Неисправности коробки передач ГАЗ-3110. Методы устранения неисправностей

На автомобилях устанавливается механическая, пятиступенчатая, трехвальная коробка передач с пятой повышающей передачей

На части автомобилей с двигателем ЗМЗ-402 может быть установлена четырехступенчатая коробка передач, ранее устанавливаемая на автомобили “Волга” ГАЗ-24, ГАЗ-3102 и -31029.

Пятиступенчатая коробка передач по большинству деталей унифицирована с коробкой, устанавливаемой на автомобилях семейства “Газель” и “Соболь”. Отличия коробки передач автомобиля «Волга» заключаются в меньших передаточных числах на всех передачах кроме четвертой, а также в менее высоком корпусе рычага переключения и укороченном его нижнем конце.

Картер коробки передач состоит из двух частей – переднего и заднего картеров, отлитых из алюминиевого сплава и соединенных через прокладку десятью болтами в плоскости перпендикулярной оси валов.

Для обеспечения соосности гнезд подшипников и отверстий под штоки механизма переключения картеры сцентрированы друг с другом через установочные втулки.

В расточках картеров на радиальных шариковых подшипниках установлены первичный, вторичный и промежуточный валы с косозубыми шестернями постоянного зацепления.

Шестерни вторичного вала размещены на роликовых (игольчатых) подшипниках с пластмассовыми сепараторами.

Шестерни второй, третьей, пятой передач и привода промежуточного вала напрессованы на промежуточный вал и образуют блок шестерен.

Зубья шестерен первой передачи и одновременно передачи заднего хода нарезаны непосредственно на промежуточном валу.

Косозубая промежуточная шестерня заднего хода получает постоянное вращение от промежуточного вала при движении на всех передачах и нейтральном положении рычага переключения.

Ее опорой служит роликовый подшипник на неподвижной оси, прикрепленной к обоим картерам.

Все передачи снабжены инерционными синхронизаторами. Их зубчатые венцы соединяются с шестернями посредством мелких шлицев.

Механизм переключения состоит из штоков с вилками и головок, в пазах которых размещен нижний конец рычага переключения.

Фиксация включенных передач осуществляется подпружиненными шариками.

Блокировочное устройство, состоящее из двух плунжеров и стопорного пальца, препятствует включению двух передач одновременно.

Рычаг переключения снабжен демпферным устройством, предотвращающим его дрожание (резонанс) при высокой частоте вращения коленчатого вала.

Задний шлицевой конец вторичного вала соединен со скользящей вилкой карданной передачи. Хвостовик вилки входит в сталебаббитовую втулку удлинителя заднего картера коробки передач и, перемещаясь в этой втулке и по шлицам вторичного вала, компенсирует осевой ход карданной передачи при работе задней подвески.

На вторичном валу установлена ведущая винтовая шестерня привода датчика спидометра.

Для заливки и слива масла служат заливные и сливная пробки с конической самоуплотняющейся резьбой.

Сливная пробка имеет магнит для улавливания продуктов изнашивания коробки передач. Заливные пробки расположены с двух сторон картера.

Причина неисправности

Метод устранения

Затрудненное переключение передач

Неполное выключение сцепления из-за неисправности

гидропривода выключения сцепления

Ремонт гидропривода сцепления

Ослабление момента затяжки стопорных болтов крепления вилок к штокам

Затянуть стопорные болты

Заусенцы на зубьях скользящих муфт синхронизаторов

Зачистить заусенцы

Неравномерный износ отверстий под штифты

в корпусе рычага переключения передач

Заменить корпус рычага переключения передач

Нарушение синхронизации включения передач переднего хода

Износ конуса блокирующего кольца синхронизатора

Проверить осевой зазор.

При необходимости заменить блокирующее кольцо,

притерев его к поверхности шестерни

деформация блокирующего кольца синхронизатора —

неплотная посадка кольца на конусе

Заменить блокирующее кольцо,

притерев его к поверхности шестерни

Износ скосов зубьев блокирующего кольца или муфты синхронизатора

Заменить блокирующее кольцо или муфту синхронизатора

Самопроизвольное выключение передач

Ослабление затяжки крепежных соединений коробки передач

к картеру сцепления или картера сцепления к блоку цилиндров

Затянуть крепежные соединения

Износ зубьев боковых поверхностей скользящих муфт синхронизаторов

или износ зубьев шестерен

Заменить дефектные детали

Потеря упругих свойств пружинами фиксаторов

Заменить пружины

Повышенный шум в коробке передач

Износ зубьев шестерен

Заменить дефектные шестерни

Износ подшипников

Заменить дефектные подшипники

Пониженный уровень масла в картере коробки передач

долить масло до необходимого уровня

Подтекание масла из коробки передач

Повышенное давление в картере коробки передач из-за загрязнения сапуна

Прочистить или заменить сапун

Износ рабочих кромок сальников

Заменить дефектные сальники

Негерметичность пробок или заглушек

Затянуть пробки. Установить пробки и заглушки на герметик

Ослабление затяжки крепежных соединений переднего и

заднего картеров, передней крышки или корпуса рычага переключения передач

Затянуть крепежные соединения

дефекты или повреждение прокладок на сопрягаемых поверхностях

Устранить дефекты сопрягаемых поверхностей

или заменить прокладки

Вибрация при движении

Износ сталебаббитовой втулки заднего картера коробки передач

Заменить задний картер коробки передач

При включении любой передачи не передается крутящий момент на ведущие колеса

Ослабление посадки шестерен на промежуточном валу

Заменить блок шестерен