Поиск неисправностей в системе электроснабжения КамАЗ

Анализ отказов в системе электроснабжения.

Основными причинами отказов в системе электроснабжения являются:

- механические причины (повреждение токоведущих деталей, их изоляции и коррозия контактных поверхностей, изнашивание деталей механизмов);

- отклонения внешних условий от нормальных (повышение температуры, влажности или запыленности среды);

- превышение допустимой электрической нагрузки по напряжению или току.

В системе энергоснабжения во время эксплуатации автомобиля возникают механические и электрические неисправности, которые вызывают нарушение работы приемников электрической энергии всех других систем электрооборудования. Механические неисправности определяют внешним осмотром и по шуму при работе. Электрические неисправности определяют по показаниям контрольных приборов.

В период эксплуатации автомобиля возникают следующие неисправности системы энергоснабжения.

Не работают все приемники электрической энергии.

Признаки неисправности:

- не горят лампы системы освещения;

- не работает звуковой сигнал;

- не включается стартер;

- стрелка амперметра не отклоняется в сторону разряда при включении приборов.

Причины неисправности: неисправна или полностью разряжена аккумуляторная батарея, батарея не включается в сеть

Все приемники работают с малой мощностью при неработающем двигателе.

Признаки неисправности:

- Стартер не вращается;

- лампы освещения горят с неполным накалом;

- звуковой сигнал звучит слабо;

Нарушение нормальной работы всех приемников электрической энергии.

Причины неисправности:

- Сильно разряжена аккумуляторная батарея;

- повышено сопротивление в контактных соединениях наконечников проводов на выводах батареи, раме автомобиля, на зажимах выключателя батареи, тягового реле стартера, амперметра;

- сильное подгорание контактных поверхностей выключателя батареи.

Аккумуляторная батарея не заряжается.

Признаки неисправности:

- во время работы двигателя на любой частоте вращения коленчатого вала амперметр показывает разрядный ток.

Причины неисправности:

- Обрыв или слабое натяжение ремня привода генератора, обрыв в цепи, соединяющий генератор и аккумуляторную батарею (вывод “-1-” генератора и плюсовой вывод батареи);

- обрыв в цепи возбуждения генератора;

- замыкание на корпус цепи возбуждения генератора, неисправен генератор;

- неисправен регулятор напряжения.

Аккумуляторная батарея недозаряжается.

Признаки неисправности:

- амперметр показывает малую силу зарядного тока при разряженной батарее на любой частоте вращения коленчатого вала двигателя;

- при включении фар сила зарядного тока резко уменьшается или амперметр показывает разрядный ток;

- резкое колебание стрелки амперметра.

Причины неисправности:

- Неправильно отрегулирован регулятор напряжения;

- слабое натяжение ремня привода;

- замасливание или износ шкива генератора;

- неплотный контакт в зарядной цепи или цепи возбуждения генератора.

Большое колебание стрелки амперметра наблюдается при замасливании контактных колец и зависании щеток генератора, когда при вибрации двигателя автомобиля периодически нарушается и восстанавливается контакт между щетками и кольцами ротора, в соединениях неплотно закрепленных наконечников проводов в цепи возбуждения генератора и в цепи зарядного тока.

Аккумуляторная батарея перезаряжается.

Признаки неисправности:

- при длительной работе двигателя амперметр постоянно показывает зарядный ток, и стрелка его не устанавливается на нулевое деление шкалы даже при полностью заряженной аккумуляторной батарее;

- при увеличении частоты вращения коленчатого вала происходит значительное увеличение силы зарядного тока, что вызывает отклонение стрелки за предельное значение шкалы амперметра;

- сильное газообразование в электролите аккумуляторов;

- быстрое уменьшение уровня электролита в аккумуляторах;

- увеличение яркости свечения ламп освещения на средней и большой частотах вращения коленчатого вала двигателя;

- малый срок службы ламп освещения.

Причины неисправности:

- неисправность или неправильная регулировка регулятора напряжения;

- замыкание между собой проводов, подключенных к выводам “-+-” и “Ш” генератора.

В случае замыкания на корпус вывода “Ш” генератора или зажима Ш регулятора произойдет отключение регулятора напряжения. В результате напряжение генератора с увеличением частоты вращения может достичь чрезмерно большого значения, опасного для ламп и других приемников электрической энергии.

Системы электроснабжения автомобилей с генераторами переменного тока и бесконтактно-транзисторными регуляторами напряжения (каковой и является рассматриваемая система автомобилей КамАЗ) отличаются высокой надежностью в работе при условии строгого соблюдения правил их эксплуатации. В частности, необходимо контролировать состояние и крепление проводов на зажимах генератора, регулятора напряжения и аккумуляторной батареи. Работа генератора при отключенном от вывода "-+-” проводе приводит с увеличением частоты вращения к росту напряжения на выпрямительном блоке, что в свою очередь может привести к выходу его из строя, повреждению регулятора напряжения. Повышение напряжения генератора может произойти и в случае отключения аккумуляторной батареи ее выключателем во время работы генератора.

К выходу из строя силового транзистора регулятора напряжения приводит замыкание его выводов “-+-” и “Ш”. Особую опасность для генераторной установки переменного тока представляет подключение к ним аккумуляторной батареи в обратной полярности. Это приводит к выходу из строя диодов выпрямительного блока.