 кгс/см2) / Очистите сетку бензоприемника, замените фильтры, дефектные трубки, устраните перегибы шлангов. Зимой закатите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) систему питания от двигателя к бензобаку. При подозрении на низкое качество бензина, особенно накануне зимнего сезона используйте специальные присадки к топливу, растворяющие воду. После их применения рекомендуется заменить топливные фильтры

- Недостаточный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора (При вытягивании кнопки «подсоса» рывки и провалы уменьшаются или исчезают полностью) / Для проверки уровня топлива приподнимите крышку карбюратора. Отрегулируйте уровень топлива

- Засорены жиклеры и каналы карбюратора. Неплотно завернуты жиклеры (Осмотрите, продуйте каналы и жиклеры / Промойте растворителем или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева (зубочисткой). Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!)

- Неисправен ускорительный насос, засорен или деформирован его распылитель (Проверьте подачу насоса, направление струи, отсутствие подтекания бензина из-под диафрагмы, убедитесь в свободном перемещении рычага ускорительного насоса) / Замените поврежденные детали, подтяните резьбовые соединения, продуйте каналы

- Неисправны форсунки или их цепи (При неисправности обмоток форсунок или их цепей горит лампа сигнализатора КМСУД, по кодам диагностики можно точно определить неисправность) / Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи (отсутствие обрыва и короткого замыкания). Отсоединив форсунки с рампой от двигателя, проверьте форму факела топлива. Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях. Загрязненные форсунки можно промыть на специальном стенде

- Подсос постороннего воздуха во впускной трубопровод (Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов, на короткое время отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг (осторожно: усилие на педали тормоза значительно возрастет)) / Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените

- Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора (Из выпускной трубы сильный запах бензина, холодный двигатель заводится лучше, чем горячий) / Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте герметичность поплавка, легкость его перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры.

Проверка герметичности игольчатого клапана:
- сняв крышку карбюратора и оттянув пальцем, поплавок вверх, подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или седла клапана недопустима. Замените игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере

- Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса (Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа недостаточного давления масла на оборотах холостого хода, холостой ход нестабильный) /Замените топливный насос или его диафрагму; если в масле много бензина, то и масло

- Неправильная установка момента зажигания (Отрегулируйте угол опережения зажигания)

- Неисправен распределитель зажигания (Определяется автотестером или заменой распределителя на заведомо исправный) / Замените неисправный распределитель

- Зазор между электродами свечей не соответствует норме (Зазор 0,7—0,85 мм или 0,8—0,95 мм проверяйте круглым щупом) / Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи

- Сильный нагар на электродах свечей зажигания попадание частиц нагара в зазор между электродами (Осмотр) / Очистите свечи сжатым воздухом или механическим способом (не повредите изолятор), убедитесь в их работоспособности 4 (отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяет сделать вывод о ее работоспособности). Выявите и устраните причину повышенного нагарообразования в камере сгорания, при необходимости замените свечи

- Неисправны свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт в сборке центрального электрода (Свечи замените заведомо исправными или проверьте на специальном стенде Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности) / Замените неисправные свечи

- Износ, повреждение контактного уголька в крышке распределителя зажигания. Ослабла пружина уголька (Осмотр) / Замените крышку распределителя или уголек с пружиной

- Сгорел резистор в бегунке распределителя зажигания или помехоподавительные резисторы в наконечниках свечей (Проверяется омметром) / Замените резистор или бегунок, наконечники

- Прогар изоляции высоковольтных цепей (Проверяется омметром и визуально (черные трещины, оплавление изоляции), для проверки высоковольтных проводов замените их заведомо исправными) / Замените неисправные крышку распределителя зажигания, бегунок, катушку зажигания / катушки , высоковольтные провода

- Неисправен коммутатор / Отсоедините провода от распределителя зажигания, Закрепите наконечник высоковольтного провода, идущего от катушки зажигания, на расстоянии 6—3 мм от «массы». Вручную замыкайте и размыкайте контакты «+» и «Д» коммутатора. В момент размыкания между наконечником высоковольтного провода и «массой» должна проскакивать искра. При сомнении лучше заменить коммутатор заведомо исправным - Неисправный коммутатор замените

- Ослабление или поломка пружин грузиков центробежного регулятора распределителя зажигания, потеряны демпферные колечки грузиков, заедание грузиков (Визуально и на специальном стенде) / Замените распределитель зажигания

- Нечеткая работа вакуумного регулятора опережения зажигания: при снятии разрежения пластина не возвращается в исходное положение (Осмотр, характеристика вакуумного регулятора снимается на специальном стенде) / Устраните заедание, замените неисправный вакуумный регулятор или распределитель зажигания в сборе

- Неисправен датчик положения коленчатого вала или его цепи (Между стержнем датчика и зубчатым риском попала металлическая пыль, горит лампа сигнализатора КМСУД, по кодам диагностики можно точно определить неисправность) Проверьте омметром цепь датчика положения коленчатого вала, сопротивление самого датчика (850—900 Ом); визуально — отсутствие механических повреждений датчика. Очистите от металлической пыли стержень датчика, проверьте зазор между ним и зубчатым венцом коленчатого вала (1,0—1,5 мм) Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик

- Вышли из строя одновременно несколько датчиков системы управления двигателем или их цепи (кроме датчика положения коленчатого вала — см- выше) Горит лампа сигнализатора КМСУД. По кодам диагностики можно точно определить неисправность.
Проверьте датчики и их цепи автотестером. Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправные датчики

- Неисправен блок управления двигателем или его цепи. Как правило, горит лампа сигнализатора КМСУД. По кодам диагностики можно точно определить неисправность. для проверки блока замените его заведомо исправным / Замените неисправный блок, восстановите контакт в электрических цепях

- Неисправен регулятор давления топлива (Проверьте манометром давление в топливной рампе (не менее 2,5 кгс/см2 на холостом ходу, и 3 кгс/см2 на средних оборотах)) - Замените неисправный регулятор

- Неполное открытие дроссельной заслонки/заслонок (Определяется визуально на остановленном двигателе) Отрегулируйте привод дроссельных заслонок

- Нарушены фазы газораспределения (Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном  валах) Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам)

- Низкая компрессия в цилиндрах (менее 10 кгс/см2): износ или повреждение клапанов, их седел, износ, залегание или поломка поршневых колец. Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выверните свечи. Полностью нажмите на педаль «газа» и, вставляя в свечные отверстия компрессометр, прокручивайте коленчатый вал стартером (работайте вдвоем). При этом следует замкнуть на «массу» высоковольтный провод катушки зажигания и отключить систему управления двигателем 1 (вынув соответствующий предохранитель или отсоединив провода от общего реле питания системы управления или от датчика положения коленчатого вала). Повторите измерения, залив в цилиндры через свечные отверстия 10—15 см3 моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возросла более, чем на 2 кгс/см2, возможно сильно изношены, поломаны или залегли кольца. Если компрессия осталась ниже 10 кгс/см2, возможен износ или повреждение клапанов или их седел.      Замените кольца, поршни, гильзы цилиндров. Отремонтируйте цилиндры. Притрите клапаны к седлам, при необходимости замените клапаны, их направляющие втулки, проточите седла

- Не отрегулированы зазоры в приводе клапанов (Проверяется набором щупов) / Отрегулируйте зазоры

- Сильный износ кулачков распределительного вала (Осмотр и измерение после частичной разборки двигателя) / Замените изношенный распределительный вал

- Осадка или поломка клапанных пружин (Осмотр, измерение длины пружин в свободном состоянии) Замените осевшие или сломанные пружины

Хлопки во впускном коллекторе:

- Неправильная установка момента зажигания (См. Система зажигания) Отрегулируйте угол опережения зажигания

- Неисправен коммутатор / Отсоедините провода от распределителя зажигания. Закрепите наконечник высоковольтного провода, идущего от катушки
зажигания, на расстоянии 6—3 мм от «массы». Вручную замыкайте и размыкайте контакты «+» и «Д» коммутатора. В момент размыкания между наконечником высоковольтного провода и «массой» должна проскакивать искра. При сомнении лучше заменить коммутатор заведомо исправным. Неисправный коммутатор замените

- Нарушены фазы газораспределения (Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах) Установите правильное положение валов (по меткам)

Выстрелы в глушителе:

- Неправильная установка момента зажигания (См. «Система зажигания») Отрегулируйте угол опережения зажигания

- Неисправен коммутатор (Отсоедините провода от распределителя зажигания) Закрепите наконечник высоковольтного провода, идущего от катушки
зажигания, на расстоянии 6—3 мм от «массы». Вручную замыкайте и размыкайте контакты «+» и «Д» коммутатора. В момент размыкания между наконечником высоковольтного провода и «массой» должна проскакивать искра. При сомнении лучше заменить коммутатор заведомо исправным. Неисправный коммутатор замените

- Нарушены фазы газораспределения (Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах) Установите правильное положение валов