Назначение, устройство и действие ЭФУ

Устройство предназначено для облегчения пуска холодного двигателя при температуре воздуха до —25 °С, быстрого выхода двигателя на нормальный температурный режим и уменьшения дымления, возникающего у непрогретого двигателя.

Свечи накаливания ЭФУ ввернуты в резьбовые отверстия впускных коллекторов.

Электромагнитный клапан ЭФУ установлен на двигатель, термореле на панели кабины с внутренней стороны.

Расположение приборов за панелью предохранителей: 1 - реле блокировки стартера; 2 - термореле ЭФУ; 3 - прерыватель указателей поворотов; 4 - блок предохранителей; 5 - реле стартера

Реле включения ЭФУ расположено на панели передней части кабины с правой стороны по ходу движения автомобиля (см. рис. 1).

Факельная свеча: 1 - корпус; 2 - нагреватель; 3 - гильза защитная; 4 - сетка; 5 - испаритель; 6 - контргайка; 7 - гайка с фильтром; 8 - жиклер

Реле включения нагревателя и контактор включения ЭФУ — в кабине за панелью предохранителей.

При пуске двигателя топливоподкачивающий насос подает топливо через фильтр тонкой очистки к свечам.

Перепускной клапан ТНВД и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки топлива закрыты, и топливо под давлением поступает на свечи ЭФУ с минимальной задержкой от момента открытия электромагнитного клапана.

При давлении больше 25-45 кПа (0,25-0,45 кгс/см 2) клапан-жиклер открывается, поддерживая оптимальное давление перед жиклером свечи ЭФУ для  устойчивого горения факела.

Функциональная схема пуска двигателя распространяется на все автомобили: К8 - термореле ЭФУ; К12 - реле включения ЭФУ; Е21, Е22 - свеча факельная; К17 - выключатель аккумулятора; G2, G3 - аккумуляторные батареи; H3 - блок контрольных ламп тормозной системы; G1 - генератор; P1 - тахометр; V2 - реле блокировки стартера; F1, F3 - блок предохранителей; S21 - выключатель стартера; К1 - реле стартера

Электрическая схема системы ЭФУ состоит из кнопки включения, реле включения свечей, термореле, электромагнитного топливного клапана, двух штифтовых свечей, контрольной лампы.

Электрофакельное устройство работает следующим образом: при включении кнопки свечей напряжение от аккумуляторных батарей через амперметр, реле и термореле подается на ЭФУ, штифтовые свечи. При этом происходит их разогрев.

Одновременно с разогревом свечей нагревается и срабатывает термореле, включая электромагнитный топливный клапан и контрольную лампу блока.

При этом клапан открывает доступ к свечам, а загорание контрольной лампы указывает на готовность устройства к пуску двигателя.

Кроме того, при включении кнопки свечей напряжение подается на реле, которое разрывает цепь обмотки возбуждения генератора, что необходимо для защиты свечей от напряжения, вырабатываемого генератором, когда выход двигателя на устойчивый режим сопровождается работой ЭФУ.

Ток, потребляемый электрофакельным устройством, не превышает 24 А. Такое значение потребляемого тока, не оказывает отрицательного влияния на последующий стартерный разряд аккумуляторных батарей.

Сопротивление спирали термореле выбрано таким образом, чтобы на выводах свечей обеспечивалось напряжение 19 В (номинальное напряжение свечей).

При пуске двигателя термореле шунтируется, т.е. на выводы свечей подается напряжение в обход спирали термореле, так как при проворачивании коленчатого вала двигателя стартером напряжение на выводах батарей снижается.

На рисунке 3 представлена функциональная схема пуска двигателя автомобилей семейства КамАЗ.

Проверка работоспособности ЭФУ

Проверка кнопки ЭФУ: 1 - кнопка выключения; 2 - контрольная лампа; 3 - вывод 15

Работу ЭФУ следует проверять при исправных и заряженных аккумуляторных батареях в следующем порядке:

  • - проверить исправность сигнализатора ЭФУ на панели приборов в кабине (нажатием кнопки контроля);
  • - включить ЭФУ и определить время момента включения ЭФУ до загорания сигнализатора.

Для первого включения ЭФУ оно должно составлять при температуре воздуха выше нуля 50-70 с., а при температуре ниже нуля — 70-110 с.

При повторном включении ЭФУ время загорания сигнализатора сокращается, поэтому для получения достоверного значения необходимо дать остыть термореле до температуры окружающего воздуха:

  • - проверить наличие пламени факела во впускных коллекторах.

Для проверки факела необходимо:

  • - вывернуть свечи из коллекторов, подсоединить к ним топливные трубки и электропровода;
  • - обеспечить надежное соединение корпусов свечей с массой и убедиться, что вывод изолирован от массы;
  • - включить ЭФУ, и после загорания сигнализатора с помощью стартера провернуть коленчатый вал. Если нет пламени, то заменить неисправную свечу.
Проверка термореле: 1 - термореле; 2 - провод 17Б; 3 - контрольная лампа

Работоспособность реле 4 включения ЭФУ определите в следующем порядке:

  • - отсоедините любой провод от вывода «К» дополнительного реле стартера;
  • - нажмите кнопку включения ЭФУ и два-три раза не более чем на 1с, поверните ключ выключателя приборов и стартера в положение II (крайнее правое положение). При исправном реле должны прослушиваться характерные щелчки;
  • - выключите ЭФУ и подсоедините провод к выводу «К».

Работоспособность реле отключения ОВГ определите так:

  • - нажмите кнопку ЭФУ и пустите двигатель стартером. Стрелка амперметра при изменении частоты вращения двигателя во всем диапазоне должна показать разрядный ток около 30 А. Остановите двигатель и только после этого отпустите кнопку ЭФУ;
  • - вновь пустите двигатель и убедитесь, что генератор дает заряд.

Отказы ЭФУ

Стрелка вольтметра в нижней границе шкалы:

  • - Замыкание спирали термореле или электропроводов
  • - Замыкание свечи на массу - Если свечи исправны, отсоединить от термореле провод, соединяющий его с кнопкой включения ЭФУ.

Отсутствие изменения показаний стрелки указывает на замыкание спирали термореле. В этом случае следует заменить термореле.

Если спираль термореле цела (определяется на ощупь) и при отсоединенных от свечей проводах положение стрелки не меняется, то это указывает на замыкание электропроводов.

Устранить замыкание.

Отсоединить провод от вывода левой свечи, исключив контакт наконечника с массой, и вновь включите ЭФУ.

При выходе стрелки за пределы шкалы отсоединить провод от вывода правой свечи.

Отсутствие выхода стрелки за пределы шкалы указывает на замыкание правой свечи.

Заменить отказавшую свечу.

После устранения замыкания рекомендуется проверить состояние изоляции электропроводов, работоспособность термореле и реле включения ЭФУ, а если замыкание произошло при пуске двигателя работоспособность шунтирующего реле

Показание вольтметра не изменяется:

Перегорание спирали термореле - Включите ЭФУ и проверьте напряжение на выводах термореле.

Отсутствие напряжения на выводе со стороны штекерного соединения при наличии напряжения на другом выводе свидетельствует о перегорании спирали.

Замените термореле

Перегорание свечей или отсутствие контакта в цепи - Включите ЭФУ и проверьте наличие напряжения на выводах каждого изделия ЭФУ, начиная с факельных свечей.

Наличие напряжения на выводе правой свечи свидетельствует о перегорании свечей.

Замените свечу, и восстановите контакт

Перегорание одной из свечей - Включить ЭФУ на 10-15 с, затем заменить холодную свечу

Нет факела свечи:

Отсутствие поступления топлива к свече - Ослабить топливоподводящий штуцер на свече.

Включить ЭФУ и после загорания сигнализатора (открытие электромагнитного клапана) провернуть с помощью стартера коленчатый вал.

Если топливо при открытом клапане не просачивается через неплотно завернутое резьбовое соединение штуцера, устранить неисправность в системе питания топливом

Непрохождение топлива через свечу - Вывернуть свечу из коллектора.

Промыть и продуть сжатым воздухом жиклер, топливный фильтр и топливоподводящие полости.

Проверить наличие пламени факела

Негерметичность системы питания топливом - Устранить негерметичность

Признаками отказа устройства могут быть:

  • зашкаливание стрелки амперметра;
  • стрелка амперметра не отклоняется;
  • стрелка амперметра показывает вдвое меньший ток разряда; отсутствие факела пламени.

К наиболее характерным отказам относятся:

  • замыкание свечей на “массу” замыкание или перегорание спирали термореле;
  • перегорание свечей или отсутствие контакта в цепи;
  • отказ топливной системы.

Кнопку включения ЭФУ проверяют с помощью контрольной лампы поочередным подсоединением ее к выводам (рис. 4).

При подключении лампы к выводу 15 лампа должна гореть, при подсоединении к выводам 19 и 17 лампа гореть не должна (при отпущенной кнопке включения ЭФУ).

При нажатой кнопке напряжение должно быть на всех трех выводах.

Проверку амперметра производят аналогично.

Для проверки термореле ЭФУ подсоединяют контрольную лампу к выводу 19: лампа должна гореть.

Затем проверяют исправность обмотки термореле подключением лампы к выводу 17А или 17Б (рис. 5): лампа должна гореть (кнопка включения ЭФУ нажата).

Для проверки исправности контактов термореле необходимо подключить лампу к выводу 18 (или 19А), нажать кнопку включения ЭФУ. Исправное реле должно включить лампу через 75-110 с.

Для проверки реле ЭФУ необходимо подключить контрольную лампу к выводу 17Б реле ЭФУ (кнопка включения ЭФУ нажата).

Лампа должна гореть, если она не горит, значит, неисправен провод.

Затем проверяют исправность контактов реле, для чего подсоединяют лампу к выводу 17А (кнопка включения ЭФУ нажата): лампа должна гореть.

Чтобы проверить электромагнитный топливный клапан, необходимо провод от “+“ аккумуляторных батарей подсоединить к выводу клапана. При этом должен быть слышен щелчок срабатывания клапана.

Для проверки факельных свечей необходимо вывернуть свечи, установить их на корпус автомобиля и включить кнопку ЭФУ. Через 75-110 с свечи должны накалиться.

Ремонт

Изделия электрофакельного устройства ремонту не подлежат; при обнаружении отказа изделия замените его.

Для проверки подачи топлива к свечам отсоедините топливопровод от свечи и прокачайте систему питания двигателя топливом ручным топливоподкачивающим насосом.

Затем откройте электронагнетательный клапан, подав напряжение на штекер клапана со штекера провода подкапотной лампы. При этом из отсоединенного топливопровода должно появляться топливо.

Схема установки для проверки пропускной способности свечей ЭФУ: 1 - клапан; 2 - манометр; 3 - ресивер; 4 - топливопровод; 5 - вентиль запорный; 6 - свеча факельная; 7 - цилиндр мерный с ценой делений 0,1-02 см 3

Пропускную способность свечи определяйте на отечественных стендах СДТА-З (КИ-22201) и других, позволяющих плавно регулировать давление топлива.

При избыточном давлении дизельного топлива 73,6 кПа (0,75 кгс/см 2) и температуре 15-25°С пропускная способность свечи должна быть 5,5-6,5 см 3/мин.

Замер производите после предварительного пролива свечи топливом в течение 20-30 с.

При отсутствии указанных стендов соберите установку по схеме на рис. 6.

Схема проверки потребляемого свечой тока: 1 - источник питания; 2 - реостат; 3 - амперметр; 4 - вольтметр; 5 - свеча; 6 - выключатель

Для определения величины потребляемого тока свечи соберите схему (рис. 7), позволяющую иметь выходное напряжение постоянного тока 19 В.

Напряжение поддерживайте реостатом 2. При таком напряжении потребляемый ток через минуту после включения свечи должен быть 11-11,8 А.

Схема проверки термореле: 1 - источник питания; 2 - реостат; 3 - амперметр; 4 - лампа контрольная; 5 - термореле; 6 - вольтметр; 7 - выключатель

Для проверки параметров термореле соберите схему, указанную на рис. 8. Термореле установите на горизонтальную поверхность защитным экраном вверх.

Номинальную величину тока 22,8 А, проходящего через реле, устанавливайте и поддерживайте реостатом 2.

Время до замыкания контактов и удержания их в замкнутом состоянии определяйте по загоранию контрольной лампы 4.

Для этого один провод контрольной лампы соедините со штекером термореле, а второй — с источником постоянного тока (аккумуляторной батареей).

Время с момента включения тока до замыкания контактов термореле (загорание контрольной лампы) при температуре окружающего воздуха 15-25 °С должно быть 55-65 с, а время удержания контактов (горения контрольной лампы) после отключения — не менее 45 с.

Герметичность электромагнитного клапана проверяйте подачей сжатого воздуха под давлением 147 кПа (1,5 кгс/см 2) к входному каналу клапана.

При погружении клапана в воду не должны выделяться пузырьки воздуха.